ольга журухина
Конспект экскурсии на пруд с детьми старшего дошкольного возраста «Кто в водоёме живёт?»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 15 д. НОВЛЯНКА
ТЕМА «КТО В ВОДОЁМЕ ЖИВЁТ?»
(ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА)
Подготовила:
ЖУРУХИНА О. И. -
Воспитатель 1 кв. кат.
Сентябрь 2016год.
Задачи:
Публикация «Конспект экскурсии на пруд с детьми старшего дошкольного возраста „Кто в водоёме живёт?“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Речные обитатели, кто живет в реке
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
1. Развивать чувство радости от единения с природой, осознание себя человеком, частью живой природы;
2. Формировать у детей представление о водоеме как о сообществе различных растений и животных;
3. Расширить представления воспитанников об экосист еме «Водоем»;
4. Воспитывать бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания, формирование умения правильно вести себя у водоема;
Оборудование:
Сачки водные, тазики для воды, пластмассовые бутылки, коробочки для сбора песка и камней, ведерки для поимки обитателей водоема.
Материалы и оборудование: аптечка, вода, спортивный инвентарь, таз, мешки для мусора, аптечка, одноразовые стаканчики.
Предварительная работа: беседы по правилам поведения в природе, чтение познавательного материала о флоре и фауне экосистемы «Водоём»
Объекты для наблюдения:
Погода, небо, солнце, озеро (водоем) летом, цвет воды, песка, окружающих деревьев, состояние трав, летнее цветение, насекомые, птицы, земноводные.
Перед выходом на прогулку детям сообщается: мы увидим много нового и интересного, нас ожидают веселые игры и приключения.
Воспитатель предлагает повторить
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ У ВОДОЕМА :
• не шуметь,
• не брать в руки жуков, не рвать растения,
• не толкаться, не ловить стрекоз и бабочек,
• не оставлять после себя мусор,
• не разводить костры под деревьями,
• не разорять муравейники и гнезда птиц,
• не брать домой детенышей зверей, птиц,
• стараться ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
Знакомство со знаком «Нельзя загрязнять водоем» (изображение бутылки в реке перечеркнутое красной линией). Почему нужно охранять водоемы?
Проводится беседа о погоде, солнце, небе, ветре, признаках наступившего лета.
Во время перехода используются различные виды ходьбы и построения с участка по парам, в свободном построении по частному сектору, на узкой тропинке - в колонне, с горки - легкий бег.
500 м. различные виды ходьбы, 15-20 метров прыжки на 1 ноге на двух ногах, на месте в высоту, с места в длину. Кратковременный отдых (привал, в это время воспитатель обращает внимание детей на цвет травы, просит дотянуться рукой до нижних веток дерева, рассмотреть крону дерева через густую листву. Следующие 300 метров используется ходьба с подлезанием и перепрыгиванием «препятствий» (корни, канавки, камни).
Воспитатель обращает внимание детей на природу, тишину, призывает детей послушать ее с закрытыми глазами.
Возле наиболее примечательных экологических объектов делаются небольшие стоянки.
На обочине дороге встречаем ромашки. Воспитатель предлагает рассмотреть цветы ромашки и рассказывает, что в народе ромашку зовут «Сестрой милосердия». В некоторых странах есть такой обычай: Встретишь в дороге ромашку, поклонись ей и скажи: «Здравствуй, доктор!».
Маленькое солнце на моей ладошке,-
Белая ромашка на зелёной ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки - наступает лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки.
Наши мастерицы принялись за дело –
Всем венки плетутся из ромашек белых.
И козленку Тимке, и телушке Машке.
Нравятся большие вкусные ромашки
З. Александрова
Тут же обращаем внимание детей, что рядом с ромашками растут и другие уже знакомые им растения: подорожник, одуванчик, пастушья сумка, мать-и –мачеха, зверобой…
На пути растут кусты шиповника и жасмина. Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него, как иголки.
Но мы не шипы у него соберём,
Полезных плодов для аптеки нарвём. (Шиповник)
Можно почитать детям стихотворение
Шиповник - для здоровья клад –
Так в народе говорят.
Из шиповника отвар –
Ценный от природы дар.
Воспитатель обращает внимание на муравейник
МУРАВЕЙНИК
Всем известно, что муравей - санитар леса. Если много муравейников в лесу, значит лес - здоровый. Посмотрите, как трудятся муравьи: каждый занят своим делом - кто соломинку тащит, которая больше самого муравья в несколько раз, а кто и с жуком дерется, гонит непрошенного гостя из муравейника. Муравей - труженик, муравей - защитник леса. Вот почему муравьев следует охранять.
Погляди на молодцов -
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг,
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не сможет… муравей
ПОЛЯНА
Здесь можно остановиться и услышать щебет птиц. Доставит удовольствие наблюдение за поведением сороки. Это очень чуткая и осторожная птица. При малейшей опасности своим трескучим криком предупреждает всех.
Интересные факты: Стриж ест и пьёт на лету. Вороны любят играть. Могут играть друг с другом в «футбол», гоняя мяч или камушек. Иволга кормит своих птенцов около 100 раз в сутки. Одна кукушка может за день съесть 1900 гусениц.
У водоёма
Дети располагаются на месте. Воспитатель предлагает детям подойти к водоему и понаблюдать самостоятельно за растениями и его обитателями. Затем проводится беседа.
• Название водоема :пруд (берег холмистой, плоской, лесистой, заболоченной, ещё какие берега (высокие, низкие, песчаные, глинистые, какое течение - быстрое, медленное, как используется?
Обращается внимание на представителей флоры - ряска, осока, камыш, рогоз, стрелолист; фауны водоема водомерка, жук-плавунец, пиявки, улитки (катушка, прудовик, личинки стрекоз.
Вода необходима для размножения и развития многим животным и растениям. Условия среды изменяют строение и форму тела животных, живущих в воде (у рыб продолговатое тело, есть хвост, плавники, с помощью которых они плавают; у лягушек - задние ноги длинные с перепонками, с их помощью они «отталкиваясь», перемещаются по воде; у водомерки - специальное строение лапок, позволяющее быстро «бегать» по поверхности воды).
Решение познавательной задачи: нужны ли водоему насекомые?
Рассматривание песка на берегу через лупу. Какой он? Предложить детям собрать немного песка, камней, чтобы взять с собой (в аквариум, для птиц); измерить скорость течения воды в пруду - пустить соломинку и понаблюдать, станет ли она удаляться; с помощью термометра измерить температуру воды у берега и на глубине, показания сравнить; бросить в воду тяжелый камень и легкий, сравнить звук всплеска. Дети садятся на берегу и слушают голоса водоема с закрытыми глазами.
Как будут себя чувствовать обитатели водоема, если он загрязнен?
Внимание детей привлекают яркие зеленые лягушки и черные, быстрые головастики. С помощью сачка ловится по одному из названных представителей. Дети рассматривают.
Лягушки - это корм для других животных. Ими питаются такие рыбы, как сом, щука. Не будь лягушек, нечем было бы питаться этим рыбам. Что есть у лягушки? Какая у нее кожа? Какой длины задние и передние ноги? Чем интересен язык лягушки (липкий, длинный). Какие у лягушки глаза? Рот? Какого цвета кожа? Лягушки откладывают весной яйца в воду. Они похожи ан маленькие шарики, их называют «лягушачьей икрой». Через две недели из икры появляются головастики и дышат жабрами, как рыбы. Головастики питаются подводными растениями, которые болеют, и этим очищают воду в водоеме. Через некоторое время у хвоста появляются два бугорка, которые затем превращаются в задние лапки, потом отрастают передние ноги, а хвост укорачивается, потом исчезает. Маленькие лягушата могут выпрыгивать из воды и уже сами охотятся за насекомыми.
Вопросы к детям:
Почему лягушки могут жить только вблизи водоемов?
Могут ли страдать лягушки от загрязнения воды?
Чем питаются головастики?
Почему они так называются?
Кто питается головастиками?
Кто питается лягушками?
После наблюдения лягушка и головастик отпускаются, воспитатель организует игры различной физической активности.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
«ПОПАДИ В ЦЕЛЬ»
Дети метают гладыши (маленькие плоские камни) в обозначенную цель в водоеме.
«НАЗОВИ 3 ПРЕДМЕТА»
Предлагается придумать 3 названия ягод, хвойных и лиственных деревьев, насекомых, птиц, животных и т. д., кто больше назовет, тот выиграл.
«К НАЗВАННОМУ ДЕРЕВУ БЕГИ»
Игра проводится на полянке возле деревьев. «Раз, два три, к названному дереву беги!»
«УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ»
Воспитатель или ребенок-ведущий описывает задуманное растение, играющие отгадывают, задавая наводящие вопросы.
«ПУТАНИЦА»
Найти вершки и корешки растений.
«КАКОЙ ЛИСТОК?»
Образование имен прилагательных от существительных. Лист березы - березовый.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Воспитатель помещает в мешочек различные предметы (овощи, фрукты, игрушки). Ребенок на ощупь отгадывает, что находится у него в руке.
«НЕ ЗАМОЧИ НОГИ»
Детям предлагается пройти по коряге, при этом дается указание идти, не соступая с нее на землю.
«ОЗЁРНАЯ ФИГУРА»
Проводится по типу «Морской фигуры»
«АИСТЫ И ЛЯГУШКИ»
Дети делятся на две команды. Аисты прыгают на одной ноге, пытаясь запятнать лягушек. Если лягушка встала на одну ногу - ее пятнать нельзя. Запятнанный ребенок становится аистом.
Детям предлагается побегать по берегу, походить по воде.
Читается стихотворение Г. Ладонщикова
«КТО БЫСТРЕЕ»
Видишь - семеро ребят
На лужайке встали в ряд.
Все готовы вдоль реки
Побежать вперегонки.
Если быстро бегать можешь,
Становись к ребятам тоже,
А не можешь - посмотри…
Кто быстрее? Раз, два, три!
Никуда не побегу -
Отдохну на берегу.
Тут тростник стоит высокий,
Рыба плещется в осоке,
Мотыльков веселый рой
Звонко вьется над травой,
И кузнечик маленький
Бьет по наковаленке.
Хорошо на берегу -
Никуда не побегу!
ЗАГАДКИ:
Охраняю я природу,
Санитар озер, болот.
Застоявшуюся воду
Очищаю каждый год (ряска)
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает (бабочка)
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка (гнездо)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик (стрекоза)
(сорока)
Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой (рыба)
Глаза на рогах,
А домик на спине (улитка)
Рос шар бел, ветер дунул,
шар улетел (одуванчик)
Полюбуйтесь еще разок как красиво пруд летом. Посмотрите внимательно и запомните, а когда придете в детский сад, нарисуйте пруд. Покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного и необычного вы видели сегодня на реке.
Перед уходом собираются обитатели водоема и гербарий для уголка природы в детском саду.
Обратный путь преодолевается по тому же маршруту (если есть возможность, то можно идти по сокращенному маршруту). Воспитатель проводит работу над закреплением полученных знаний у детей.
Предлагаются проблемные ситуации, задачи-шутки, загадки:
- что было бы если бы было жаркое и сухое лето и водоем высох?
- что былушка)
- что было бы если бы все время шел дождь?
- что было бы если бы лягушки были размером с кошку?
- что между берегом И рекой?
- в воде родится, а воды боится (соль)
Последующая работа:
Чтение сказок, рассказов, стихов на данную тему - Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок», «В подводном лесу»; Осипов К. «В воде и у воды»; Дмитриев Ю. «Почему утонул плавунец?»; сказка шорцев «Два ручья».
Составление картотеки загадок и поговорок о реке, водоеме.
Коллективное рисование «Наш пруд». Придумывание экологических сказок о водоеме.
Обобщающая беседа «Как живет водоем?»
Знакомство с произведениями живописи (в подлиннике либо в репродукциях) и внимательное их рассматривание, прослушивание музыкальных пьес, песен и т. д.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Рыбки весело резвились
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся-разожмутся,
То зароются в песке.
Вот с насиженной гнилушки
В воду прыгнули лягушки,
Будут квакать ква-ке-ке,
Будет дождик на реке.
Литература:
Учебная программа дошкольного образования. - Минск: НИО, 2012
Стреха, Е. А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, Минск, 2007.- 80 с.
Скребцова, О. Е. Детям о неживой и живой природе: сб. тематических материалов по ознакомлению с окружающим м иром и развитию речи дошкольников / О. Е. Скребцова, Г. В. Трафимова, 2011. – 191с.
Николаева, С. В. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез