Зайцева Екатерина Борисовна
Конспект занятия для детей старшей группы «Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитание нравственных качеств у детей, на основе культурных традиций Донских казаков.
Задачи:
• Закрепить знания детей о жизни и традициях, обычаях Донских казаков;
• Развивать интерес к истории своего родного казачьего народа;
• Приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим.
Ход занятия
Средь донских степных полей,
Да и волжских ковылей,
Там, где Волга, Дон текут,
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Жизнь, традиции и обычаи Донских казаков“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Гордый и лихой народ,
Заслужил себе почё т и уважение:
Храбрость, мужество, отвагу,
На своих плечах несёт.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют.
Воспитатель: О ком сегодня пойдёт наш разговор, вы наверно уже догадались?
Дети: О казаках.
Воспитатель: Да, правильно, казаки – люди независимые, гордые, вольные. Они умели храбро воевать и жить честно, были смелыми. Семьи у них были большие, многодетные и дети с родителями жили в дружбе и любви, уважении.
Воспитатель: Что изображено на этой фотографии?
(Казачья семья.) О чём нам может поведать это фото? (О том, как жили наши предки.) Какие главные законы должны знать казаки с детства, я вам уже говорила, вспоминайте?
Дети: С уважением относится к старшим. Уважать родных. Защищать от врагов свою Родину.
Воспитатель: В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость и уважение. Как обращались казаки к отцу и матери?
Дети: К отцу и матери обращались только на «Вы».
Воспитатель: Что изображено на этой фотографии? (Дед и дети.) О чём она нам может поведать? (Дед рассказывает внукам о традициях казаков.) Какие главные законы должны знать казаки с детства?
Дети: При появлении старшего по возрасту все должны были встать. Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке. Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.
Воспитатель: Авторитет и почитание родителей казаками было наиболее важным делом. Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил. Что это за правила?
Дети: Не разрешалось сидеть, разговаривать, прерывать разговор старших.
Воспитатель: А какие ещё правила соблюдали казаки?
Дети: Старшим и пожилым людям младшие должны были уступать дорогу.
Воспитатель: Уважение к старшим прививалось в казачьих семьях с самых ранних лет. Во время приёма гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в одной комнате, где велись разговоры.
Что изображено на этой фотографии? (Крёстный сажает мальчика на коня.)
О чем она нам может поведать, рассказать? (О традициях казаков.) Во сколько лет сажали детей на коня? (В три года.) Да.
Посвящение в казаки проводили когда ребёнку исполнялось 3-4 года. Собиралась вся родня. Проводился обряд пострижения. Затем отец сажал маленького "казаченка" на коня и даже давал в руки шашку. И проводил коня по двору кругом или по улице.
Что изображено на этой фотографии? (Казак и конь.)
О чём эта фотография нам может поведать? (Конь был верным другом казака.) У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями. Они не расставались ни в бою, ни в труде.
А знаете ли вы пословицы и поговорки о лошадях?
Дети: Конь казаку – лучший друг.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Сам погибай, а коня выручай.
Воспитатель:Какие молодцы! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наряди казачку». Ну-ка казаки выходите, да казачку нарядите.
«Наряди казачку»
(играют 2 мальчика и 2 девочки в казачьей одежде. На лавке лежат по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу, казаки на «конях» скачут за бусами, преодолевая препятствия и т. д.)
Воспитатель: Что изображено на этой фотографии? (Казака провожают на войну.)
О чём она нам может поведать? (Казаки должны защищать свою Родину. Их провожала и благословляла вся семья.) Да, казаки большую часть своей жизни проводили на службе, в боях, в походах. Однако, несмотря на длительные отлучки из дома, главная роль в семье принадлежала мужчине - казаку, он обеспечивал семью и поддерживал порядок в доме. После долгого похода казаки всегда возвращались домой с подарками. А какие пословицы вы знаете о смелости казаков?
Дети: Казак в беде не плачет.
Где казак, там и слава.
Атамана из плохого казака не получится.
Казак без службы – не казак.
Где враг, там и казак.
Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
Казан проверяют по звону, а казака по слову.
Казак молодой, а сноровка старая.
Казаком быть - не разиня рот ходить.
Казачья смелость порушит любую крепость.
Воспитатель: Что изображено на этой фотографии? (Папаха и шашка.) О чём она нам может поведать? (Папаха головной убор казаков. Шашка – главное оружие казаков)
Правильно. Казаки были сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни : построить курень, семью кормить, одевать, и хозяйство обустраивать. А если вдруг начиналась война – казак садился на коня, брал шашку в руки и воевать обязан был до победы. По обычаю шашка передавалась по наследству от отца к сыну, дарилась или добывалась в бою.
«Папаху одеваю – на вопросы отвечаю!»
(Ребенок надевает папаху. Воспитатель задаёт вопрос, ребёнок отвечает на вопрос и передает папаху другому ребёнку.)
Как называется предводитель войск казаков? (Атаман.)
Где выбирают атамана? (На кругу.)
А что при этом выкрикивают, если согласны с выбором? (Любо)
Как называется место, где живут казаки? (Станица.)
Как называется казачья шапка? (Папаха.)
Как называется оружие казаков? (Шашка.)
Как называется дом, в котором живут казаки? (Курень, хата.)
В каком возрасте детей сажали на коня? (В 3 года.)
Воспитатель: Я вижу, что вы знаете историю своих предков –Донских казаков. Так будьте их достойны!
И хорошо, чтоб в наши дни,
Традиции веков мы с вами берегли,
В чудном крае, где живём мы у Дон - реки,
Где жили здесь, когда-то наши предки-казаки!
Воспитатель: О ком мы с вами сегодня говорили?
Дети: О казаках, их обычаях и традициях.
Воспитатель: А зачем нам нужно это знать?
Дети: Чтобы знать традиции своих предков, не забывать, откуда мы родом, кто мы! Мы Донские казаки!