Булдыгерова Татьяна Михайловна
Формирование экологической культуры у детей старшего возраста посредством приобщения к природе родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение. В дошкольном детстве ребенок проходит самый духовный и интеллектуальный путь развития. В данный период формируются основы экологического мышления и сознания, экологической культуры.
Публикация «Формирование экологической культуры у детей старшего возраста посредством приобщения к природе родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
В последние годы проблема окружающей среды превратилась в глобальную проблему. Обострение экологической проблемы и необходимость их преодоления ставит задачу в просвещении населения по формированию экологического сознания, культуры природопользования. В дошкольном возрасте экологическое воспитание — это значит сформировать у детей осознанно правильное отношение к объектам природы. Мы взрослые должны помочь детям открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, необходимый всем, беречь и охранять. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. С данной задачей мы можем справиться, если с раннего возраста активно начнем приобщать ребенка к миру природы.
В нашем детском саду широко используется проектная деятельность. В ФГОС ДО большого внимания уделяется проектной и исследовательской деятельности ребенка — дошкольника как один из факторов предпосылок к учебной деятельности на школьном этапе. Опираясь на богатый материал по данной теме, а так - же учитывая индивидуально - психологические особенности детей старшего возраста, мы разработали несколько проектов по формированию экологической культуры через приобщение к природе родного края. Тематика проектов охватывает все многообразие мира природы. Ребёнок познаёт всё, что видит вокруг себя.
В окружение ребёнка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы – это естественный процесс познания окружающего мира и формирования экологической культуры.
В процессе реализации первого проекта «Дикие животные и птицы нашего края» мы использовали различные формы и методы :
один из значимых методов познания природных объектов : наблюдение. Наблюдая за птицами, которые прилетели из тёплых краёв, мы отмечали их повадки, особенности образа жизни весной.
Опытным путём, установили, какой материал используют пернатые при постройке гнёзд, а затем сделали зарисовки в дневнике наблюдений.
НОД, позволила нам углубить знания о жизни животных и птиц в природе, их внешнем виде, питании.
Продуктом реализации проекта стало музыкальное развлечение «Путешествие в лес». Зал мы украсили продуктами детской деятельности поделками, рисунками, аппликациями
Во время реализации второго проекта «Растения нашего края» мы использовали подвижные игры с экологической направленностью, такие, как «Найди, куст», «Раз, два, три под берёзку беги», где дети закрепляли знания о деревьях и кустарниках, растущих на территории детского сада. Расширяя представления по теме, дети рассматривали картинки, книги, энциклопедии о растениях нашего края. Сбор информации о природном объекте осуществлялся во время целевой прогулки по участку детского сада к цветущим деревьям, кустарникам, цветам. Приобщение к природе родного края проявляется и находит свое отражение в творческой деятельности, дети рисовали «Зимний лес», делали аппликацию «Зимний пейзаж», пели песни о ёлочке, берёзке, водили хороводы. В процессе совместной с взрослыми деятельности, был создан коллаж «Береги природу».
Продуктом проекта стала коллекция растений нашего края.
Проект «Солнце, воздух и вода…» позволил нам развить у детей представления о разных временах года.
Чтение стихов русских поэтов, художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Дети вместе с родителями выбирали стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина и иллюстрировали их фотографиями и копиями картин русской природы, инсценировали стихи. Дидактические игры, подвижные игры способствовали закреплению экологических представлений в интересной, игровой форме, позволили им накопить конкретные представления о неживой природе.
Самодельная книга «Времена года»- стала продуктом проекта.
Проект «Мы - юные экологи». Очень остро встал вопрос о загрязнении окружающей среды. Во время бесед «Как человек охраняет природу», дети взволнованно обсуждали эту тему, замечали неправильное поведение некоторых людей, а затем вместе с детьми мы организовали акцию «Соберём макулатуру, что бы спасти дерево». Дети на практике увидели, как человек может помочь спасти деревья.
На прогулках и экскурсиях мы наблюдали за воздействием человека на природу, а затем провели опыт со снегом, где дети увидели следы загрязнения экспериментальным путём. Игровые и практические методы мы использовали для закрепления правил поведения в природе.
Продуктом проекта стал плакат «Правила поведения в природе».
Для формирования экологической культуры у детей, очень важно продумать организацию развивающей предметно-пространственной среды. Материалы должны стимулировать дошкольников к активной деятельности в рамках определенной темы. В уголок природы вносятся модели опытов, дневник наблюдений. Детские энциклопедии, книги, папки с иллюстративным материалом, макеты, книги, изготовленные совместно с детьми, коллекции растительного мира, дидактические игры природоведческого содержания вся эта содержательная среда дает детям возможность активно практически действовать с объектами и с помощью своих действий получать знания о природе родного края, действовать самостоятельно и общаться с другими людьми.
К участию в проектах привлекались родители, с помощью которых оформляли заповедник, участки, газеты, альбомы. Дети совместно с родителями принимали участие в природоохранных акциях, развешивали скворечники и кормушки для птиц, высаживали рассаду на клумбы и цветники, озеленяли территорию ДОУ.
Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.