Светлана Ботова
Конспект организованной образовательной деятельности «Что мы знаем о воде» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Кобарова Светлана Ивановна
Воспитатель высшей категории МБДОУ детского сада №141
Цели: - Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование. Формирование у детей первоначальных представлений о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого.
Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
1) Систематизировать и расширить представления о распространении воды в природе;
2) Закрепить знания о круговороте воды в природе;
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
3) Уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении);
4) Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
5) Учить их проводить простые эксперименты;
6) Учить детей делать выводы на основе – экспериментальной деятельности, подвести детей к пониманию того, что вода не имеет запаха, цвета, ее можно очистить с помощью фильтра;
7) Упражнять в составлении рассказов из опыта, наблюдения.
2. Развивающие задачи:
1) Развивать интерес к исследовательской деятельности, создавать условия для развития воображения, учить делать выводы, умозаключения
2) Развивать наблюдательность, внимание;
3) Способствовать развитию коммуникативных навыков (развивать и совершенствовать навыки интонационной выразительности, формировать навык активного использования в речи прилагательных).
3. Воспитательные задачи:
1) Воспитывать сознательное бережное отношение к воде.
4. Речевые задачи:
1) Развивать все компоненты речи детей в различных формах и видах детской деятельности
2) Ввести в словарь и активизировать в речи слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная;
3) Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных.
4) Продолжать учить рассуждать, делать выводы.
Методы и приемы:
- Игровой: внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты;
- Наглядный: панно «Кому нужна вода», схемы, символы, показ действий, наблюдение, демонстрация материала, раздаточный материал для детей
- Практический: опыты;
- Словесный: беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, объяснение, инструкция, художественное слово.
- Метод стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности : дидактические игры, проблемные вопросы, проблемно – поисковый.
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, практическая.
Предварительная работа:
- Изготовление панно «Кому нужна вода».
- Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
- Опыты (превращение снега в воду, воды в лед).
- Беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».
Ход образовательной деятельности
Организационный момент
Дети входят в группу, встают в круг.
Воспитатель - Давайте надуем «воздушный шар дружбы» и поприветствуем друг друга и гостей
(Воспитатель читает стихотворение, а дети говорят «Доброе утро»)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
1. Водная часть
(Дети рассаживаются на стульчики.)
Воспитатель:
Вы слышали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее вам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Ребята, а я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что оказывается, ничего не знает о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему сможем помочь.
Воспитатель: Поможем? (ответы детей). Незнайка, присаживайся на стул. Наши ребята еще немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы все выясним.
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, так что же такое вода? (ответы детей). Вода – это жидкость. Она течет. Ее можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Ее можно вылить из одного сосуда в другой. Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (ответы детей).
Сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты. Одевайте халаты и проходите в нашу лабораторию. Вставайте к столам, удобно пристраивайтесь.
(дети подходят к столам для опытов и встают полукругом)
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Воспитатель: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Куда можно налить воду?
Дети: В стакан, в ведро, в вазу.
Воспитатель: Что еще можно сделать с водой?
Дети: Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель: Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой.
(Дети подходят к столам. Воспитатель вместе с детьми переливает воду из одного стакана в другой.
Вывод: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам, ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).
Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (бесцветная)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
(На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.)
Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого).
Воспитатель: А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная (перед детьми вывешивается символ этого свойства)
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Незнайка, хочешь?
(На столе у воспитателя 2 стакана с водой, гуашь – красная, синяя.)
Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю гуашь и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? Попробуйте в своих стаканчиках изменить цвет. (дети выполняют практическое действие)
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили.
Воспитатель: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в нее добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
Опыт №3 «Вода не имеет формы»
Воспитатель: Ребята, скажите мне какую форму имеет вода? (предположения детей)
Мы сейчас с вами проверим, какая у воды форма. (на столе стоят три стеклянные колбы разной формы и стакан с водой). Смотрите внимательно! Я сейчас из этого стакана перелью воду вот в эту колбу. Давайте мы отметим уровень воды в колбе (воспитатель вызывает ребенка, маркером отмечают уровень воды). А сейчас я эту воду перелью во вторую колбу. (воспитатель вызывает ребенка, маркером отмечают уровень воды).
Будьте внимательны, я третий раз перелью воду в другую колбу. (отмечают уровень воды) Посмотрите, что получилось? (ответы детей). Правильно, уровень воды в трех колбах разный, хотя количество воды наливалось одинаковое. Значит можно сделать вывод, что вода не имеет своей формы, а принимает форму сосуда.
Незнайка: А вот я знаю где живет вода, я видел!
Воспитатель: И где же ты видел воду?
Незнайка: Капельки воды живут в туче, и когда им становится тесно - идет дождь. Давайте, ребята, поиграем в игру про капельки и тучки.
(дети встают врассыпную в центре групповой комнаты)
Физкультминутка «Капельки и тучки».
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки.
Все дети – это капельки.
Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе.
Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку».
«Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась.
Игра проводится 2-3 раза.
(после игры дети возвращаются к столам для проведения опытов)
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипяченая вода).
Воспитатель: Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?
Вывод? Вода не имеет вкуса, она безвкусная. А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Незнайка, чтобы не забыл, я приготовила вам символ этого свойства воды.
Опыт № 4 (Детям раздаются мерные стаканчики с солью или сахаром, ложечки).
Воспитатель: Давайте проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (ответы детей)
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.
Опыт № 5 «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (нет)
Вывод: вода ни чем не пахнет, у нее запаха. Вывешивается символ этого свойство воды.
Воспитатель: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдет, вы расскажите всем детям.
Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка.
(дети садятся на стульчики в полукруг)
Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?
(работа с плакатом «Кому нужна вода»).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.
Воспитатель: А ребята тебе, Незнайка, еще раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на символы) :
Вода – это жидкость, ее можно налить, перелить, вылить
Вода – бесцветная
Вода – безвкусная
Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Где и какую, дети, воду вы сегодня видели? (в помещении, на улице)
Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, поливаем цветы)
Незнайка: Ну, молодцы ребята, все знаете. Спасибо, теперь я тоже все знаю о воде. И хочу поиграть с детьми в мяч.
Дидактическая игра «Какая вода»
(Дети встают в круг, Незнайка в центре круга с мячом. Дети отвечают, используя прилагательные.)
с газом- газированная
в водопроводном кране- - водопроводная
в роднике – родниковая
в море – морская, соленая
в проруби—холодная
в чайнике- горячая
в реке - пресная.
-А что вода может делать?
(дети отвечают, используя глаголы)
(Журчать, течь, литься, булькать, замерзать)
(после игры дети садятся на стульчики в полукруг)
3. Заключительная часть
Воспитатель: А ты знаешь, незнайка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Незнайка: А зачем ее беречь, вон сколько воды!
Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран. А чтобы ты, Незнайка, не забыл про это, вот тебе памятка – напоминание «Помыл руки - плотно закрой кран».
ПЕРЕД ЕДОЙ МОЙ РУКИ С МЫЛОМ.
Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась –
И на лапках грязь осталась.
Полотенце – в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот –
Может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Незнайка: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
Воспитатель: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (ответы).
Вам понравилось быть учеными и проводить опыты) (ответы детей)
Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо постарались, научили Незнайку, и за это я вам подарю медали «Юный исследователь».