Эльмира Аджимамбетова
Конспект занятия в старшей группе «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ :
«АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л]
В СЛОГАХ,СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ».
Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закреплять знание артикуляционного уклада при произнесении звука Л;закреплять умение подбирать предметы по аналогии;
совершенствовать грамматический строй речи ;закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, голос, фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, мелкую моторику, межполушарное взаимодействие.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к дальнейшей работе на фоне успешно выполненных заданий.
Оборудование: картинки-символы для артикуляционной гимнастики, разрезные картинки, дидактические материалы, раздаточный материал.
Оборудование:сухие бассейны с фасолью и горохом, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, игрушка – пчела, зонт с каплями дождя, мячики Су-Джок,раздаточный материал, дидактические материалы, тренажер для глаз, аудиозапись для проведения физкультминутки.
Ход занятия
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Настрой на работу
Встало солнышко — ура!
Заниматься нам пора.
-У нас сегодня гости. Поприветствуйте их.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
- Сегодня у нас на занятии новый гость. Посмотрите, какие у меня есть коробочки. Вам интересно, что там внутри (сухие бассейны, в них спрятаны разрезные на 4 части картинки с изображением пчелы) .
-В этих коробочках среди фасолинок спрятана картинка, которая распалась на части, соберите её и узнаете, кто сегодня к нам придет в гости. (Дети собирают разрезную картинку).
-Послушайте загадку.
Над цветком она жужжит,
К улью быстро так летит,
Мед свой в соты отдала;
А зовут её?. (пчела).
- Правильно, это веселая и добрая пчела по имени Лана. Она очень любит собирать цветочную пыльцу и готовить из неё мед. Она прилетела послушать, как вы произносите звук [л] и поиграть с вами в разные игры.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Но сначала сделаем зарядку для язычка. Наш давний друг Карлсон приготовил вам воздушные шарики с упражнениями,а наша Лана будет подсказывать вам. (Пчела садится на шарики.)
«Лягушка»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Мы потянем - перестанем
И нисколько не устанем.
«Хоботок»
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
«Накажем язычок»
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
«Блинчик»
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
«Качели»
На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.
«Чистим зубки»
Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!
«Индюк»
Я - индюк «балды-балда»
Разбегайтесь кто куда.
«Пароход»
Пароходик небольшой,
Зато смелый он какой:
Ему волны не страшны,
Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!
3. Дыхательная гимнастика.
-Что за звуки? (звучит шум дождя)
-Идет дождь.
-Наша пчелка боится дождя, она намочит свои крылышки и не сможет летать.
-Мы должны прогнать дождь,чтобы Лана вновь смогла летать и играть с нами.
-Улыбнулись, набрали носом воздух, и подули на широкий кончик языка — ффф, щеки не раздувать. (Дети дуют на капли дождя под зонтом).
4. Анализ артикуляции звука. Характеристика звука.
-Расскажите Лане, как нужно правильно произносить звук [л] ?
-При произнесении звука [л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, широкий кончик языка прижат к бугорку за верхними зубами.
-Звук [л] согласный или гласный?
- Согласный.
-Почему?
- Потому что во рту есть преграда.
- Произнесите звук [л] громко – тихо, длительно – коротко.
5. Автоматизация звука [л] в слогах.
-Повторяйте за мной прямые слоги : ла-ло-лу-лы.
Обратные :ал-ол-ул-ыл-ил-ел-ел-юл-ял.
(Одновременно проговаривают слоги и катают мячик Су-Джок от центра ладони к каждому пальцу).
6. Формирование фонематических представлений.
- Как много лепестков на лужайке. Лана просит вас из лепестков собрать ромашки,но ей нужны лепестки только на которых картинки со звуком[Л].
- Поможем ей?
-Лепесточки собирай - звук, старайся, называй!
(Собирают из лепестков ромашки,четко проговаривая слова).
7. Формирование звукового анализа.
- Лана решила проверить вас! Хорошо ли вы знаете,где именно находится звук [л] в слове? Она принесла семечки с картинками. Вы должны определить на каком подсолнухе они росли.
На первом росли семечки со звуком [л] в начале слова,на втором со звуком [л] в середине слова,на третьем подсолнухе созревали семечки со звуком [л] в конце слова.
(Называют картинку, определяют позицию звука в слове).
8. Физкультминутка.
- Пчелка немного устала. Давайте вместе с ней отдохнем.
Танец Хоки Поки. (аудиозапись) или
Вот и пчелкина зарядка.
Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись.
Выше, выше потянись.
Ну-ка плечи распрями,
Подними и опусти.
Влево, вправо повернись,
Рук коленями коснись.
9. Развитие межполушарного взаимодействия.
-Соедините верхние точки с нижними от края к середине двумя руками и проговорите получившиеся предложения. Пример: «У куклы платье,а у пчелы фиалка»и т. д.
10. Автоматизация звука [л] в предложениях.
-Лана решила посмешить вас и придумала забавные предложения. Послушайте их внимательно и исправьте ошибки. -Не забудьте правильно и четко произносить звук [л].
Стул сел на Михаила. Михаил сел на стул.
Овал нарисовал Диму. Дима нарисовал овал.
Футбол играл в Данила. Данил играл в футбол.
Стол укатился под бокал. Бокал укатился под стол.
Зал зашел в Павла и Кирилла. Кирилл и Павел зашли в зал.
Стол положил пенал на Павла. Павел положил пенал на стол.
Ствол дерева спрятался за зайца. Заяц спрятался за ствол дерева.
Одежда повесила Михаила на стул. Михаил повесил одежду на стул.
- Молодцы! Лана очень довольна.
11. Итог занятия.
- Наше занятие подошло к концу. Чем мы сегодня занимались? (Учились правильно произносить звук [л]). Какая игра вам понравилась больше всего? Назовите 3 любых слова со звуком [л].
- Лане пора улетать. Она благодарит вас и дарит вам наклейки со своими портретами, а нашим гостям цветочки. (Дети раздают цветы и провожают глазами улетающую пчелу).