Сабина Мугумаева
Конспект занятия «Автоматизация звука [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Автоматизация звука [Ш].
Цель: Выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Задачи: 1. Образовательные: уточнить представления детей о звуке [Ш].
2. Коррекционные:
• закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах, предложениях и текстах;
• развивать артикуляционную и мелкую моторику;
• развивать фонематический слух;
• развивать речевое дыхание;
• развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
3. Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
• закрепить умение определять место звука в слове;
• развивать умение соединять звуки в слова;
• развивать внимание, память, мышление;
• упражнять в согласовании существительных с числительными;
• упражнять в умении грамматически правильно дополнять предложение.
4. Воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать навыки речевого общения с игрушкой и друг с другом, умение слушать.
Оборудование: предметные картинки, игрушки главных героев.
Ход занятия:
Этапы Деятельность логопеда Деятельность детей
1. Орг. момент - В гости в лес нас приглашают,
Поиграть там предлагают.
Логопед показывает детям приглашение, читает его:
«Жду всех в домике лесном, поиграем, отдохнём».
- Отправимся в гости?
По тропинке в лес пойдём,
На полянке дом найдём.
- Да.
Дети садятся на стулья.
2. Развитие фонематического слуха - Кто ждёт нас в домике? Чтобы узнать, надо постучать, как я.
Логопед достаёт игрушки
(Мишку и Машу).
- В домике живёт Мишка. У него часто в гостях бывает Маша. Какой одинаковый согласный звук, вы слышите в их именах – Мишшшка, Машшша? Дети по очереди воспроизводят ритмический рисунок, стуча в деревянные ложки.
- Звук [Ш].
3. Объявление темы занятия - Мишка узнал, что вы учитесь правильно произносить их любимый с Машей звук и решил пригласить вас в гости, чтобы вместе поиграть со звуком (Ш).
4. Артикуляционная гимнастика - Мишка предлагает сначала разбудить язычки, чтобы они старались говорить. Покажем, что мы видим в лесу, а помогать нам будут пальчики:
- В лесу широкие тропинки (упражнение для языка «Лопатка», ладони повернуть тыльной стороной вниз).
- Заяц прыгает с кочки на кочку (упражнение для языка «Качели», кисти рук поочередно поднимать и опускать вверх – вниз).
- Белочка щелкает орешки (упражнение для языка «Лошадка», упражнение с пальчиками «Щелчки»).
- Под деревьями растут грибы (упражнение для языка и пальчиков «Грибок»).
- Соберём грибы в корзинку (упражнение для языка «Чашка», упражнение с пальчиками «Лукошко»).
- Спрячемся за деревьями (упражнение для языка «Прятки», упражнения с пальчиками «В кулачок», «Из кулачка»).
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счет до 10.
Верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.
Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15—20 раз.
Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощелкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражне-ние выполнить 10—15 раз.
Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5—6 раз.
Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счет до10.
Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остается на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.
5. Произношение изолированного звука - Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят
(Ш – ш – ш).
Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук [Ш].
6. Анализ артикуляции - Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук [Ш]?
- Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».
7. Характеристика звука - Приготовьте пальчики. Сгибаем их в кулачок и рассказываем о звуке [Ш] :
• Звук (Ш) - согласный или гласный?
• Какая преграда у звука [Ш]?
• Звонкий или глухой?
• Твёрдый или мягкий?
• Каким цветом обозначаем?
- Найдите на доске символ звука [Ш].
Согласный;
Зубки, язык;
Глухой;
Твёрдый;
Синим.
Дети показывают цветовое обозначение звука [Ш].
8. Связь звука с буквой Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- Вот домик, где живёт наш звук [Ш].
- Сегодня мы изучаем звук [Ш], который обозначается буквами Ш, ш. Посмотрите, как эту букву изобразил веселый художник. (На доске появляется рисунок с изображением забавной буквы Ш)
9. Закрепление звука в слогах
(Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.)
- В лесу опадают листья. Как называется такое явление природы?
- Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается
(опора на мнемотаблицу № 1) :
ша – шо - ша – ша
аш – уш – уш – уш
- Назовите первый и последний слог:
ша – шо – шу – ши
шта – шту – шты – што
- Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2, 3) :
ша-ша – ша-ша-ша
шку-шку – шку-шку-шку
иш-иш-иш – иш-иш
шош-шош-шош – шош-шош
- А теперь поиграем в игру «Тихо – громко наоборот». Если листочки громко шуршат, то вы еле слышно. Если услышите тихий шелест, то вы шуршите громко.
ша – аша – ша – аша
уш – ушу - уш - ушу
- Соберём осенний букет из листьев. Повторяйте за мной слоговые песенки, постарайтесь не ошибаться и собирайте листики.
ша – шо – шу - ши
аш – ош – уш - иш - Листопад.
- Шо.
- Аш.
- Ша, ши.
- Шта, што.
ша-ша – ша-ша-ша
шку-шку – шку-шку-шку
иш-иш-иш – иш-иш
шош-шош-шош – шош-шош
Дети воспроизводят слоговые ряды, изображая руками, как опадают листья и меняют силу голоса:
ша – аша – ша – аша
уш – ушу - уш – ушу
Дети воспроизводят ряд слогов. На каждый слог берут осенний листик, составляя из них букет.
ша – шо – шу - ши
аш – ош – уш - иш
10. Закрепление звука в словах - Ребята, посмотрите наша знакомая змейка ползёт… И по - моему ей нужна наша помощь…
- Поможем ей доползти до её домика?
- Надо назвать картинки чётко проговаривая звук [Ш].
11. Звуковой анализ и синтез слов - В благодарность наша змейка предлагает поиграть с ней в игру. Готовы?
- Игра называется «Найди слово». Ребята, у каждого из вас на столах лежат листы с заданием. Давайте поможем змейке определить место звука [ш] и правильно проведем «дорожки» от слова к схеме.
12. Физминутка Упражнение на внимание
«Тик-так, Маша, проснись».
- Посмотрите, Маша утомилась и уснула. Мы будем ходить вокруг неё тихо-тихо, чтобы она не проснулась. Но на слова «Маша, проснись», вы должны её разбудить, взяв Машу в руки. Проверим, кто самый внимательный и быстрый из вас.
Тик – так, Маша … спит один час,
Тик – так, Маша … спит два часа,
Тик-так, Маша … спит три часа,
Тик – так, Маша … проснись.
13. Закрепление звука в предложении - Наша Маша идёт по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у неё получается:
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо пишу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Аш-аш-аш- дайте срочно карандаш.
Уш-уш-уш- я приму теплый душ.
Иш-иш-иш- у меня малыш.
Ошка-ошка- на окошке кошка.
- Ребята, а вы сможете пропеть такие песенки?
Дети чётко проговаривают рифмы - предложения со звуком [Ш].
13. Закрепление звука в тексте - Маша, молодец. Но Мишка тоже умница. Посмотрите ребята, он нам приготовил текст с картинками. Нам надо повторить предложения, заменяя картинки словами. А потом пересказать его с самого начала. Справитесь?
Дети повторяют предложения, заменяя картинки словами.
14. Домашнее задание Выполнить упражнение «Раскрась звуковую схему»
15. Итог занятия - Какой звук вы сегодня произносили чаще всего?
- В какую игру хотели бы поиграть ещё раз?
- Что было трудным для вас?
Дети отвечают на вопросы.
16. Оценка работы детей - Вы прекрасно сегодня занимались, правильно произносили звук (Ш).
- Маше и Мишке понравилось с вами играть. Чтобы вы о них не забывали, они приготовили вам сюрпризы со звуком [Ш].
- Сделайте из пальчиков «Лукошко». Мишка положит туда звуки. Вы их соедините и узнаете, чем хотят вас порадовать Маша и Мишка.
- ш, а, р, ы (шары).
Детям дарят воздушные шары.