Светлана Баринова
Конспект занятия «Есенинские уроки»
▼ Скачать + Заказать документы
«МБДОУ Детский сад №70»
Конспект занятия «Белая береза.»,
в рамках открытого педагогического конкурса «Есенинские уроки».
Подготовительная группа.
Воспитатель: Баринова С. В.
Рязань 2018 г.
Цели:
Темочки:
-Занятие направлено на то, чтобы познакомить детей с творчеством поэта, на воспитание нравственных, патриотических чувств, любви к краю, в котором мы живем, со всей его красотою. Что может быть лучше, как не стихи Сергея Есенина, нашего земляка, чтобы помочь нам в этом.
-Познакомить детей с новым стихотворением С. Есенина «Берёза», Развивать внимание, память, связную речь у детей, развивать воображение. Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, активизировать чувственное восприятие художественного слова, раскрыть авторское отношение к природе. Содействовать в восприятии детьми поэтического текста, понимать и воспроизводить образный язык рифмы и содержание литературного текста, вызывать эмоциональный отклик от него. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Отразить чувства в своём рисунке. Воспитывать у детей любовь к поэзии и своей Родине.
Задачи:
Познакомить детей с жизнью и творчеством C.А. Есенина. Развивать интерес к произведениям рязанского поэта. Воспитывать любовь к поэзии. Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова. Учить чувствовать и понимать образный язык поэтических произведений. Развивать художественный вкус.
Воспитывать патриотические, нравственные чувства, любовь к родному краю, к природе, через поэзию С. А. Есенина.
Формировать навыки изобразительной деятельности. Учить передавать красоту зимних деревьев, их снежный убор, использовать разные приемы изображения.
Развивать у детей способность к самоанализу.
Ход занятия.
Сергей Есенин! Близкое и дорогое всем имя. Русоволосый, голубоглазый паренек из села Константиново Рязанской области, наш земляк, стал народным любимцем благодаря своему дару – писать стихи. Да и как было не любить его, когда каждая строчка поэта была пронизана любовью к родному краю: его полям и лугам, лесам и озерам, туманам и дождям, цветам и деревьям, восходам и закатам.
Здесь чуть больше ста двадцати лет назад, 3 октября 1895 года, в крестьянской семье Есениных родился мальчик Серёжа. Он появился на свет в благодатную пору русской осени, под шелест золотого листопада и курлыканье перелетных журавлей. Рязанская земля одарила Сергея Есенина красотой, силой и талантом. В 5 лет он научился читать, а в 8 начал писать стихи. Всё, что он видел, слышал в детстве, отозвалось в его творчестве. Каждая поэтическая сторонам дышит любовью к родному краю, к людям, взрастившим и воспитавшим его.
Свое родное село Есенин любил безмерно, считал его самым прекрасным местом на земле. И не только село, но и свой рязанский край, свою Россию – Русь. Вот как он писал:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою!»
Запись песни «Рязань, любимая» композитора Аверкина земляка Есенина.
Сергей очень любил свою маму и посвятил ей много стихов (запись стихотворения «Разбуди меня завтра рано…» в исполнении С. Безрукова.) (слайд родители С. Есенина).
Среди сельских мальчишек, Серёжа всегда был коноводом, большим драчуном, почти все детство ходил в синяках и царапинах. За что всегда получал большой нагоняй от бабки. Дед, же наоборот, иногда, подзадоривал на кулачный бой. Когда Сережа подрос, его отдали учиться в церковно-приходскую школу.
Говорят: то, что приобрел в детстве, приобрел на всю жизнь. Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь сохранил сыновнюю привязанность к родной земле. Вслушайтесь в его стихи: в них словно оживает душа природы. Деревья, цветы, трава, пашни, дожди - все открывает поэту свои тайны.
Сергей Есенин умер давно, еще молодым человеком, но память о нем живет много лет. Во многих городах ему поставлены памятники. В нашем городе есть не только памятники, но и улица имени Сергея Есенина, концертный зал так же носит его имя, рязанский государственный университет, а в его родном селе Константиново каждый год на его день рождения 3 октября проводится большой праздник, на который приезжают люди со всей нашей большой страны. Они читают стихи, поют песни, водят хороводы и танцуют.
В доме, где Есенин родился, в селе Константиново сейчас открыт музей.
Его удивительно красивые, легко запоминающиеся стихи описывают нашу русскую природу: рассветы и ночи, весну и осень, зимние вьюги и солнечные морозные дни. Так же он описывал красоту русских деревьев в разные времена года.
(На доске выставлено несколько зимних пейзажей.)
- Ребята предлагаю вам посмотреть на эти прекрасные иллюстрации. Давайте с вами вспомним, как называются картины, на которых мы можем увидеть изображение природы во всей своей красоте. (Пейзаж)
Многие известные художники - И. И. Шишкин, И. И. Левитан и другие очень любили рисовать природу. Но не только художники старались показать всю красоту и великолепие природы, и писатели и поэты тоже старались раскрыть всю её необыкновенность в своих произведениях.
И я хочу вам прочитать еще одно стихотворение Сергея Александровича Есенина "Белая береза".
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
- Красивое стихотворение? (Ответы)
- Какое время года описывает поэт? (Ответ)
- О чем это стихотворение? (Ответы)
Верно, снова о природе, о березе.
- Опишите мне эту картинку – какая погода, какое время дня, какое настроение оно вызывает? (Ответы)
- Как увидел поэт дерево, березу? Как он ее описал? (Ответы)
Правильно, береза эта – как царевна из сказки, вся в серебре, в золоте, в пушистой бахроме. А может быть это спящая царевна? на зиму красавица – березка погрузилась в сон и ждет, когда ее разбудит весеннее солнышко.
- Прослушав все эти стихи, что можно сказать? О чем больше всего любил писать С. Есенин? (Ответы)
О природе, про Родину, про Россию, он раскрывает перед нами удивительный русский пейзаж, русские березы.
- Ребята, как вы думаете, почему? (Ответы)
Правильно, потому что он любил свой край, Родину и хотел, чтоб каждый русский человек тоже полюбил или хотя бы уважал свою природу, Родину.
- А теперь ребята физкультминутка.
Наступило утро, солнышко проснулось,
И берёзки белые к солнцу потянулись. (Руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с дружкой, (Повороты, наклоны в сторону)
Наклонившись в сторону.
С солнцем поздоровались,
Радуясь новому дню. (Руки вверх, помахать ими).
А теперь вспомните стихотворение про зимнюю березу и еще раз представьте ее, и опишите, но не словами, а на листах с помощью карандашей, красок, кистей и других предметов. (рисование в смешанной технике).
Анализ:
Попросить нескольких ребят, описать свою работу, рассказать о своей березе. Какая она? Довольны ли они своей работой? Понравилось ли им занятие? Чем оно им понравилось?