Марина Аббакумова
Опыт работы по теме «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние, пусть они понимают её как сучок, на котором находится гнездо, где живём мы, птенцы природы», -
писал В. А. Сухомлинский
Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического образования трудно переоценить. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Воспитание в детях экологической культуры необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять ее. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Дети должны обогащать свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.
Публикация «Опыт работы по теме „Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
В основу содержания моей работы легла программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Основной целью программы является:
-воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
-формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному, положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту;
-закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.
Программа реализует следующие задачи:
1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, обучению повествовательной речи (пересказывание, составление диалога, развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.
3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
На практике эти цели и задачи реализовывались мной через НОД кружка «Юный эколог».
Основные формы кружковой работы – интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические игры; составление творческих рассказов. А также наблюдения, эксперименты, целевые прогулки и развлечения, и практическая деятельность.
Хочу подробнее рассказать об используемых мною формах работы.
Дошкольник познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру и понимать природу во многом зависит от нас – педагогов. Поэтому главным в воспитании дошкольника будет игра.
В экологических играх дети закрепляют и расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.
- Предметные игры – «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на ветке» и т. д.
- Настольно-печатные игры – «Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Фрукты и овощи», «Мир животных» и т. д.
- Словесные игры – «Небо. Земля. Вода», «Кто как кричит», «Угадай кто?»
- Подвижные игры – «Овцы и волки», «День и ночь», «Солнышко и дождик» и т. д.
Также проводились эксперименты и опыты с природным материалом, песком, снегом, глиной, крупой.
ИКТ - «Уроки тётушки Совы», кинофильмы о природе и животных.
Наглядные пособия – плакаты, открытки, энциклопедии, журналы, карточки и т. д.
Важным было и практическая деятельность – уборка территории, благоустройство участка, посадка мини-огорода. Зимой дети сами кормят птиц, а летом сажают огород, разводят цветы в клумбах и т. д.
Проводились различные праздники «День птиц», «День земли», «Берегите матушку – природу».
Особое место занимают природоохранные акции – «Ёлочка - зелёная иголочка», «Птичий ресторан», «Берегите воду».
Создали альбом «Дневник природы», где ребята отмечали не только изменения в погоде, но и делали зарисовки.
Большое значение участию в экологической работе мы придаем родителям наших воспитанников. Они мои первые помощники. И я использовала любую возможность общения с ними на доверительных отношениях. Родители с пониманием относились к просьбам, предлагали свою помощь. Проводила для родителей консультации, беседы на экологические темы.
Они с энтузиазмом принимали участи в конкурсах «Лучшая кормушка», «Домик для скворца». А так же участвовали в различных выставках и мероприятиях. Приносили корм для птиц, рисовали плакаты. С помощью родителей в группе создан уголок живой природы.
Также я вела работу с педагогами. Делилась опытом через показ открытых занятий, педагоги участвовали в мозговом штурме «Что такое экологическое воспитание в ДОУ», провела с коллегами круглый стол «Наша планета Земля». Привлекала воспитателей к участию в моих мастер-классах по экологическому воспитанию. Разрабатывала консультации и памятки.
Важным моментом в кружковой работе является умение высказываться, выдвигать гипотезу. И лучший способ для этого – проверить ее в ходе исследования.
Из всего этого следует, что ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к природе
Могу сделать вывод, что поставленные цели и задачи были выполнены. Дети научились:
- называть природные объекты и воспроизводить их по требованию взрослого;
-правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего мира;
-владеть элементарными навыками рационального природопользования;
-понимать ценность природных объектов.
Считаю, что проведенная работа в дальнейшем поможет детям и у них появится стремление больше узнать о том, что нас окружает.