Валентина Федосеева
Конспект занятия для детей младшей группы 3–4 года на тему «Жизнь диких зверей в лесу зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор конспекта:
воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад 169 г. Иваново Федосеева Валентина Николаевна.
Цель: формирование знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Задачи:
- образовательные: расширять и уточнять представления детей об образе жизни лесных животных в зимнее время.
- развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в изменении образа жизни животных, условий их обитания; развивать внимание, память, наблюдательность.
Публикация «Конспект занятия для детей младшей группы 3–4 года на тему „Жизнь диких зверей в лесу зимой“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Темочки
- воспитательные: воспитывать любовь к природе, уважительное отношение к лесным обитателям. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Виды деятельности: игровая, познавательно – исследовательская, речевая, коммуникативная.
Средства реализации для педагога:
- театр (зимний лес, волк, заяц, лиса, медведь) магнитная доска с картинками зимы, магнитофон.
- слайды (дикие животные, дикие животные с детёнышами, детёныши);
- «загадочное дерево», «снежинки» с загадками;
-предметные игрушки «дикие животные и их детёныши»;
- изображения животных, их детёнышей;
- контурные изображения животных, картина с изображением фрагментов животных (из-за пенька видны ушки, среди ветвей хвост и т. д.);
- массажные коврики («кочки»);
- игрушка (чучело) ЁЖ;
- «кусточек»;
- пластилиновые ежата, спинки которых станут колючими при помощи семян подсолнечника;
- семена подсолнечника;
- лукошко с угощением;
- маска лисы.
Ход занятия
Вводная часть.
В о с п и т а т е л ь - Дети, какое у нас сейчас время года? (Время года — зима)
Какой зимний месяц? (Месяц январь).
Какая погода на улице зимой? (Зимой холодно и идет снег). (Воспитатель выслушивает варианты детей).
В о с п и т а т е л ь -Выберите из картинок ту, которая вам больше понравились
(некоторым детям, возможно, понравится лес разных времен года)
- Подумайте, о чем сейчас пойдет речь?
***
Он осенью пахнет листвой и грибами,
Зимой – шапкой снежной надёжно укрыт.
Весной встретит трелью, полянкой с цветами,
И ягодой летом тебя угостит.
Он полон тайн, загадок и чудес…
Нас в гости ждёт волшебный…. (лес).
Сейчас на улице зима
Наступили холода.
Но нам морозы нипочем.
С вами мы гулять пойдем
Игра «Зимняя прогулка»
Воспитатель: - повторяйте за мной.
Очень холодно зимой
Но мы пойдем гулять с тобой
Я надену шубку
(Проводят ладонями от плеч по груди вниз)
Я надену шапку
(Двумя руками поглаживает голову)
Я надену шарфик
И еще платок
(Поглаживают шею ладонями)
А потом красивые,
Теплые, пушистые,
Крошки-рукавички
На ручки натяну
(Поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы)
И хотя я маленький
У меня есть валенки
(Выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую)
Основная часть.
В о с п и т а т е л ь. Что же такое лес?
Это сосны до небес,
Это ели и дубы,
И колючие кусты.
Звериные тропинки,
Пригорочки, низинки.
Всюду снег искристый…
Воздух чистый-чистый.
Лес –для зверей огромный дом.
Лесные звери живут в нем
Дети, мы в волшебном лесу и пора познакомиться с лесными жителями – дикими животными.
Садитесь на стульчики, я расскажу вам о жизни зверей зимой в лесу.
(Дети садятся на стульчики).
Беседа и показ слайдов по теме «Дикие животные»
Это ЛОСЬ – дикое животное. Тело покрыто коричневой шерстью. На голове – большие красивые рога. Ноги – длинные, сильные. Зимой лось питается корой деревьев и травой из-под снега. Детёныша лосей называют ЛОСЁНОК.
Это МЕДВЕДЬ – тоже дикое животное, ХИЩНИК. Медвежья шерсть коричневого цвета, так же в природе живут медведи шерсть у которых белая, чёрная. Тело у медведя большое, мощное с маленьким хвостиком и маленькими ушками на голове. Лапы у медведя короткие и толстые. Ходит медведь по лесу летом, съедобные корешки ищет, веточки, ягоды собирает …. А зимой их нет. Вот медведь и делает себе БЕРЛОГУ. Наломает веток, сделает себе лежанку. А как холода наступают, ложится в нее и спит до весны. В медвежьей семье появляются детёныши – МЕДВЕЖАТА.
Это ВОЛК – дикое животное, ХИЩНИК. Волк похож на крупную собаку, Тело волка покрыто серой шерстью, но в природе встречаются и белые, и чёрные волки. У волка глаза зоркие, зубы острые. Шубка теплая. Не страшны серому зимние морозы. Он по лесу и день, и ночь рыщет – себе добычу ищет. Прячьтесь все зверюшки лесные. Как попадетесь в лапы к серому – несдобровать. Живут волки в логове, а детёныши волков – ВОЛЧАТА.
Это – РЫСЬ – дикое животное, ХИЩНИК. Тело рыси покрыто пятнистой шерстью. Рысь очень похожа на крупную кошку. Только хвост у неё короткий, а на ушах – кисточки. Детёныша рыси называют – РЫСЁНОК.
Это ЛИСА – дикое животное, ХИЩНИК. У лисицы зубы острые, мордочка тоненькая, ушки на макушке. Хорошо лиса хорошо наряжена: шерстка пушистая и золотистая; сама рыжая, грудка у нее белая, хвост пышный, красивый. Тепло лисе зимой в такой шубке.
Ходит лисица тихонько, к земле низко пригибается. Свой пышный хвостик носит бережно. Всем лиса хороша, да плутовка охотница. Увидит пташку, да так и норовит ее поймать. А уж норку найдет – так и мышке несдобровать. Живут лисы в норах. Детёнышей лисы называют – ЛИСЯТА.
Это – ЗАЯЦ – дикое животное. Уши у зайца длинные, а хвостик – короткий. Задние лапы длиннее и сильнее передних. Живет зайка в глухом лесу. Под кусточком прячется, всего боится. Зубки у зайки острые, да укусить никого не может, смелости не хватает. Ушки у зайки на макушке, сидит, прислушивается. По лесу скачет, кору с деревьев грызет. Не так-то просто его поймать. А уж хитер: убегает, следы путает. Взад, вперед скачет, влево, вправо. Пока лиса его запутанные следы разберет, зайка уж и убежит. Сядет, под кусточек спрячется, от страха трясется. Сменил он летнюю серую шубку на зимнюю белую. На белом снегу белого зайку и не видать вовсе. В семье зайцев тоже появляются детёныши – ЗАЙЧАТА.
Это ЁЖ – дикое животное. У ежа маленькая острая мордочка, маленькие ушки, короткие ножки. Тело ежа покрыто серыми иголками (колючками) – для защиты от хищников. Детёнышей ежа называют – ЕЖАТА.
Это БЕЛКА – дикое животное. Тело белки покрыто шерстью. На голове у белки ушки с кисточками на концах. Беличий хвост длинный, пушистый. Белка живёт в дупле дерева. Там же у неё появляются детёныши – БЕЛЬЧАТА.
Дидактическая игра. «Заморочки на кочке»
В о с п и т а т е л ь. - Слышите? На той полянке смех и веселье. Чтобы туда попасть нужно – сначала правильно ответить на вопросы. А затем – осторожно перейти по кочкам.
В о с п и т а т е л ь: - у белки детёныш…- бельчонок; - у лисы…- детёныш - лисёнок; у ежа…- детёныш - ежонок; и т. д. Психотренинг «Вместе – не страшно»
В о с п и т а т е л ь: - Ребята, крепко держитесь за руки, пойдём по «кочкам» к нашей полянке.
В о с п и т а т е л ь: Ребята, мы пришли на веселую полянку. Давайте поиграем.
Подвижная игра «Ребятки-зверятки»
В о с п и т а т е л ь: Медвежонок-топ-топ (топают)
А лосёнок – хлоп-хлоп (хлопают)
А волчонок щёлк-щёлк (руками изображают пасть волка)
А зайчонок – скок-скок (скачут)
А рысёнок – прыг-прыг (прыгают)
И бельчонок – прыг-прыг
А лосёнок – дрыг-дрыг (дрыгают ногами поочерёдно)
А ежонок шмыг-шмыг (шмыгают носиком)
Вот как весело играть с ребятками - зверятками.
Дидактическая развивающая подвижная игра. «Кто кем будет?»
В о с п и т а т е л ь: - Детёныши животных так разыгрались, что забыли – кто кем будет, когда вырастет. Мы им подскажем.
- ежонок - будет ежом; лосёнок - будет лосем, рысёнок будет рысью и т. д.
(Выполняют движения руками, показывая за воспитателем размеры взрослых зверей)
Игра «Лиса и зайцы».
Воспитатель: - Давайте мы вместе поиграем.
(Зайчики гуляют по лесу, играют).
Лисонька проснулась,
Лиса потянулась.
Пошла по лесу гулять,
Пошла зайчиков искать. (Зайчики прячутся за снежинками)
«Где же зайчики?
Не вижу!»
Устала лисонька-лиса.
Снова спать она пошла.
(Зайчики снова выходят играть).
(Игра повторяется 2 раза)
Дидактическая игра. «Трафареты»
В о с п и т а т е л ь: - Дикие животные любят поиграть в прятки. Кто же из животных изображён здесь?
Дидактическая игра «ОтгадайКА»
В о с п и т а т е л ь: - Посмотрите, на нашем «загадочном дереве» появились новые загадки.
- Ушки на макушке,
И кисточки на ушках.
Большая кошка – страшный зверь,
И когти острые, поверь.
И ей уже не скажешь «Брысь!».
Ведь это – хищник, это - …. (Рысь).
- Как из маленького лука пущенная стрелка.
Рыжим огоньком в ветвях промелькнула… (Белка.)
- Шуба с маленьким хвостом.
Уши – длинные притом.
Вот какой красавец
Настоящий … (Заяц.)
- На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он в поросятах знает толк,
Он серый хищник, он же … (Волк.)
- Косолапые ноги,
Зимой спит в берлоге.
Догадайся – ка, ответь,
Это хищный зверь (Медведь.)
-Хитрая плутовка.
Рыжая головка.
Хвост длинный - краса!
Это хищница (Лиса.)
- Что за чудище такое в чаще леса завелось?
Словно вешалка рога. Догадались? Это (Лось.)
Этюд «Пугливый ёжик»
В о с п и т а т е л ь: - Посмотрите ребята, какой грустный еж. Оказывается у его маленьких ежат не выросли иголки, ежата стали беззащитными. Ведь только иголки-колючки отпугивают хищников.
Дидактическая игра. «Иголки для ежат»
В о с п и т а т е л ь: - Всегда надо помогать друг другу, а особенно тем, кто меньше, слабее тебя. А ежатам мы поможем?
- Молодцы! Какие колючки у ежат! Теперь им никто не страшен.
Заключительная часть.
В о с п и т а т е л ь:
-Очень хорошо в лесу.
-С какими дикими животными мы познакомились?
-А детёнышей как зовут?
- Кто из диких зверей вам понравился? Почему?
- Ребята! За вашу помощь от всех ежей волшебного леса вам – лукошко с подарками.
-А нам пора возвращаться в сад.
-На прощанье помашите ладошкой.
Лес в ответ зашумит вам хвоей.
Возвращаемся со сладким лукошком.
Возвращаемся домой.