Приложение МААМ

Развитие мимики и пантомимики у детей с нарушением зрения

Ирина Волгина
Развитие мимики и пантомимики у детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы

Вследствие неполноценного зрения или его отсутствия слабовидящие или слепые дети затрудняются воспринимать визуально сигналы, поступающие от партнеров по общению, в полном объеме.

Испытывая трудности в дистантном восприятии выразительных движений (мимики, пантомимики) партнера, они не в полной мере понимают его состояние. Это, в свою очередь, проявляется в неадекватной характеристике самого партнера и его эмоционального состояния. Такое положение еще более усугубляется отсутствием четких и полных представлений о мимике и пантомимике, которые у них непрочные, расплывчатые.

Темочки:

Процесс межличностного общения у слепых и слабовидящих детей в связи с этим в значительной степени затрудняется. Все это свидетельствует о необходи-мости целенаправленного формирования и развития у таких детей выразительных движений – мимики и пантомимики, т. е. невербальных средств общения.

Дети с глубокими нарушениями зрения зачастую не могут имитировать действия даже с теми предметами, которые им хорошо знакомы (показать, как катают машинку, качают куклу, играют на дудочке, не понимают, как без слов можно выразить свое согласие или несогласие с чем-нибудь (поздороваться, поблагодарить, попрощаться, им трудно выполнить такие действия, как поднять брови, сморщить нос, надуть щеки.

В ходе специального обучения дети усваивают общепринятые мимические и пантомимические движения, начинают их использовать в своей деятельности, правильно понимать эмоциональные состояния других людей и переносить полученный опыт на восприятие иллюстративного материала.

Сам процесс обучения состоит из четырех основных этапов:

• снятие напряжения мышц или напротив – повышения их тонуса;

• знакомство с мимикой, жестами, позами;

• обучение выразительным движениям лица и тела;

• включение неречевых средств общения в этюды и игры, а затем в повсе-дневную коммуникативную деятельность.

Детям с тяжелой зрительной патологией очень важно научиться самостоятельно и правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия и интонацию с целью:

• в своих действиях и поведении не выделяться среди нормально видящих;

• передавать адекватными неречевыми действиями свое эмоциональное со-стояние.

Задачи:

развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществляющего мимические, жестовые и пантомимические движения;

развитие и совершенствование общей и мелкой моторики;

• обучение способам ориентировки «на себе», «от себя» - в микропространстве и макропространстве;

• обучение механизму произвольного воспроизведения изолированных элементов мимики, жестов, интонации;

• обучению восприятию и воспроизведению выразительных поз и жестов, присущих человеку при выполнении различных видов деятельности;

• обучение адекватному восприятию выразительных поз животных;

• формирование приемов воспроизведения основных эмоций неречевыми средствами;

• формирование потребности в сопереживании;

• формирование интереса к общению.

В основе развития двигательного аппарата дошкольника с тяжелыми нарушениями зрения, в умении ориентироваться пространстве лежит игра. В игре как ведущем виде детской деятельности ребенок развивает как двигательные, так и познавательные способности. Передвигаясь в пространстве, ребенок одушевляет предметы, изучает возможности своего тела, общается с другими детьми, познает мир людей.

Игровая деятельность ребенка с тяжелыми нарушениями зрения как ведущая форма овладения пространством осуществляется на суженной сенсорной основе. Поэтому стимуляция игровой деятельности такого ребенка со стороны взрослых предполагает знания закономерностей и особенностей его психического, физического и личностного развития.

Прежде чем учить ребенка игре, родителям необходимо понять, зачем это делается. В педагогической литературе по проблеме обучения детей игре указывается, что игра является неотъемлемой частью жизни ребенка, как с нормальным, так и с нарушенным зрением. С ее помощью он познает окружающий мир, усваивает связи между людьми, предметами, осознает свою роль в семье и обществе. Через игру ребенок получает знания, накопленные предыдущими поколениями. Именно игра готовит ребенка к вступлению во взрослую самостоятельную жизнь.

Процесс обучения игре длителен и сложен. Он с каждым годом жизни ребенка будет обогащаться, и становиться более интересным, как для малыша, так и для его родителей, но при соблюдении определенных общих правил:

• необходимо постоянно расширять представления ребенка об окружающих его предметах (называть их, обращать внимание на их внешний вид, характерные признаки, свойства и особенности, указывать на их назначение и показывать по возможности способы применения);

• предоставлять малышу возможность для обследования предметов, разных по форме, фактуре, назначению;

• создавать ребенку условия для проявления самостоятельности при выполнении показанных ранее действий с предметами и игрушками, не мешать ему, если он сам захочет познакомиться с новыми предметами;

• при подборе игрушек руководствоваться не только внешней привлекательностью, а возможностями и интересом ребенка;

• привлекать ребенка к выполнению некоторых простейших домашних дел (мытье посуды, подметание пола, поливка цветов, чистка овощей и т. д.). Это необходимо для расширения жизненного опыта ребенка и обогащения сюжетов для творческой игры.

Во время игры необходимо следить за тем, чтобы ребенок старался больше производить действий, а не только словесно их описывать. Нужно отмечать и поощрять точное выполнение ребенком взятой на себя роли, способствовать тому, чтобы он играл с другими детьми. Ребенку с тяжелыми нарушениями зрения необходимо иметь друзей, чтобы общаться с ними, когда он подрастет. Не следует ограничивать круг детей, с которыми он общается. Важно научить ребенка играть с нормально видящими детьми. Когда дети играют вместе, они часто находят способы изменения игр или игрушек таким образом, чтобы все могли участвовать в игре, учатся общаться. Участие детей в совместной деятельности со сверстниками избавит родителей от ложного стыда за своего ребенка и подготовит его к переходу в коллектив воспитанников детского сада.

Одна из самых важных и трудных задач для родителей, воспитывающих ребенка с нарушенным зрением, - формирование у него навыков самообслуживания и личной гигиены. От того, умеет ли ребенок самостоятельно одеваться, аккуратно пользоваться туалетом, опрятно есть зависит его дальнейшее положение в детском саду и школе, атмосфера в семье, а также восприятие ребенка окружающими людьми, отношение к самому себе.

По мнению специалистов, родители должны руководствоваться следующими общими правилами:

1. Терпение - самое главное в стремлении привить ребенку с нарушением зрения прочные навыки. Порой будет казаться, что все усилия напрасны - так медленно усваивает ребенок нужные умения и навыки. Но положительные результаты непременно будут, только для этого необходимо время.

2. Не следует стремиться к тому, чтобы ребенок овладел всем сразу, так как для него какое-то сложное действие может быть сначала непосильным. Необхо-димо разделить действие на мелкие операции и добиваться поочередного и прочного усвоения каждой из них.

3. Обучая ребенка, нужно научить его пользоваться остаточным зрением, сохранными анализаторами (слух, осязание, вкус) и речью. Необходимо, чтобы взрослый сопровождал собственные действия и действия ребенка речью, объяснял ребенку все подробно, обращая внимание на детали, стремясь к тому, чтобы ребенок также озвучивал свои действия.

4. Начиная обучать малыша с тяжелыми нарушениями зрения какому-либо действию, лучше всего использовать прием совместных действий, когда взрослый берет руки малыша в свои и старается производить действия совместно с ним. При обучении ребенка этим приемом лучше находиться сзади ребенка и примерно на его уровне. При более высокой остроте зрения обучение новым действиям может производиться по подражанию.

5. Помощь ребенку должна осуществляться в разумных пределах. Следует помнить, насколько ребенок самостоятелен сегодня, настолько он свободен и счастлив завтра.

6. Обучение детей с нарушением зрения несовместимо со спешкой, раздражительностью. Нужно выбирать время для занятий, когда ребенок в хорошем настроении, а родители не торопятся.

7. Занятия не должны быть излишне академичными, их лучше проводить в форме дидактической (обучающей) игры.

8. Родителям следует обязательно высказать свое мнение по поводу успехов или неудач ребенка - ему очень важно чувствовать живое участие взрослых в важных для него делах.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения Бражнова Валентина Владимировна. Игра- основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре закрепляются полученные знания и представления.

Презентация «Пособие для детей с нарушением зрения «Рисуем, играя» РИСУЕМ, ИГРАЯ Известно, что дети с нарушением зрения имеют проблемы в понимании формы, величины и пространственного положения предметов.

Презентация «Игровые упражнения на развитие мимики и пантомимики» Мимика нужна человеку не только для выражения эмоций. Она играет важную роль в формировании правильного произношения, поэтому логопеды уделяют.

Конспект занятия для детей с нарушением зрения «Мебель» Конспекты занятий для детей с ОВЗ (нарушение зрения) Воспитатель: Копылова Анастасия Игоревна МБДОУ «Радуга». ТЕМА: «МЕБЕЛЬ». Программные.

Консультация для родителей детей с нарушением зрения на тему «Помощь по дому — развитие ориентировки в пространстве» Консультация для родителей на тему: «Помощь по дому – развитие ориентировки в пространстве». Уважаемые родители! «Особенное» отношение к.

Консультация для родителей детей с нарушением зрения Консультация для родителей ребёнка с нарушением зрения. «Игры на прогулке» (коррекционные игры и упражнения). 1. Игры и упражнения, направленные.

Опыт работы музыкального руководителя «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения и слепых детей»Опыт работы музыкального руководителя «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения и слепых детей» «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим, - задача педагога - воспитать в нём творческое начало,.

Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения Особенности развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Зрение – это способность видеть, то есть ощущать и воспринимать.

Развитие познавательной активности у старших дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования Развитие познавательной активности у старших дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования Ребенок с нарушением зрения.

Особенности развития коммуникативной стороны речи у детей с нарушением зрения Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей, умений общаться не только с отдельными детьми,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мимики и пантомимики у детей с нарушением зрения
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 15:22
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мимики и пантомимики у детей с нарушением зрения» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Волгина (УИ 59131) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД