Трифонова Юлия
Конспект занятия для старшей группы «Что мы знаем о птицах»
▼ Скачать +Заказ
ЦЕЛЬ:
Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, наблюдать за ними, испытывать радость от знания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Закрепить знание детей о перелетных и зимующих птицах.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Иллюстрации – зимующие и перелетные птицы, набор маховых и пуховых перьев, два листа бумаги, два бумажных голубя.
Публикация «Конспект занятия для старшей группы „Что мы знаем о птицах“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Ход ЗАНЯТИЯ (все происходит на ковре) :
Стук в дверь, приносят письмо. В письме написано, что в мире есть много интересного и разнообразного: царство людей, машин, животных, детей, растений, пернатых. Одно из этих царств приглашает вас сегодня в гости, а какое именно царство вы должны догадаться сами по подсказке.
Воспитатель:
- Хотите туда отправиться? Тут в письме говорится, что попасть в это царство мы сможем, если решим сравнительную задачу: кто из предложенного списка является птицей. Вы хорошо знаете птиц?
Дети:….
Воспитатель:
- Тогда слушайте, я вам буду называть птиц из предложенного списка, но если я вдруг ошибусь и назову что-то другое, то будете хлопать в ладоши. Начинаем. Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети:
Хлопают.
Воспитатель:
- Что неправильно?
Дети:
- Мухи.
Воспитатель:
- А мухи это кто?
Дети:
- Насекомые.
Воспитатель:
- Вы правы. Ну что ж, продолжим. Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети:
Хлопают.
Воспитатель:
- Начинаем снова. Прилетели птицы : голуби, куницы.
(если дети не обращают внимание на куниц, воспитатель останавливается и с шуткой привлекает на это внимание).
Дети:
Хлопают.
Воспитатель:
- Молодцы, справились с этим заданием. Теперь можно отправляться, но прежде чем мы отправимся, скажите, почему это царство называю «Царство пернатых»?
Дети:….
(дети рассаживаются каждый на свой стульчик, воспитатель расставляет возле доски картинки с изображением птиц).
Воспитатель:
- Ребята, кого вы видите на картинках?
Дети:….
Воспитатель:
- Почему вы решили, что на картинках изображены птицы?
Дети:….
Воспитатель:
- Каких птиц вы здесь видите?
Дети:….
Воспитатель:
- Молодцы дети, все признаки назвали. А теперь давайте с вами найдем различие между птицами и другими живыми существами. А поможет нам в этом игра под названием «Назови правильно».
(воспитатель начинает игру «Назови правильно»)
У человека рот, а у птицы….
У животных шерсть, а у птицы….
У коровы копыто, а у птицы….
Собака бегает по земле, а птица….
Кошка лакает молоко, а птица….
Человек говорит, а ворона….
Собака живет в будке, а птицы….
Воспитатель:
- Молодцы!
Воспитатель:
- Ребята, а каких птиц мы видим на нашем участке в округе? А все ли птицы приспособлены к самостоятельной добыче корма, или им надо помогать прокормиться? А как люди могут их прокормить?
Дети:….
Воспитатель:
- А теперь поиграем в игру «Расколдуй птиц».
(дети начинают разгадывать кроссворд).
Кросворд
1. Прилетели стайкой гулкой
Птицы с ярко-красной грудкой.
За окошко посмотри —
Там на ветках. (Снегири)
2. Что за птица на суку
В рощице поет: «Ку-ку»?
Неприметная пеструшка
Как зовут ее. (Кукушка)
3. Кто-то скачет вдоль дорожки,
Семечки клюет и крошки.
«Здесь не страшно, не робей!»
— Крикнул другу. (Воробей)
4. Птица пестрая стрекочет,
Замолчать на миг не хочет.
С ней у нас одна морока.
Птицу как зовут? (Сорока)
5. Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой. (Дятел)
6. Мерзнет желтенькая пташка,
Накорми ее, бедняжку.
Дай и семечек, и сала,
Чтоб зимой ей легче стало. (Синичка)
Воспитатель:
- Ребята, а человек может летать?
Дети:….
(дети прыгают, машут руками, пытаются взлететь).
( воспитатель демонстрирует падение двух листов бумаги: один из них ровный и гладкий, другой скомкан и превращен в шарик, и просит объяснить почему бумажный шарик падает очень быстро, словно камешек или мячик, а гладкий листок падает плавно? Дети пытаются объяснить)
Воспитатель:
- Ребята, гладкий лист легкий и широкий, при падении опирается на воздух, поэтому падает медленнее.
(воспитатель предлагает детям подумать и объяснить, почему птицы могут летать по воздуху. Дети пытаются объяснить. После высказывания детей воспитатель демонстрирует перья птиц, объясняя, чем они отличаются (маховые и пуховые)
Воспитатель:
- Чем перышки отличаются друг от друга?
- Какое из них согревает птичку и называется пуховым?
- Где на теле у птиц растут пуховые перья?
- Какое перо помогает птицам летать?
- Как оно называется?
- Легкое оно или тяжелое?
- Почему оно легкое?
- Где у птиц на теле есть маховые перья?
(воспитатель задавая вопросы помогает детям на них отвечать)
Воспитатель:
- Ребята, с раскрытыми перьями и хвостом даже маленькая птичка становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает и крылья прилипают к телу.
(воспитатель демонстрирует на примере веера как складываются и раскладываются перья, и хвост когда птица взлетает и садится)
Воспитатель:
- Ребята, а что еще делает птицу легкой? Как она ест? Много или мало?
Дети:
- Часто и помаленьку.
Воспитатель:
- Молодцы! Правильно. Ребята, так что нового мы узнали о птицах?
(воспитатель вместе с детьми подводит итоги)
У птиц широкие крылья и хвост, легкие перья с полым стержнем, жесткие маховые перья. Птицы легкие, так как едят понемногу, но часто.
Физминутка
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули и кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.