Мария Васикова
Конспект занятия «Что мы знаем о птицах?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Что мы знаем о птицах?
Цель: Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни. Формировать обобщённое представление о птицах как наземно - воздушных животных, которые могут жить на земле и летать по воздуху. Найти ответ на вопрос: «почему летают птицы?». (У них широкие крылья и хвост, плотные и жёсткие маховые крылья, птицы лёгкие, потому что едят понемногу и часто). Развивать познавательный интерес к зимующим птицам, воспитывать заботливое к ним отношение.
Публикация «Конспект занятия „Что мы знаем о птицах?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Материал: картинки с изображениями птиц, 2 листа бумаги, веер, набор маховых и пуховых крыльев.
Ход занятия:
Воспитатель ставит картинки
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинки, кто на них изображён?
Дети: птицы.
В: А вы знаете, как они называются? Давайте проверим.
Воспитатель показывает по очереди на каждую картинку.
Д: дятел, синица, снегирь, ворона, грач, кукушка, голубь, аист.
В: Молодцы, а вы помните, какие из них являются перелётными, а какие зимующими.
Д: Грач, кукушка, аист- перелётные, остальные- зимующие.
В: Молодцы. А как вы думаете, почему перелётные птицы вынуждены улетать зимой в тёплые края?
Д: Потому что им холодно!
В: А ещё потому, что им просто нечем питаться. Аист, например, живёт на болоте, питается лягушками и головастиками, болотная вода зимой замерзает, и эта птица просто погибнет от холода или его съедят хищники. Поэтому он вынужден лететь туда, где вода не замерзает даже зимой. А как вы думаете, чем питаются зимующие птицы?
Д: семенами, ягодами, крошками…
В: но им всё равно трудно приходится зимой, потому, что еды не так - то уж и много. А мы с вами можем помочь им? Если можем, то как?
Д: Мы можем смастерить кормушки и насыпать туда крошки, зёрна, крупу.
В: Молодцы, ребята! Давайте поиграем в весёлую игру «Прилетели птицы». Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно топать или хлопать. Начинаем. Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают.
В: Что не правильно?
Д: мухи.
В: А мухи- это кто?
Д: Насекомые.
В: Прилетели птицы : голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают
В: Прилетели птицы : голуби, куницы…
Дети топают, игра продолжается.
В: Прилетели птицы :
Голуби, синица
Галки и стрижи,
Чибисы, чижы,
Аисты, кукушки
Даже совы- сплюшки,
лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!
В: Давайте теперь все вместе подумаем, почему птицы могут летать по воздуху?
После высказываний детям показывают 2пера: маховое и пуховое.
В: Ребята, посмотрите на перья и скажите, чем они отличаются друг от друга?
Д: одно перо лёгкое, воздушное, мягкое, короткое, а другое- жёсткое и длинное, лёгкое.
В: Какое из них согревает птичку и называется пуховым? Где на теле птицы растут пуховые перья?
Д: Пёрышко, которое воздушное, похожее на пух - согревает птичку.
В: Какое перо помогает птичке летать и называется маховым? Лёгкое оно или тяжёлое?
Д: Это длинные и жёсткие перья.
В: Всё правильно, мягкие перья согревают птичку, а жёсткие дают ей возможность оттолкнуться от воздуха и взлететь. Они располагаются на крыльях и хвосте, на тех частях тела, которые нужны птицам для полёта.
Затем воспитатель на примере веера показывает как складываются и раскрываются крылья и хвост, когда птица взлетает или садится.
В: Посмотрите, с раскрытыми перьями даже маленькая птичка становится большой и широкой и может опирать на воздух. Взмахами крыльев она от него отталкивается. На земле раскрытые перья и хвост мешают ей, поэтому она их складывает, крылья прижимает к телу. А как вы думаете, что ещё делает птицу лёгкой, как она ест: много или мало, часто или редко?
(выслушиваются версии детей).
В: Её делает лёгкой то, что она ест понемногу и часто.
Физкультминутка:
В: Ребята, давайте превратимся в птиц и поиграем в игру «Птицелов». Дети ходят по кругу вокруг стульчиков и произносят:
Птицы летали, корм собирали
Ай, птицелов идёт
Он в неволю вас возьмёт,
Птицы улетайте,
Свои гнёзда занимайте.
(садятся на стульчики, ребёнок, которому не хватило стульчика, считается пойманным птицеловом). Игра повторяется 3-4 раза.
В: Молодцы, какие вы ловкие и внимательные. А теперь давайте попробуем полетать, вдруг и у нас получится.
(Ребята машут руками, подпрыгивают, но ничего у них не получается).
Воспитатель берёт в руки 2 листа бумаги, сначала демонстрирует падение сразу двух листов, а затем один из них комкает на глазах детей и превращает в шарик. Вновь бросает оба листа.
В: Объясните, почему один лист бумаги планирует, летает, медленно опускается вниз, а другой камнем падает на пол.
Дети высказывают свои предположения.
В: Первый лист широкий, лёгкий и падая, он опирается на воздух, поэтому может немного лететь, а второй тяжёлый, поэтому быстро падает. Давайте сделаем вывод, почему птицы умеют летать, а человек- нет.
Д: Потому что у птицы есть крылья и хвост, она их расправляет. Раскрывает на них маховые перья и становятся широкой и большой, поэтому тоже, как лист бумаги, может опираться на воздух. Взмахивая крыльями, она от него отталкивается.
В: Давайте вспомним, что нового и интересного вы сегодня узнали о птицах?
Д: У птицы два вида перьев : маховое и пуховое. Пуховое согревает её, эти пёрышки пушистые и короткие, а маховое- помогает в полёте, они длинные и жёсткие. А ещё птицы лёгкие потому что они едят помалу, но часто.
В: Молодцы ребята, на этом наше занятие закончено!