МААМ-картинки

Конспект занятия «Автоматизация звука [Ш]»

Сабина Мугумаева
Конспект занятия «Автоматизация звука [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Автоматизация звука [Ш].

Цель: Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи: 1. Образовательные: уточнить представления детей о звуке [Ш].

2. Коррекционные:

• закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях и текстах;

• развивать артикуляционную и мелкую моторику;

• развивать фонематический слух;

• развивать речевое дыхание;

• развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

3. Развивающие:

Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [Ш]“» размещена в разделах

• закрепить умение определять место звука в слове;

• развивать умение соединять звуки в слова;

• развивать внимание, память, мышление;

• упражнять в согласовании существительных с числительными;

• упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.

4. Воспитательные:

• формировать положительную мотивацию на занятии;

• воспитывать навыки речевого общения с игрушкой и друг с другом, умение слушать.

Оборудование: предметные картинки, игрушки главных героев.

Ход занятия:

Этапы Деятельность логопеда Деятельность детей

1. Орг. момент - В гости в лес нас приглашают,

Поиграть там предлагают.

Логопед показывает детям приглашение, читает его:

«Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём».

- Отправимся в гости?

По тропинке в лес пойдём,

На полянке дом найдём.

- Да.

Дети садятся на стулья.

2. Развитие фонематического слуха - Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.

Логопед достаёт игрушки

(Мишку и Машу).

- В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшшка, Машшша? Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча в деревянные ложки.

- Звук [Ш].

3. Объявление темы занятия - Мишка узнал, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Машей звук и решил пригласить вас в гости, чтобы вместе поиграть со звуком (Ш).

4. Артикуляционная гимнастика - Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Покажем, что мы видим в лесу, а помогать нам будут пальчики:

- В лесу широкие тропинки (упражнение для языка «Лопатка», ладони повернуть тыльной стороной вниз).

- Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнение для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх – вниз).

- Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»).

- Под деревьями растут грибы (упражнение для языка и пальчиков «Грибок»).

- Соберём грибы в корзинку (упражнение для языка «Чашка», упражнение с пальчиками «Лукошко»).

- Спрячемся за деревьями (упражнение для языка «Прятки», упражнения с пальчиками «В кулачок», «Из кулачка»).

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.

Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15—20 раз.

Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражне-ние выполнить 10—15 раз.

Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз.

Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до10.

Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

5. Произношение изолированного звука - Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят

(Ш – ш – ш).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук [Ш].

6. Анализ артикуляции - Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [Ш]?

- Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».

7. Характеристика звука - Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ш] :

Звук (Ш) - согласный или гласный?

• Какая преграда у звука [Ш]?

• Звонкий или глухой?

• Твёрдый или мягкий?

• Каким цветом обозначаем?

- Найдите на доске символ звука [Ш].

Согласный;

Зубки, язык;

Глухой;

Твёрдый;

Синим.

Дети показывают цветовое обозначение звука [Ш].

8. Связь звука с буквой Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

- Вот домик, где живёт наш звук [Ш].

- Сегодня мы изучаем звук [Ш], который обозначается буквами Ш, ш. Посмотрите, как эту букву изобразил веселый художник. (На доске появляется рисунок с изображением забавной буквы Ш)

9. Закрепление звука в слогах

(Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.)

- В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы?

- Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается

(опора на мнемотаблицу № 1) :

ша – шо - ша – ша

аш – уш – уш – уш

- Назовите первый и последний слог:

ша – шо – шу – ши

шта – шту – шты – што

- Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2, 3) :

ша-ша – ша-ша-ша

шку-шку – шку-шку-шку

иш-иш-иш – иш-иш

шош-шош-шош – шош-шош

- А теперь поиграем в игру «Тихо – громко наоборот». Если листочки громко шуршат, то вы еле слышно. Если услышите тихий шелест, то вы шуршите громко.

ша – аша – ша – аша

уш – ушу - уш - ушу

- Соберём осенний букет из листьев. Повторяйте за мной слоговые песенки, постарайтесь не ошибаться и собирайте листики.

ша – шо – шу - ши

аш – ош – уш - иш - Листопад.

- Шо.

- Аш.

- Ша, ши.

- Шта, што.

ша-ша – ша-ша-ша

шку-шку – шку-шку-шку

иш-иш-иш – иш-иш

шош-шош-шош – шош-шош

Дети воспроизводят слоговые ряды, изображая руками, как опадают листья и меняют силу голоса:

ша – аша – ша – аша

уш – ушу - уш – ушу

Дети воспроизводят ряд слогов. На каждый слог берут осенний листик, составляя из них букет.

ша – шо – шу - ши

аш – ош – уш - иш

10. Закрепление звука в словах - Ребята, посмотрите наша знакомая змейка ползёт… И по - моему ей нужна наша помощь…

- Поможем ей доползти до её домика?

- Надо назвать картинки чётко проговаривая звук [Ш].

11. Звуковой анализ и синтез слов - В благодарность наша змейка предлагает поиграть с ней в игру. Готовы?

- Игра называется «Найди слово». Ребята, у каждого из вас на столах лежат листы с заданием. Давайте поможем змейке определить место звука [ш] и правильно проведем «дорожки» от слова к схеме.

12. Физминутка Упражнение на внимание

«Тик-так, Маша, проснись».

- Посмотрите, Маша утомилась и уснула. Мы будем ходить вокруг неё тихо-тихо, чтобы она не проснулась. Но на слова «Маша, проснись», вы должны её разбудить, взяв Машу в руки. Проверим, кто самый внимательный и быстрый из вас.

Тик – так, Маша … спит один час,

Тик – так, Маша … спит два часа,

Тик-так, Маша … спит три часа,

Тик – так, Маша … проснись.

13. Закрепление звука в предложении - Наша Маша идёт по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у неё получается:

Ша-ша-ша - мама моет малыша.

Шу-шу-шу — я письмо пишу.

Ши-ши-ши – на поляне малыши.

Аш-аш-аш- дайте срочно карандаш.

Уш-уш-уш- я приму теплый душ.

Иш-иш-иш- у меня малыш.

Ошка-ошка- на окошке кошка.

- Ребята, а вы сможете пропеть такие песенки?

Дети чётко проговаривают рифмы - предложения со звуком [Ш].

13. Закрепление звука в тексте - Маша, молодец. Но Мишка тоже умница. Посмотрите ребята, он нам приготовил текст с картинками. Нам надо повторить предложения, заменяя картинки словами. А потом пересказать его с самого начала. Справитесь?

Дети повторяют предложения, заменяя картинки словами.

14. Домашнее задание Выполнить упражнение «Раскрась звуковую схему»

15. Итог занятия - Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?

- В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?

- Что было трудным для вас?

Дети отвечают на вопросы.

16. Оценка работы детей - Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук (Ш).

- Маше и Мишке понравилось с вами играть. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрпризы со звуком [Ш].

- Сделайте из пальчиков «Лукошко». Мишка положит туда звуки. Вы их соедините и узнаете, чем хотят вас порадовать Маша и Мишка.

- ш, а, р, ы (шары).

Детям дарят воздушные шары.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Автоматизация звука [Л] в предложениях» ТЕМА: Автоматизация звука Л в предложениях. ЦЕЛИ: Закрепление произношения звука Л в предложениях; развитие фонематического анализа. Развивать.

Конспект занятия «Автоматизация звука [с]» Тема. Автоматизация звука (с) в слогах (са – сы) в начале слова. Цель: • Закрепить правильное выполнение артикуляционных упражнений.

Конспект занятия «Автоматизация звука [Ш] в словах» Тема: «Автоматизация звука [Ш] в словах» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах. Ход занятия. 1. Артикуляционная гимнастика.

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Л]» Цель: Закреплять правильное произношение звука «Л» Задачи: Коррекционно – образовательные: формировать кинестетический образ звука «л».

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]» .

Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [ш]» Конспект индивидуального занятия. Цель: автоматизировать звук [Ш] в словах во всех позициях; обучать префиксальному словообразованию. Задачи:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Автоматизация звука [Л]. Путешествие в страну звука»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Автоматизация звука [Л]. Путешествие в страну звука» Автоматизация звука «Л» в словах, слогах и фразах. «Путешествие в страну звука «Л»Цель занятия: автоматизация звука [л] изолированно, в.

Конспект занятия на тему «Автоматизация звука [Ш]» Тема: Автоматизация звука Ш. Цели: Коррекционные: Автоматизация поставленных звуков: - изолированного произношения; - в слогах;.

Конспект занятия «Автоматизация звука [р]» Конспект занятия по теме: «Автоматизация звука Р". (старший дошкольный возраст) Цели: Коррекционная : автоматизация звука Р в слогах, словах,.

Конспект занятия «Автоматизация звука [С] в слогах» Тема: Автоматизация звука [с] в слогах Цели: • Уточнить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с]. • Продолжать формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Автоматизация звука [Ш]»
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 15:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Автоматизация звука [Ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Сабина Мугумаева (УИ 1672156) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД