Марина Аббакумова
Приложения к опыту работы «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ №21» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Организация интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми смешанной группы по познавательному развитию по теме «Как люди помогают лесным обитателям»
составлен
воспитателем
Аббакумовой М. Ю.
с. Левокумское
2019 г.
Автор конспекта НОД: Аббакумова Марина Юрьевна, воспитатель, МКДОУ «Детский сад №21»
Публикация «Приложения к опыту работы „Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»
Образовательные:
- Формировать знания детей о красоте родной природы и многообразие животного мира в лесу.
- Познакомить детей с новой профессией «лесник».
Развивающие:
-Формировать представления детей о значении леса, о природоохранительной деятельности человека.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к обитателям леса.
Задачи ОО в интеграции:
«Физическое развитие»
1) развитие двигательных навыков и умений во время физминутки, согласовывать свои действия с речитативом.
«Социально - коммуникативное»
1) Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
3) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
4) Формирование основ безопасного поведения в природе.
5) Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
«Речевое развитие»
1) Овладение речью как средством общения и культуры.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.
4) Развитие речевого творчества.
«Художественно - эстетическое» :
1) развитие воображения и художественно-творческих способностей у детей средствами изобразительной деятельности.
Предпосылки учебной деятельности: развивать воображение, дисциплинированность, умение слушать.
Оборудование: письмо, картинки с изображением лесных обитателей; шишки; картинки с изображением лесных птиц; картинки с изображением даров леса; пейзажные картины леса в разные сезоны года.
Оборудование для детей : цветные карандаши, ватман.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Содержание ННОД Образова
тельная
область (вид деятельности) Формы работы Целевые ориентиры (характеристики)
Организационный момент. (Дети заходят в группу, встают в круг)
- Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО! Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: читает загадку о лесе.
Город этот не простой,
Он дремучий и густой.
Воспитатель: Что это?
Воспитатель: Почтальон принес детям письмо от Гномика из Сказочного города ( воспитатель читает письмо: Здравствуйте дорогие дети! Пишет Вам гномик из «Сказочного города». Я хотел бы побывать в настоящем лесу. Расскажите, пожалуйста, что такое лес и кто там живёт, как надо себя вести в лесу. Спасибо за помощь!»
Воспитатель: Согласны помочь?
Речевое развитие (коммуникативная, познавательное развитие
(двигательная)
фронтальная Владеет речью, понимает речь взрослых
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД Образова
тельная
область (вид деятельности) Формы работы Целевые ориентиры
Воспитатель: Человек многим обязан лесу. Чем же дорог нам лес?
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, лес- это деревья, кустарники, травы; лес- это дом для огромного количества его обитателей. Лес - это место жительство птиц и животных.
Лес охраняет нас от сильных и холодных ветров.
Лес дает нам строительный материал.
Лес дает нам чистую воду и воздух. (Ответы детей)
Воспитатель: Кто живет в лесу? (Ответы детей). (картинка с изображением лесных обитателей) .
Воспитатель: Кто назовет больше всех животных, получит приз от Гномика- шишку. В конце нашего мероприятия, мы узнаем лучшего знатока леса - Кто больше всех наберет шишек.
Воспитатель: Хорошо, Вы много назвали животных, все получили шишки.
Предлагаю Вам поиграть в дидактическую игру «Какой? Какая?»
Я начну, а Вы продолжите:
Волк (Какой) – злой, голодный, серый, хищный, лесной, дикий.
Медведь (Какой) –(ответы детей)
Лиса (Какая) – (ответы детей)
Заяц (Какой) – (ответы детей)
Белка (Какая) – (ответы детей)
Воспитатель: Назовите птиц, обитающих в лесу. (Ответы детей) Посмотрите на картинку с птицами, обратите внимание на внешний вид и скажите, как одним словом назвать этих птиц. Что или кто помогает выжить птицам в зимнее время.
Воспитатель: А теперь мы отдохнем.
Физкультминутка «Зайцы»
Скачут, скачут во лесочке (прыжки на месте)
Зайцы – серые клубочки (руки возле груди, прыжки)
Прыг- скок, прыг- скок (прыжки вперед- назад)
Встал зайчонок на пенек (встать прямо, руки опустить)
Всех построил по порядку
Стал показывать зарядку
Раз! Шагают все на месте. (Шаги на месте)
Два, руками машут вместе (махи руками- «ножницы»)
Три! Присели, дружно встали (приседание)
Все за ушком почесали (почесать за ухом)
На четыре потянулись (руки вверх, потянуться)
Пять! Прогнулись и согнулись (прогнуться, наклон вперед)
Шесть! Все встали дружно в ряд. (построение в ряд)
Зашагали, как отряд. (шаг на месте)
- Воспитатель: Что дает лес человеку? Воспитатель показывает картинки с изображением даров леса.
Дети: грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы.
Воспитатель: дети, а как правильно собирать грибы и травы? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему нельзя их рвать с корнем, в большом количестве? (Ответы детей)
Воспитатель: А древесину лес дает человеку?
Воспитатель: Дети, что делают из древесины? (Ответы детей)
Воспитатель: любуясь красотой леса, художники создают прекрасные картины, поэты стихи. (Воспитатель показывает пейзажные картины леса в разные сезоны года, (читает стихи о лесе)
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное. (И. Никитин)
Воспитатель: Кто помогает лесу и его обитателям? (Ответы детей)
Воспитатель: Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы, не разжигал костры, следит за вырубкой леса.
Воспитатель: Ребята, от какого слова образовалось слово ЛЕСНИК? Ответы детей
Воспитатель: Что нельзя делать в лесу? (Ответы детей)
Воспитатель: Почему нельзя рвать растения, разводить костры, мусорить? (Ответы детей)
Воспитатель: Лес и человек нужны друг другу? (Ответы детей)
Воспитатель: Дети, нам необходимо дать ответ Гномику на его письмо. Что мы можем передать ему? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами нарисуем картину «Что такое лес. Как человек помогает лесу и что даёт лес человеку» и отправим Гномику. Согласны? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает детям изобразить на ватмане животных, деревья и с помощью экологических знаков правила поведения в лесу. Дети приступают к работе.
Речевое развитие (коммуникативное)
(двигательная)
(продуктивная)
фронтальная ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.
Стремится к общению со взрослым и активно подражает в движениях и действиях
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ННОД
Образова
тельная
область (вид деятельности) Формы работы Целевые ориентиры
По окончанию воспитатель предлагает рассмотреть картину: Дети, как мы назовем нашу картину? (ответы детей). Расскажите, кто, что изобразил? Что может гномик узнать о лесе из нашей картины? (Ответы детей)
Воспитатель вместе с детьми подсчитывает шишки. Знатокам выдаются медальки «Знаток леса»
Воспитатель: Что ж можно отправить нашу картину Гномику. Мы с вами сегодня узнали, что такое лес, выяснили, кто живет в лесу, правила поведения в лесу.
Лес наше богатство, его надо беречь и охранять, помогать всем обитателям! «Речевое развитие» (коммуникативная) фронтальная Может использовать речь для выражения своих мыслей, для построения речевого высказывания в ситуации общения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ №21» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Мозговой штурм для воспитателей:
«Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»
составлен
воспитателем
Аббакумовой М. Ю.
с. Левокумское
2019 г.
Правила проведения мозгового штурма:
Воспитатели работают по одному, каждый за себя.
Правила:
• Задания в игре даются не все сразу, а по мере выполнения;
• На выполнение каждого задания дается определенное, строго ограниченное время;
• По истечении времени, отведенного на выполнение задания, участники каждой команды дают устные ответы на поставленные вопросы;
• Ответы выносятся на суд всех участников игры;
• После обсуждения и вынесения решения жюри формулируется правильный ответ на вопрос задания.
Для определения степени профессионализма воспитателя можно составить простую таблицу, в графах которой будут проставляться оценки (можно в баллах) за ответы на вопросы и выполнение заданий деловой игры. Эта таблица поможет вынести решение о профессионализме воспитателя в осуществлении экологического образования дошкольников.
Вопросы к мозговому штурму:
1. Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?
Само слово «экология» образовано от греческих «экое» - «дом» и «логос» - наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».
2. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста.
• Цель экологического воспитания - научить детей правильно строить взаимоотношения с окружающим его большим миром.
• Целью экологического воспитания дошкольников является «формирование осознанно-правильного отношения к, явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни».
• Цель экологического воспитания - изучение детьми объектов живой и неживой природы, то, что раньше называли ознакомлением с окружающим миром.
• Цель экологического воспитания дошкольника - это познание живого во взаимосвязи со средой обитания, и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.
3. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей.»
• Достаточно занятий по экологии.
• Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром, коллективный труд, занятия по математике и развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры.
4. На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании, детей - на педагоге-экологе, который проводит занятия по экологии, или на воспитателе, который, не ограничиваясь занятиями, вводит элементы экологического воспитания во все виды деятельности детей?
5. Какова роль педагога-эколога в экологическом воспитании дошкольников?
6. Как Вы думаете, какую роль в экологическом воспитании играет формирование у детей эмоционального отношения к природе? Насколько оно важно для успешного усвоения детьми экологических знаний?
7. Вам предлагаются диагностические карты знаний и умений детей «Экологическое воспитание : мир природы и ребенок». Расскажите, как Вы будете диагностировать следующие знания, умения и навыки детей :
• Владение навыками экологически безопасного поведения в природе.
• Стремление к исследованию объектов природы, умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
• Умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
• Умение проводить простейшие опыты, знание правил безопасности.
8. Попробуйте смоделировать, как элементы экологического воспитания можно ввести в занятия по физкультуре, музыке, в занятия познавательного цикла.
9. Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологической комнаты в детском саду (на 1-е место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд, положение) :
• Наличие как можно большего числа видов растений и животных.
• Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины).
• Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и ухода.
• Безопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых).
• Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными.
• Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы.
• Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы.
10. Для бесед с детьми на разные темы можно составить систему вопросов. Например, для закрепления знаний по теме «Деревья и кустарники» можно предложить детям следующий перечень вопросов:
1. Назови и покажи деревья и кусты, растущие на улице, на участке.
2. Назови и покажи части деревьев.
3. Назови и покажи хвойные и лиственные деревья.
4. Как и откуда дерево получает питательные вещества?
5. Зачем дереву ствол, ветки, листья?
6. Чем дерево отличается от кустарника?
7. Какую пользу деревья приносят окружающей среде и человеку?
8. Как человек помогает деревьям и кустарникам?
9. Для каких обитателей живого мира дерево является их домом?
Как Вы считаете, достаточно ли полным является этот перечень вопросов? Что бы Вы добавили в него или, наоборот, исключили?
Попробуйте составить аналогичные перечни вопросов по темам «Овощи, фрукты и ягоды», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года».
11. Попробуйте сформулировать для детей :
• Правила безопасного поведения при наблюдении за животными и растениями.
• Правила безопасного труда в природе.
• Правила безопасности при проведении опытов с природными объектами.
• Правила безопасной игры в природе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ №21» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Конспект наблюдения на прогулке на тему «Облака»
составлен
воспитателем
Аббакумовой М. Ю.
с. Левокумское
2019 г.
Тема: «Облака».
Цель: Формировать желание изучать природу; рассказать о видах облаков; расширять кругозор; попробовать предсказать природу, на полученные знания.
Задачи:
-Углублять и систематизировать знания о круговороте воды в природе: дать представления о процессе образования облаков и дождя с помощью опыта;
-Развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать;
-Формировать любознательность, умение наблюдать, сравнивать и рассказывать о своих впечатлениях, развивать и обогащать словарный запас;
- Способствовать развитию двигательной активности детей;
Ход наблюдения:
Воспитатель: Послушайте, ребята, загадку и отгадайте, о чё м я с вами хочу сегодня поговорить:
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут?
(Облака)
Воспитатель: Правильно молодцы – это облака. И сегодня мы будем наблюдать за облаками и говорить о них.
А где находятся облака? посмотрите на небо, какое оно? (Чистое, голубое, синее или серое, низкое, хмурое).
Почему облака такие разные? (это объясняется тем, что облака образуются на различной высоте и при разной температуре)
Какие бывают облака и как они называются?
Если облако состоит из очень маленьких капелек, то это пушистые, мягкие облака. Их называют кучевые.
Висящие низко облака, похожие на слоеный пирог, появляющиеся на закате солнца - это слоистые облака.
Тонкие слои тучек - это перистые облака.
Предложить детям понаблюдать за облаками.
Рассказ воспитателя.
Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов, рек, озер и с поверхности земли. Капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, из множества облаков, появляется большая туча, капельки становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Пока облако вырастет, ветер унесёт его далеко от того места, где оно зародилось. Таким образом, происходит круговорот воды в природе.
Если внимательно наблюдать за облаками, можно научиться предсказывать погоду.
Послушайте приметы:
Облака плывут высоко – к хорошей погоде.
Синие вечерние облака – к перемене погоды.
Разорванные в лохмотья кучевые облака – к ненастью и ветру.
- Посмотрим на облака внимательно и попробуем определить, какая будет погода?
(Ответы детей.)
Ход экспериментальной деятельности
В трехлитровую банку наливается горячая вода (примерно 2,5 см.). Сверху на банку ложится грелка со льдом. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, там охлаждается. Содержащийся в нем водяной пар поднимается, вверх образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.
- Посмотрите, что происходит внутри банки. (Ответы детей)
Всегда ли облака бывают одинаковые?
Выберите наиболее понравившееся облако и проследите за ним: куда оно плывет? Быстро двигается или медленно?
Бегут по небу разные зверюшки: Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки. А если вы фантазией богаты, Там свой портрет отыщите, ребята
Игра-соревнование «Кто больше найдет образов, на которые похожи облака»
Задача: развивать воображение, внимание.
Если бы вы смогли полететь на облаке, куда бы вы полетели, что бы хотели увидеть (ответы детей)
В конце наблюдения предложить детям спеть песню «Облака» из мультфильма «Трям, здравствуй"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ №21» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Консультация для родителей
по экологическому воспитанию детей в дошкольном возрасте «Ребенок и природа»
составлена
воспитателем
Аббакумовой М. Ю.
с. Левокумское
2019 г.
Все родители, без исключения, мечтают, чтобы их дети выросли добрыми и любящими, стали ответственными и сознательными. Любовь - понятие очень широкое. Любовь к родителям возникает с самого появления человека на свет. Любовь к Родине воспитывается в более старшем возрасте. А вот дошкольное детство – это период формирования у детей любви к природе. Именно любовь к природе стараются сформировать родители, когда предупреждают детей : «Не рви цветов», «Нельзя бросать камни в птиц» и др. В этих многочисленных «не» и «нельзя», к сожалению, не формируется бережное отношение к природе. В чём же состоит секрет воспитания у детей дошкольного возраста любви к природе?
Педагоги определили для себя эту формулу так : «знание – действие – эмоции». Чтобы у ребёнка появилось чувство причастности к природному миру, ему необходимо познать предметы и объекты окружающего природного мира. Поэтому кустарник рядом с домом, деревья по пути в детский сад, цветок на участке – это первое с чем нужно познакомить малыша. С началом изучения растительного мира ребёнок сразу же узнаёт, что растение является средой обитания для множества живых организмов. Маленький исследователь поймёт, сколько интересных связей существует в природе.
Вторым главным условием воспитания любви к природе становится Действие. Слово «не трогай» нужно заменить на слова «потрогай аккуратно, не повредив», «погладь и почувствуй». Как только ребёнок почувствует первые ощущения, связанные с особенностями растения или животного, словно невидимой ниточкой проявится связь между ними.
И одна из главных задач взрослого – организовать общение ребенка с природой так, чтобы после него остались положительные эмоции. Каждое познание целое впечатление. И от себя правило: даже если вы имеете много знаний, которыми можете поделиться, стоит оставить своему малышу возможность сделать своё открытие в процессе взаимодействия с миром природы. Пусть это открытие будет по - детски наивным, всем понятным, но то, что сделает сам, он запомнит надолго.
Игра является наиболее естественным и приносящим массу положительных эмоций видом деятельности, формирующим характер детей. Игры по экологии для детей дошкольного возраста могут иметь сюжет, роли, правила, а могут и содержать только задание. Есть игры, где действия играющих обусловлены текстом, определяющим их характер действий и последовательность.
В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. В дидактических предметных играх используются различные предметы природы (листья, фрукты, овощи и др.). В таких играх уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.
Дидактические настольно-печатные игры помогают детям систематизировать и классифицировать знания о растениях, животных и явлениях неживой природы.
Дидактические словесные игры проводятся, как правило, для закрепления знаний детей о свойствах и признаках тех или иных предметов окружающего мира.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы.
Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и в повседневной жизни. А игровые упражнения направлены на закрепление полученных знаний. Многие упражнения имеют сюжетный характер. Это делает их интересными для детей.
Развлечения типа игры-забавы, игры-соревнования, хороводы в условиях природы родного края помогают углублять нравственное и эстетическое чувство детей. Для того чтобы дети не переутомлялись, есть малоподвижные игры.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на ребенка, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Через игру дети теснее соприкасаются с природой. Они учатся ее любить, бережно к ней относиться.
Когда ребенок подрастает, мир его открытий расширяется до соседнего двора, парка, пригородной лесополосы, природы края или области, уровень знаний станет выше, а их объём больше, но секреты воспитания любви к природе останутся теми же: «знание – действие – эмоции». Не бойтесь показаться ребёнку не знатоком природы, лучше станьте с ним её исследователем.
Опытная деятельность, организованная родителями, всегда приносит незабываемые впечатления детям. Стоит потратить время и организовать исследовательское пространство, отвести для него и оборудовать место. Поверьте, вы никогда не пожалеете о том времени, которое провели со своим чадом в самостоятельно созданной Домашней Лаборатории. Для вас такой досуг станет отдушиной, возможностью пообщаться, сблизиться с малышом, а также самому сделать массу открытий и почувствовать себя частью такого прекрасного, разнообразного, загадочного мира природы!