Валентина Тарасова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Что мы знаем о птицах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц.
Задачи:
Формировать обобщенное представление о птицах, как наземно- воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе.
Птицы летают, потому что у них: широкие крылья и хвост, легкие перья, птицы легкие т. к. едят понемногу и часто.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Что мы знаем о птицах?“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
Развивать умение детей обобщать и делать выводы.
Воспитывать желание заботиться о птицах и подкармливать их зимой.
Словарь: зимующие, перелетные птицы, пуховое перо, маховое перо, опирается о воздух.
Предварительная работа:
1. Чтение : В. Бианки «Синичкин календарь»
2. А. Богдарин «Знакомые птицы»
3. Г_Х. Андерсен «Гадкий утенок»
4. Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
5. Е. Токмакова «Покормите птиц зимой»
6. Ю. Кушак «Слетайтесь пичуги»
7. Н. Сладков «Вежливая галка», «Вороний сигнал»
8. Загадывание загадок о птицах
9. Д\ И: «Что за птица?», «Найди по описанию», «Кто лишний?»
10. П/ И: «Воробушки икот», «Воробушки- прыгунчики». «Перелет птиц»
11. Беседы: «Как птицы готовятся к зиме?», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы»
12. Рассматривание иллюстраций в книгах дидактических картинок
13. Посещение музея и библиотеки
14. Экскурсии в лес
Материал к занятию :
1. Иллюстрации зимующих и перелетных птиц
2. Набор маховых и пуховых перьев
3. 2 листа бумаги
4. Веер
5. Графическая модель «Описание птиц»
6. Кормушки для птиц
Методы и приемы Ход НОД Действия детей
Использование художественного слова
Вопрос
Поддерживание интереса
Вопросы
Рассматривание иллюстраций
Мативация
Вопросы
Обобщение воспитателя
Составление рассказов детьми
Физкультминутка
Повторить 2 раза
Вопросы
Проведение опыта
Вопросы
Обобщение
Поддержание интереса
Обобщение
Вопросы
Работа с раздаточным материалом (перья)
Обследование
Вопросы
Обобщение
Вопросы
Обобщение
Вопросы
Рассказ воспитателя
Обобщение
Вопросы
Рассказ воспитателя
Демонстрирую кормушки
Вопросы
Обобщение
Анализ
- Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной- снежок растаял,
И вернулись наши стаи…
- Оком загадка?
- На прошлом занятии мы с вами
вели разговор о перелетных и
зимующих птицах.
- Назовите перелетных птиц.
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- посмотрите, все эти птицы у нас
на мольберте.
- Ребята, мы уже много знаем о
птицах, а младшие дети, я думаю
не знают.
- Как мы можем рассказать им о
птицах?
- Еще можно сделать газету под
названием «Знакомтесь - это
птицы»
- В этой газете мы можем
поместить рассказы о птицах,
которые вам понравились.
- Помогут вам рассказать модели.
3-4 ребенка составляют рассказы о
птицах.
- Первая страница нашей газеты
готова.
- Руки подняли и помахали-
Это деревья в лесу.
Локти согнули. Кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
- Почему птицы летают?
- А человек может взлететь?
-Что находится вокруг нас?
- можно ли увидеть воздух?
Демонстрирую опыт 2-мя листами бумаги (один широкий и ровный, а другой скомкан). Сначала бросаю широкий, а затем скомканный.
-Почему бумажный шарик падает быстро, как камень, а широкий лист медленно и плавно?
-Гладкий лист ровный и широкий при падении опирается о воздух, поэтому может лететь, а скомканный лист маленький – ему нечем опереться.
Демонстрирую веер.
- Посмотрите, крылья и хвост птицы похожи на веер. Они складываются и раскладываются.
С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становиться большой и широкой, поэтому может опереться о воздух и лететь.
А на земле раскрытые хвост и крылья мешают птице, поэтому она их складывает.
-Птицы летают за счет раскрытых крыльев и хвоста, они похожи на веер. (выставляю знак раскрытого веера)
-Что еще помогает птице латать?
-Чем покрыто тело птицы?
-Оказывается перья тоже помогают птицам при полете.
Раздаю перья. ( 2 пера: маховое и пуховое)
-Возьмите перья в руки и рассмотрите их.
-Чем перышки отличаются друг от друга?
-Как вы думаете, какое перышко согревает птицу и называется пуховым? Почему?
-Где на теле птиц есть маховые перья?
-Тяжелое оно или легкое?
-Почему оно легкое?
-Перо легкое, потому что его стержень пустой, в виде трубочки.
-Значит птица летает от того, что ее перья легкие. (выставляю знак пера)
(собрать перья)
-Как вы думаете, как ест птица -много или мало?
-Птицы едят Понемногу и часто, поэтому очень легкие.
Это тоже помогает им летать.
(выставляю знак с маленькими чашечками).
- Что помогает птицам летать?
-Скоро наступит зима- очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Трудно искать корм под снегом. Голодная птица очень страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, птице нужно есть корма много.
Поэтому нужно заботиться о птицах- верных друзьях леса и сада.
-Что мы можем сделать для птиц?
-А вот малыши, наверное не знают, чем можно подкармливать птиц зимой. И в газете нам надо об этом написать.
-Чем же можно подкормить птиц зимой?
-Для корма пригодны семена подсолнечника, дыни, арбуза, тыквы.
А овес и пшено клюют только воробьи, любят они полакомиться хлебными крошками.
Синицы, кроме зерен, любят сырое мясо и сало.
А вороны, галки, голуби едят любой корм.
-В прошлом году мы развешивали кормушки для птиц. Я снова их подготовила. Мы их повесим сегодня во время прогулки и насыплем в них корм, но ведь голодные птицы летают и у вашего дома.
- Как можно им помочь?
Вам дается задание на дом: вместе с мамой и папой смастерить кормушку и повесить ее возле вашего дома. Организовать птичью столовую. И не забывать подкладывать в нее корм.
-Давайте вспомним, о чем интересном мы напишем в нашей газете для малышей?
Слушают
Отвечают
Отвечают
Рассматривают
Слушают
Отвечают
Рассказывают
Выполняют
Отвечают
Наблюдают
Отвечают
Слушают
Слушают
Слушают
Отвечают
Слушают
Рассматривают
Отвечают
Слушают
Отвечают
Слушают
Обобщают самостоятельно, опираясь на знаки
Слушают
Отвечают
Слушают
Слушают
Отвечают
Слушают
Отвечают