Наталья Яковенко
Организация кружковой работы как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта по теме «Организация кружковой работы, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста».
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Темочки:
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!
Цель экологического образования в ДОУ- формирование экологически воспитанной личности, которая характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природной среде, гуманным, экологически правильным отношением к ней.
Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку найти ответы на интересующие его вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создаём условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия и гуманное отношение к природе.
Научить видеть и понимать красоту природы, бережно относится ко всему живому – главные задачи экологической работы в ДОУ. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию, тем лучше будет результат.
Поэтому приоритетным направлением в своей педагогической деятельности определила - экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Мною обобщён опыт работы по теме «Организация кружковой работы, как средство формирования экологической культуры детей дошкольного возраста», который был представлен на Августовской конференции работников образования Кяхтинского района Республики Бурятия.
Являюсь руководителем экологического кружка «Юный друг природы».
Мною разработана программа дополнительного образования по экологическому воспитанию дошкольников «Юный друг природы», для детей 4-7 лет. Программа составлена с учетом требований ФГОС ДО, в соответствии с возрастными особенностями детей.
Мною разработаны и реализованы различные экологические проекты от идеи до воплощения.
Один из таких проектов, называется «Огород на окне». В группе растут различные овощные культуры, вместе с детьми выращиваем рассаду, ухаживаем за ней, наблюдаем, определяем, какие условия нужны для её роста. И высаживаем в теплицу, которая находится на территории детского сада.
Ежегодно принимаем участие в благоустройстве и озеленении территории детского сада. Участвовали в конкурсе на лучший дизайн групповых участков «Сотвори руками чудо».
Во всероссийском конкурсе «Осенняя фантазия».
Участвовали во всероссийской акции «Кормушка для пичужки.
Одним из направлений по формированию экологической культуры детей является познавательно-исследовательская деятельность.
С детьми проводим опыты с песком, с водой, определяем свойство воздуха, делаем выводы.
В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е личностные качества ребёнка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Организую экскурсии, прогулки, наблюдения, как на территории детского сада, так и за её пределами. Дети знакомятся с растениями, животными, насекомыми родного края и с условиями их обитания.
В рамках реализации проекта «Удивительные ягоды», была проведена экскурсия в осенний лес, где дети познакомились с ягодой облепихой, рассматривали её внешний вид, и пробовали её на вкус. Дети узнали, в каких условиях растёт ягода, чем она полезна и что можно из неё приготовить. Родители приготовили сок, морс из облепихи и угощали детей.
(Приняли участие в конкурсе исследовательских работ «Я исследователь». Родители совместно с детьми проводили простейшие опыты и эксперименты в домашних условиях, затем создавали презентации и защищали их на мероприятии в ДОУ.
Изготавливаю своими руками и использую в своей работе, интересное пособие – Лэпбук. Лэпбук-это книга на коленях. Он позволяет мне организовать познавательную и исследовательскую деятельность, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности ребёнка.
Ежегодно провожу педагогический мониторинг.
Для того чтобы вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, для развития интереса к исследовательской деятельности. С детьми изготовили экологическую куклу-травянчик. Дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями.
Кто такой травянчик? Это экоигрушка, которую можно купить в магазине, но гораздо интереснее сделать её самостоятельно.
Эта игрушка не только украсит ваш дом и принесет радость, но и принесет пользу тем, у кого есть домашние животные. Ее изюминка заключается в том, что Вы поливаете ее водой и через некоторое время, из ее головы начинает расти сочная, нежная, густая трава, создавая шевелюру, она превращается в объект наблюдений. Наблюдать за процессом будет интересно и вам и вашим детям. После того как «волосы» травянчика немного подрастут, им можно мастерить причёски, аккуратно подстригая траву так, как вам больше нравится. Позже она обязательно вырастет снова.
А сейчас предлагаю вам посмотреть, как мы с детьми делали таких человечков. Вот такие человечки получились у нас. Дети приложили немало усилий, чтобы их сделать.
Буквально через 3-4 дня появились первые всходы.
Дети выполняли работу с огромным желанием и интересом.
И, наконец, когда у Травянчиков «волосы» стали совсем длинными, дети от наблюдения перешли к практической части, стали парикмахерами: делали причёски куклам, подстригали их. Это принесло ребятам море удовольствия.
А сейчас предлагаю перейти к практической части мастер класса. Кто желает поучаствовать в мастер классе, предлагаю занять свои места и немного со мной пофантазировать (Участники мастер – класса: подходят к столам).
В честь первого месяца весны, мы сегодня с вами будем делать, необычное растение, которое называется Травянчик. (показ куклы). Предлагаю вам попробовать сделать своими руками травянчика!
Материал, для изготовления куклы: капроновая ткань, капроновые полоски ткани, зерно (овёс, ячмень, семена газонной травы, древесные опилки, ножницы, аксессуары, для оживления куклы (глаза, рот, носик, пуговицы, бусины, акриловые краски и т. д.)
Порядок изготовления:
1. Берем отрезок капроновой ткани. С одной стороны завязываем с помощью капроновой полоски, отрезаем лишнюю ткань, делаем что-то вроде капронового мешочка.
2. Выверните нашу основу так, чтобы хвостик оказался внутри мешочка.
3. Теперь насыпаем зерно 2 ложки. Можете использовать также овёс, ячмень, семена газонной травы). Зерно распределяем в том месте, где вы планируете, чтобы у вас росла травка.
4. Оставшееся пространство мешочка засыпаем опилками, набиваем туго, опилки кладём побольше, не боимся приминать.
5. После того как будет заполнен весь мешочек, завязываем наш мешочек капроновой полоской и ножницами отрезаем лишнее.
6. Вот такие тяжёлые мешочки у нас получились. Располагаем куклу так, чтоб семена находились вверху.
7. Далее из получившегося шарика начинаем формировать травянчика. Это уже будет зависеть от вашей фантазии. Отделите небольшое количество опилок, перевяжите капроновой полоской. Таким же способом делаете всё что хотите (лапки, ушки, руки, ноги). Экспериментируем, и вас обязательно получится какое-нибудь забавное существо.
8. Теперь оживляем наших малышей. Сначала приклеиваем глаза. Это могут быть небольшие пуговки, можно вырезать из плотной ткани, можно купить в магазине готовые «глаза». Для ротика и носика можем использовать плёнку-самоклейку, или тоже можно нарисовать.
9. Далее, добавляем аксессуары по своему усмотрению.
10. Травянчика можно раскрасить, тогда он будет еще красочнее, ярче. Для раскрашивания лучше использовать акриловые краски, ведь в дальнейшем мы будем поливать своего травянчика и гуашь будет растекаться.
Наш травянчик готов, у нас получилась замечательная экоигрушка.
Какие вы молодцы, сколько сил и терпения приложили. Вам понравился процесс изготовления?
Теперь мы замачиваем её в воде примерно на час, чтобы она как следует впитала в себя воду и семена которые находятся в ней набухли. Затем ставим игрушку в небольшую емкость, наблюдаем, не забываем поливать.
Через 3-5 дней у нашего травянчика начнёт появляться «Причёска».
Через 14 дней мы можем подстригать траву.
Такая игрушка не только развивает воображение и мелкую моторику, но и учит ответственности. Ведь, чтобы травянчик рос, за ним нужен уход. Экоигрушка воспитывает у детей желание самим вырастить растение из семян, трудолюбие, заботливое отношение к окружающей природе и аккуратность при выполнении работы; обучает простейшим трудовым умениям; формирует представление о потребностях растений: (тепло, свет, влага, грунт). Ребенок с удовольствием поливает свою игрушку, придумывает ей имя, наблюдает, как каждый день растет травка.
Итог: Вот и подошёл к концу наш мастер класс. Всем спасибо за участие. Я надеюсь, что сегодняшний мастер класс окажется вам полезен, ведь в такой интересной и занимательной форме знакомства с экологией, дети смогут и наблюдать, и анализировать, и делать выводы.
И в заключении хочу сказать:
Пусть в вашем сердце никогда не угасает любовь к детям, любовь к своей профессии. Всегда помните - вы талантливы, талантливы ваши дети, главное только захотеть и всё получится!
На память хочу подарить вам буклеты (раздача буклетов)
Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!