Людмила Власенко
Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р], [Л] «Мыльные пузыри»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Дифференциация звуков [Р], [Л]
«Мыльные пузыри»
Выполнила Учитель – логопед Власенко. Л. И.
Цель: Дифференциация звуков [Р] – [Л]
Задачи:
Коррекционно – обучающая. Совершенствовать умение делать описательные рассказы по схеме. Совершенствовать грамматический строй языка. Продолжать учить делать звуко – слоговой анализ слов. Профилактика дисграфии у детей.
Темочки:
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
Коррекционно – развивающая. Развитие связной речи, фонематического восприятия (дифференциация звуков [Р] – [Л] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорки, связной речи, зрительного внимания и восприятия, мелкой моторики.
Коррекционно – воспитывающая. Формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.
Оборудования. «Самолетик», «Собачка» (индивидуально на каждого ребенка, пособие «Собери цветок» и набор предметных рисунков к нему, мнемотаблица, планшет, пособие «Составь слово» (индивидуально на каждого ребенка, мыльные пузыри, магнитофон.
Предварительная работа. Заучивание чистоговорок, стихов, насыщенных звуками [Р], [Л].
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент: (Слайд 2 – Солнышко)
В этот чудесный день, добрый день!
Дружно здороваться нам не лень!
Здравствуйте, здравствуйте!
Всем повторяй!
Логопед: – Ребята, какое у вас настроение?
Дети: – Хорошее, радостное!
Логопед: – Давайте возьмемся за руки и передадим свое хорошее настроение друг другу!
Логопед: Сегодня ко мне залетел мыльный пузырь. Он рассказал мне, что злой колдун заколдовал мыльные пузыри и теперь они находятся в волшебной шкатулке. А вы любите играть с мыльными пузырями? Согласны ли вы им помочь освободиться от чар злого колдуна?
Логопед: Но для начала приготовим наш язычок для работы, выполним следующие упражнения.
2. Артикуляционная гимнастика:
(Слайд 3 – Язычок «Чашечкой»)
Дыхательная гимнастика «Сдуй облачко» (на нос ложится ватка, нужно её сдуть, язычок в форме «чашечки»)
(Слайд 4 – «Заборчик»)
Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись – упражнение «Заборчик»
(Слайд 5 – «Окошко»)
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком» – упражнение «Окошко»
(Слайд 6 – «Трубочка»)
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок – упражнение «Трубочка»
(Слайд 7 – «Лошадка»)
Цок – цок – цок по мостовой
Идет лошадка к нам с тобой.
Целкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее – упражнение «Лошадка»
(Слайд 8 – «Грибок»)
Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
Что бы рос боровичок
Подними вверх язычок – упражнение «Грибок»
(Слайд 9 – «Мотор»)
По шоссе машина мчит,
Во все стороны рычит.
За рулем лихой шофер,
«Дын – дын – дын» – гудит мотор – упражнение «Мотор»
(Слайд 10 «Самолет»)
Мы у птицы в животе,
На огромной высоте!
Неужели не поймете,
Мы летим на самолете! – упражнение «Самолет».
Логопед: – Чары будут исчезать сразу, как только мы будем верно исполнять задания.
Вот первое. Надо правильно произнести звуки [Р], [Л].
(Индивидуальное задание «Самолетик» (Изолированное произношение звука Л, «Собачка» (изолированное произношение звука Р).
3. Анализ артикуляции звуков [Р], [Л].
Логопед: – Звук [Л] какой? Гласный? Согласный? Почему?
Дети: – Если воздух при произношении звука встречает преграду (значит согласный)
Логопед: – Язык – кончик языка поднят и упирается в верхние резцы, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами. Воздуху мешает пройти верхние резцы и кончик языка.
Логопед: – Звук [Л] какой? Звонкий или глухой?
Дети: – Звонкий!
Логопед: – А как вы узнали?
Дети: – Надо положить руку на горлышко и произнести звук [Л]
Логопед: Звук [Л] согласный, звонкий, твердый, может быть мягким.
Логопед: – Звук [Р] какой? Гласный? Согласный? Почему?
Дети: – Если воздух при произношении звука встречает преграду (значит согласный)
Логопед: Воздуху мешает язык, который упирается к бугоркам за верхними зубами.
Логопед: – Звук [Р] какой? Звонкий или глухой?
Дети: – Звонкий!
Логопед: – А как вы узнали?
Дети: – Надо положить руку на горлышко и произнести звук [Л]
Логопед: Звук [Л] согласный, звонкий, твердый, может быть мягким.
С заданием справились, молодцы, первый пузырь освобождаем.
(Слайд 11, 12 – «1 –й пузырь»)
4. Логопед:
Со злом бороться будем дальше,
Вы малыши здесь все удачные.
Все тихонько здесь садитесь.
Общий звук в словах ищите.
Логопед называет слова.
Ласточка, лопата, лапа, лампа, палатка.
Дети: – Общий звук [Л]
Дети: – часто встречается звук [Л]
Логопед: – Все верно. Слушаем дальше.
Рано, карусель,, топор, картина, мир.
Дети: – Общий звук [Р].
Логопед: – А сейчас прослушаем стихи и определим, какой звук встречается чаще всего.
(Слайд 13 – «Дрова»)
Дубовые дрова дед рубит
Во дворе под деревом старым,
А детвора помогает
Носить дрова со двора в дом
Дети: – Часто встречается звук [Р]
(Слайд 14 – «Ласточка»)
Логопед читает следующий стих.
– Аист ласточку спрашивает:
– Кто выше всех птиц летает?
– Летают люди выше всех
– На самолетах своих легких.
Дети: – Часто встречается звук [Л]
Логопед: – Ребята, давайте поделим слова на слоги.
Дрова – детвора – ласточка.
Молодцы! Справились с заданием! Освобождаем второй пузырь! (Слайд 15, 16 – «2 – й пузырь»)
5. Задание «Собери цветок»
Логопед: – А для того, чтобы освободить третий пузырь, надо найти картинки, в которых есть звук [Р] или [Л]. Один ребенок собирает цветок со звуком [Р], а другой собирает со звуком [Л]. (Слайд 17, 18 – «3 – й пузырь»)
6. Логопед:
Четвертый пузырь освобождаем!
Место звука в слове мы ищем.
Дружно зло побеждаем,
Мыльные пузыри освобождаем! (Слайд 19, 20 – «4 – й пузырь»)
Чтобы освобождать дальше наши пузыри, нам нужно правильно распределить
картиночки в поезде. (со звуками [Р] и [Л] : в начале слова, конце, середине) (Проводится упражнение «Поезд» с помощью компьютерной логопедической программы).
7. Физкультминутка.
Встаньте, дети, улыбнитесь,
Земле нашей поклонитесь
За счастливый день вчерашний.
И к солнцу потянитесь,
Веретеном покрутитесь.
Раз присядьте, два присядьте
И на стульчик тихо сядьте.
8. Игра «Живые звуки»
Логопед:
Пятый пузырь освобождаем,
Слова сплошь читаем
Дружно зло мы побеждаем,
Мыльные пузыри освобождаем! (Слайд 21, 22 – «5 – й пузырь»)
Чтобы освободить шестой мыльный пузырь от следующих чар, надо определить первый звук в названии каждой картиночки, подобрать соответствующую букву, изложить и прочитать слово, которое вышло. Дети комментируют свои действия, читают слова, определяют количество звуков. (Слайд 23, 24 – «6 – й пузырь»)
9. Произношение чистоговорок.
Логопед:
Чтобы седьмой пузырь освободить,
Нужно чистоговорки проговорить.
Дружно зло мы побеждаем
Мыльные пузыри освобождаем.
Из – за рака, вышла драка,
Это Рома – забияка,
Снова в реку, бросил рака.
Ехал Грека через реку,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап.
А палка упала на лапу Полкана
Дятел жил в пустом дупле,
Дуб долбил долотом. (Слайд 25, 26 – «7 – й пузырь»)
10. Логопед:
Восьмой пузырь освобождаем
Хорошо слова читаем
И животных выбираем
Дружно зло мы побеждаем
Мыльные пузыри освобождаем.
Надо описать животное по хорошо знакомой нам схеме. У каждого из вас в листовке написано название животного, которое нужно описать. Пожалуйста, прочтите название своей животные, найдите у меня на столе свое животное и опишите. (Логопедом раздаются индивидуальные открытки, выставляется схема описания животных, животные, которые соответствуют написанному в листовках. Каждый ребенок делает описание своего животного) (Слайд 27, 28 – «8 – й пузырь»)
11. Пальчиковая гимнастика:
Любим с пальчиками играть,
Пузырьки освобождать
Мы под солнышком шагаем,
Солнца лучика считаем:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,
На песочке мы играли букву Л и Р искали.
– печатание букв на песке…
Молодцы ребята девятый мыльный пузырь освободили. (Слайд 29, 30 – «9 – й пузырь»)
12. Логопед:
(Слайд 31 – «Мыльные пузыри»)
Теперь с вами будем играть,
Мыльные пузыри пускать.
Ну – ка, дети, не медлите,
Пузырям мыльным улыбнитесь!
(Дети пускают мыльные пузыри под веселую музыку).
Логопед подводит итоги занятия, поощряет детей.