Людмила Матвеева
Экспериментальная деятельность на прогулке в старшей группе в осенний период
▼ Скачать + Заказать документы
Цель познавательно-исследовательской деятельности на прогулке:
Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность,
- Развитие понимания взаимосвязей в природе.
- Развивать мышление, речь – суждение в
процессе познавательно – исследовательской
деятельности.
- Воспитывать стремление сохранять и
оберегать природный мир, видеть его
красоту, следовать доступным экологическим
правилам в деятельности и поведении.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. ВСЕ материалы на осеннюю тему
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Дети по своей природе- исследователи. Они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой детский сад.
Исследовательская, поисковая активность – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Участие в экспериментах относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит личностно ориентирована на каждого ребенка. В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живой и неживой природе, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, развивать самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты ответов, выстраивать причинно-следственные связи.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Несколько экспериментов провели с детьми.
«Свойства веществ»
Цель: формировать представление о твердых и жидких веществ.
Ход опыта: раздать каждому ребенку деревянную палочку. Воспитатель просит обследовать ее, постучать ею, сломать. Сколько теперь стало палочек (2). Попробуйте их соединить в одну. Получается? (нет)
Вывод: если сломать что-то твердое, то снова сделать их целыми нельзя.
«Тяжелая – легкая»
Цель: выявить зависимость тяжести почвы от погодных условий.
Ход опыта: в солнечный день предложить потрогать землю руками, какая она: сухая (рассыпается в руках). Полить землю (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать ее руками (она стала липкой, склеивается в комочки).
Вывод: от влаги почва становится тяжелее сухой.
«Вертушка»
Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью.
Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).
Ход опыта:
Показываем детям вертушку в действии. Затем обсуждает вместе с ними, почему она вертится (ветер ударяет в лопасти, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывает движение вертушки).
Предлагает детям помахать руками перед лицом. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.
Вывод: воздух не «невидимка», его движение можно почувствовать.
Опыт со льдом.
Цель: познакомить детей со свойствами льда.
Ход опыта: воспитатель предлагает рассмотреть лед на солнце, разбить его (сверкает, прозрачный, тонкий, хрупкий).
Вывод: лед плотнее, тверже снега.
Отпечатки на снегу
Цель: сформировать представления о свойствах снега: белый, чистый, мягкий, на нём хорошо видны следы (отпечатки).
Вывод: он рыхлый, хрупкий и на нем остается след.
Опыт с песком.
Цель: показать, как и какая проходит вода через песок.
Ход опыта: воспитатель предлагает взять детям песок, положить его в стаканчик с марлей и налить воды.
Вывод: вода через песок проходит, но грязная.
Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать, сохранять первые, яркие детские впечатлении, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы.
С помощью познавательно-исследовательской деятельности на прогулке можно поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, приобрести опыт исследовательской деятельности, развить восприятие, мышление, речь (рассуждение, размышление, пересказ).
Важно отметить, что самые прочные и ценные знания - не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно.
Спасибо за внимание!