Ольга Ефремова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе «Лесная школа»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №5 «Теремок» города – курорта Железноводска
Открытая итоговая образовательная деятельность
в подготовительной к школе логопедической группе «Почемучки»
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе „Лесная школа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Учитель-логопед : Ефремова О. В.
План - конспект итоговой ОД
в подготовительной логопедической группе «Почемучки»
по обучению грамоте
«Лесная школа».
Цель: Систематизировать представления о времени года - весна, Закрепление знаний по разделам программы «Речевое развитие».
Коррекционно - образовательные задачи:
Расширить представления о времени года – весна, о признаках весны, закрепить название месяцев весны.
Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова: делить слова на слоги; упражнять в анализе и синтезе односложных и двусложных слов.
Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные звуки. Закрепить знания детей гласных и согласных буквах алфавита. Учить разгадывать ребусы. Упражнять в выкладывании букв из палочек и кубиков. Совершенствовать навык составлять из бук слова. Закрепить в речи все пройденные предлоги в, на, с, из,под, над, за, около.
Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развивать слуховое внимание, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения, общую и тонкую моторику. Развитие связной речи, стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Продолжить работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Воспитательные задачи:
Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности. Развивать коммуникативные навыки - поддерживать общение между детьми, учить детей выслушивать друг друга до конца. Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи. Развивать навыки учебной деятельности.
Оборудование:
Демонстрационный: презентация времени года - весна, в музыкальном сопровождении, звуковые замки, звуковые человечки, карточки для звукового анализа, предлоги – символы, карточки с буквами, дидактическая игра «Раздели на слоги», дидактическая игра «Составь предложение с предлогом», дидактическая игра «Листопад»», дидактическая игра «Волшебные яблоки», дидактическая игра «Угадай слово», дидактическая игра «Угости зверей чаем», сорока, письмо, картинки – ребусы, карточки – схемы предлогов, картинки цветов – первоцветов и зверей, птиц,ребусы
Раздаточный: пеналы для звуко –буквенного и слогового анализа слов, счетные палочки, наборы кубиков Никитина, карточки для составления предложений с предлогами, массажные мячики «су- джок», дидактическая игра «Собери целое» (конверты с разрезными изображениями теневых животных) по количеству детей, карточки для звукового анализа слов, шишки, разрезная азбука, симафоры.
Предварительная работа:
Беседа о временах года, чтение С. Я. Маршака «Круглый год». Наблюдение на прогулке за цветами, насекомыми, птицами. Работа по лексическим темам в течении года: осень, весна, овощи, фрукты, цветы, перелетные птицы, звери. Работа в логопедических тетрадях и папках. Изучение элементов грамоты и букв русского алфавита. Совершенствование фонематических процессов, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, связной речи и коммуникативных навыков на фронтальных, подгрупповых и вечерних занятиях с воспитателями группы коррекционной направленности, Развивающие игры с кубиками Никитина «Сложи узор».
Речевой материал:
Весна, месяц, март, апрель, май. солнышко, подснежник, перелеска, мать и мачеха, первоцвет, ландыш, ласточка, кукушка, грач, скворец, лебедь, аист, в, на, с, под, над, из, около.
Используемые технологии, методы:
Информационные технологии; здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, М. И. Чистякова «Психогимнастика», самомассаж, Г. П. Занатулина «Динамические паузы», пальчиковая гимнастика, «Су – Джок» терапия; М. Мантессори «Зона ближайшего развития»; технология развивающих игр Б. П. Никитина; педагогический опыт Н. В. Нищевой «Система работы в логопедической группе для детей с ОНР».
Ход образовательной деятельности
1. Организационый момент
1. Логопед предлагает детям сесть на стульчики (к стульчикам прикреплены буквы). Дети определяют первый звук в своем имени и находят соответствующую букву.
1)Д / игра «Отгадай зашифрованное слово». Дети отгадывают слово по первым звукам названия картинок. Слова - ВЕСНА.
2) Презентация Весна.
-Какое сейчас время года?
- Какие месяцы весны Вы знаете?
-Назовите приметы весны.
-Как называются одним словом первые весенние цветы? Первоцветы. (девочки рассказывают стихотворения про подснежники)
Цветы очень нежные- это подснежники
В проталинах темных видны,
И все они первые, самые первые,
Подарки шалуньи весны
2. Закройте глаза (звучит пение птиц)
-Как Вы думаете куда мы попали? В лес.
- Кто живет в лесу? Выставляются картинки зверей. Делим на слоги.
3. Правила поведения в лесу.
Отправляемся в сказочный лес. Наши животные тоже сказочные. Они посещают «Лесную школу» и так же как и Вы любят играть с буквами и словами. Они приготовили для Вас интересные задания.
4. Предлагаю сесть за столы.
1) Игра «Раздели на слоги» У детей карточки - картинки овощей и фруктов. Давайте угостим наших животных. Дети делят слова на слоги.
2)Давайте вспомним чем звук отличается от буквы (вставляю схему).
3) Какие звуки Вы знаете?
Гласные и согласные (выставляю замки звуков и мальчики – звуки)
Кто живет в красном замке? Давайте вспомним стихотворение про гласные звуки.
4) Д / игра «Симафоры»
Я называю слова со звуками Р и Рь, а дети показывают символ.
а) в начале слова (выставляется схемы, где твердый и мягкий звук Р находится в начале слова.
РАК,РЕПА,РУКА, РЕКА;
б)В середине слова
КОРОВА, МАТРЕШКА, СОРОКА, ВОРОБЕЙ, ПОГРЕШКА;
в) в конце слова
БУКВАРЬ, САХАР, ПОМИДОР, ФОНАРЬ, ДВЕРЬ, ТОПОР.
5) Давайте сделаем звуковой анализ слов:
МАК, РОЗА, ЛИСА, КИТ.
6) Игра «Угости зверей чаем».Давайте угостим теперь зверей чаем. Лисичку – сестричку и Мишку- шалунишку. Лисичку со звуком- [С], Мишку – шалунищку -[ Ш].
7) А сейчас угостим настоящим вкусным чаем. У детей картинки с кружками.
- Я угощаю малиновым чаем.
- Я угощаю липовым чаем и т. д.
8) Звуки мы повторили, давайте теперь повторим буквы.
Выкладываем гласные буквы из счетных палочек. А, У, И.
Дети читают стихи про гласные буквы.
Две палочки наискосок,
А между ними поясок.
Буква - У - совсем проста,
Тянет рожки из хвоста.
Буква- И наискосок,
Примеряла поясок,
Снизу вверх его тянула,
К правой ножке пристегнула.
Согласные: П, Т, К, М. (Дети читают стихи)и выкладывают букву по желанию из кубиков Б. П. Никитина
На прямую палочку,
справа села галочка,
Там поныне и сидит.
Буквой - К на нас глядит.
Палочка и палочка,
Между ними галочка,
И понятно сразу всем,
Получилась буква М.
3. Физминутка
1. Вышел дождик на прогулку.
Вышел дождик на прогулку.
Он бежит по переулку.
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал
Дождик кончился. Устал.
2. Упражнение с массажными шариками «Су – Джок». «Ежик на прогулке».
Ежика в руках кручу,
Поиграть я с ним хочу,
Домик сделаю в ладошках,
Не достанет его кошка.
Ежик, ежик чудачок,
Сшил колючий пиджачок
В лес с утра и с ним гулять,
Чтоб друзей всех повидать.
Ежик топал по тропинке
И грибочки нес на спинке
Ежик топал не спеша,
Только листьями шурша.
4. 1) Давайте поиграем с разрезной азбукой.
Игра «Волшебники».Превращаем слова в новые слова.
СУП – СУК – СОК – СОМ – СОМ – СОН - СЫН – СЫНОК.
2) В речи мы используем предложения. Предложения – это законченная мысль. Предложение пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка.
Солнце спряталось …. тучку.
Птичка прилетела …. веточку. Правильно я составила предложения?
Что я пропустила? Слова – Предлоги.
Выставляю схемы и вспоминаем предлоги: в, на, под, над, около.
Дети составляют предложении по своим схемам о лесных жителях.
3) А Вы умеете разгадывать ребусы?
Ребусы: ВЕСНА, ГРОЗА, АПРЕЛЬ, ПОЧКИ.
4) Логопед обращает внимание на стену. На ней прикреплены перелетные птицы и сорока.
-Как называются эти птицы?
- Все ли здесь перелетные птицы?
Сорока дает письмо.
В гости к нам пришла весна,
Деток радует она,
Солнце светит, солнце греет.
Всюду травка зеленеет.
Выглянуло весеннее солнышко и стало видно тени всех лесных жителей. Помогите собрать тени этих животных.
5. Итог.
Наш урок в «лесной щколе» окончен.
Дети выходят на ковер. Белочка дарит шишки. Пальчиковая гимнастика «Чтобы всех сильнее стать».
Чтобы всех сильнее стать, надо шишку посжимать,
Буду шишки я сжимать, буду руки развивать.
Вот сжимаю правую, Вот сжимаю левую, Чтобы всех сильнее стать, надо шишку посжимать
Белка хочет поиграть, хочет шишки покидать,
С белкой поиграем, шишки мы поймаем.
В какие игры Вам понравилось играть в «Лесной школе»?