Пелагея Антошкина
Конспект занятия по экологии для детей средней группы «Что мы знаем о воде?»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Атемарский детский сад № 1 «Теремок»
Конспект занятия по экологии для детей средней группы
«Что мы знаем о воде?»
Составила: воспитатель Антошкина П. Ф.
средняя группа
Программные задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого.
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей средней группы „Что мы знаем о воде?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
2. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова : жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3. Воспитывать бережное отношение к воде, к природе.
4. Решать проблемные ситуации, проводить опыты, формулировать выводы.
Методы и приемы:
1. Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты).
2. Наглядный (просмотр научно-популярного фильма «Кому нужна вода»).
3. Практический (опыты).
4. Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера).
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
2. Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд).
3. Беседы на темы: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».
Материла и оборудование:
1. Научно – популярный фильм «Кому нужна вода?».
2. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, зеленка, марганцовка, ложечки.
3. Карточки с изображением лесовичков (с одной стороны добрые лица, с другой - сердитые.
4. Капельки – медальки.
5. Цветные льдинки.
Ход занятия.
В. : Лесовичок – хозяин леса.
Он следит за порядком и чистотой в своем доме. Когда дети – друзья природы – приходят в лес, он радуется и чувствует себя счастливым. А когда правила поведения в природе нарушают, он сердится и становится хмурым и нелюдим. Лесовички пришли к нам в гости и предлагают поиграть. Посмотрите внимательно на эти карточки.
(Показываем карточки, где изображены сердитые лесовички).
Мы можем превратить сердитых лесовичков в добрых. Недаром говорится: «В окружении добрых попал – сам добрым стал».
(Дети переворачивают карточки).
В. : Что такое природа?
(Ответы детей).
Правильно, всё, что нас окружает и не сделано руками человека, - это природа.
В. : Зачем нужна нам природа?
(Ответы детей).
Да, природа нас кормит, одевает, даёт всё необходимое для жизни.
Но природа – и это, пожалуй, самое главное – дарит человеку радость. Любуясь её красотой, мы становимся лучше, добрее.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе.
(В. Орлова).
В. : Природа нуждается в нашей защите?
(Ответы детей).
Да, надо беречь всё, что есть на Земле, надо жить в дружбе с природой. А чтобы знать, как беречь природу, нужно её изучать.
Сегодня мы вспоминаем все, что знаем о воде, из главных составляющих природы.
Давайте устроим праздник волшебницы – воды.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
Мы её не замечаем
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
В. : Ребята, так что же такое вода?
(Ответы детей).
Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Хотите ребята попробовать перелить воду из одного стакана в другой.
(Ответы детей).
Проходите к столам, удобно пристраивайтесь.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.
В. : Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода?
(Ответы детей).
Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветна».
На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.
В. : Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?
(Ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
В. : Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом?
(Ответы детей).
На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зеленка, марганцовка.
Этот опыт проделывает воспитатель.
В. : Я сейчас в воду добавляю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
(Ответы детей).
Вывод: вода может изменять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
В. : Как вы думаете, изменит вода цвет, если в неё добавить сок смородины. Попробуйте это сделать дома.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус.
(Детям предлагается кипяченая вода).
Какая она? Сладкая? Солённая? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт № 3 (Детям раздаются стаканчики с солью, сахаром, ложечки).
В. : Давайте проведем с вами не большой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
(Ответы детей).
Как вы думаете, что вы добавили в воду?
(Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 4 «Вода не имеет запаха».
В. : А теперь предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
В. : Мы с вами узнали дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли изменить свой запах? Как вы думаете?
(Ответы детей).
Попробуйте дома проделать такой опыт и что произойдет, вы расскажите всем детям.
В. : Мы сегодня, ребята, много говорили о воде, много о ней узнали.
Расскажите, для чего нужна вода и кому?
(Просмотр научно - популярного фильма «Кому нужна вода»).
В. : Молодцы ребята!
Давайте ещё раз повторим.
Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить.
Вода бесцветная.
Вода безвкусная
Вода не имеет запаха.
В. : Ребята, а вы знаете, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
В. : Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходимо только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрагивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
Родник иссяк, ручей ослаб
А мы из крана – кап, кап, кап…
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря, зря, зря…
А то пройдет много лет
И нет водицы – нет, нет, нет…
(С. Погорельский).
В. : А сейчас у меня для вас ещё один сюрприз.
Игра «Что лежит в чёрном ящике?» (Загадка).
В огне не горит,
В воде не тонет?
(Ответы детей).
В чёрном ящике лежат цветные льдинки (выносятся цветные льдинки).
Как вы думаете, что это?
Как можно получить такие льдинки?
(Ответы детей).
Воспитатель предлагает цветными льдинками украсить участок на улице.
По окончании занятия воспитатель дарит детям капельки – медальки.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Белавина И., Найденская Н. «Планета – наш дом».
2. Ковинько Л. В. «Секреты природы – это так интересно!»
3. Скорлупова С. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воды». М., 2003 г.»
4.«Экологическое воспитание дошкольников» (практическое пособие) под ред. Прохоровой Л. Н. М., 2003 г.