Светлана Иванова
Конспект экскурсии «Цветущие растения нашего парка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- вызвать интерес к цветущим растениям нашего края;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру; учить определять названия цветущих растений; расширять знания детей о природе.
Задачи:
Обобщать и конкретизировать представления детей о парке.
Публикация «Конспект экскурсии „Цветущие растения нашего парка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Цветущие деревья. Наблюдения на прогулке
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
Поощрять осознанное заботливое отношение к природе и соответст-вующее поведение в парке.
Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе.
Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, положительных эмоций, возвращению ощущений приятных переживаний.
Упражнять детей в умении поддерживать беседу, отвечать на вопросы полным ответом.
Предварительная работа:
чтение и разучивание стихов о цветах;
рассматривание иллюстраций;
просмотр презентации «Растения в Красной книге ЯНАО»
беседа с детьми о правилах поведения на улице и в парке
Ход экскурсии:
- Ребята, сегодня я вам предлагаю пойти на экскурсию в парк.
-Обратите внимание, какая сегодня прекрасная погода, как красиво кругом, какой ясный и тихий день. Послушайте загадку, и отгадайте, на что мы сегодня обратим внимание в парке.
Дарят радость, аромат,
В лепестках их весь наряд,
С весны по осень цветут,
Пыльцу пчёлам раздают!
(Цветы)
-- Я вам предлагаю сегодня полюбоваться красотой цветов.
И в зарослях лесных,
В полях, и на лугах
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать.
Есть в травах и цветах
Целительная сила,
Для всех умеющих
Их тайну разгадать.
(Вс. Рождественский)
Остановка 1.
-Посмотрите на эти цветы. Вы их знаете?
-Это иван-чай.
-Верно, другое название этого растения – кипрей.
Иван-чай, иван-чай,
Ты цветами покачай.
Покажи свою красу
Людям, солнцу. Унесу
Я на память пламень твой —
Кисти нежные с собой.
Зеленые метелки кипрея появляются в июне, к концу июля они начина-ют цвести. У иван-чая высокий длинный стебель с узкими листьями. Стебель заканчивается длинной цветной кистью. Цветки у иван-чая раскрываются не все сразу, а постепенно, начиная снизу. Цветки на растении с утра закрыты, но когда солнце пригреет, они раскрываются.
Иван-чай — лечебное растение: из его листьев заваривают чай и пьют от головной боли, а порошком из сухих листьев присыпают раны.
Иван-чай защищает от холода молодые сосенки, елочки. А еще иван-чай первым вырастет в тех местах, где был пожар. Его семена распространяются ветром, так как они очень легкие и с пушинками, как у одуванчика. А теперь давайте понаблюдаем за цветущими и отцветшими растениями.
Остановка 2.
-А это растение вы узнали?
-Клевер. Мы с ним знакомились недавно и рисовали его.
-Правильно. Каждую весну расцветают на лугах розовые, красные и белые круглые пушистые цветы. Это цветёт и очень приятно пахнет луговой клевер. Послушайте стихотворение о клевере
Клевер в разнотравье
Розовый цветет,
В воздухе мельканье-
Бабочек полет.
В вихре кружит весело
Красок карусель,
Слух ласкает песенкой
Мне жужжащий шмель.
(Л. Громова)
Мы привыкли к клеверу, и порой не замечаем его. А растёт он и на лужайках, и на опушках, и на обочинах дорог, и на берегах рек, и по окраинам полей. Другое название клевера - трилистник. Знаете почему? Потому что у клевера лист обязательно состоит из трёх маленьких листочков.
(Дети рассматривают листья клевера)
А теперь давайте обратим внимание на цветок клевера. У красного клевера головка цветка круглая и состоит из маленьких длинных цветочков. Клевер очень любит солнышко. Вечером его цветы поднимаются кверху и складываются. Так они спасаются от ночного холода.
Нектар спрятан в середине большого круглого цветка клевера. Он доступен только шмелям. Благодаря своему длинному хоботку шмели могут добывать нектар из цветков и собирают пыльцу. Этот нектар шмели собирают для кормления своих деток.
Клевер очень полезен не только для насекомых, но и для человека. Высушенные и измельченные цветочные головки хозяйки используют как заправку для супа. Молодые стебли и листья клевера можно добавлять в овощные салаты. Но не только для человека и насекомых полезен клевер, а и для животных. Растение широко используется на зелёный корм и для заготовки сена для домашних животных.
Остановка 3.
-Ребята, а это растение называется тысячелистник. Конечно, вы все его видели. Он растёт на лугах, в степях, в лесах, вдоль дорог почти по всей России.
Листьев у тысячелистника не тысяча, а гораздо меньше. Но каждый изрезан, рассечён на множество долек. Вот и кажется, что их очень много.
На высоком стебле - белая шапка. На первый взгляд она состоит из цветков. Каждый такой «цветок» - маленькая корзинка. В середине лета на открытых местах, где особенно жарко, цветов становится меньше, трава желтеет - выгорает. И только тысячелистник стоит как ни в чем не бывало, украшая поля и луга своими розовато-белыми цветами и кружевными листьями. Так и простоит он до осенних заморозков зелёным. Ни жары не боится, ни холода. И растёт быстро.
Это лекарственное растение, он заживляет раны и отлично зубную боль снимают.
Игра «Да-нет».
Ход игры.
Воспитатель: я буду говорить вам действия, а вы отвечать, если я буду называть хороший поступок, то вы говорите «Да», а если я называю плохой поступок, то говорите «Нет».
Воспитатель: мы приходим с вами в парк
И рвем ромашку?
Дети-Нет!
Воспитатель: если съем пирожок
И выброшу бумажку?
Дети-Нет!
Воспитатель: если хлебушка кусок
На пеньке оставлю?
Дети-Да!
Воспитатель: если ветку подвяжу,
Колышек поставлю?
Дети-Да!
Воспитатель: если разведу костер,
И тушить не буду?
Дети-Нет!
Воспитатель: если сильно насорю
И убирать не буду?
Дети-Нет!
Воспитатель: если мусор заберу,
Банку закопаю?
Дети-Да!
Воспитатель: я люблю свою природу,
Я ей помогаю?
Дети-Да!
Воспитатель: Дети давайте вспомним правила поведения в дикой природе.
Дети:
1. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе!
2. Не лови бабочек, стрекоз, шмелей и других насекомых!
3. Не разжигай костер, от огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!
Остановка 4.
- Ребята, кто узнал этот цветок?
-Это Золотарник– известный медонос. Его яркие цветы содержат большое количество нектара, их с удовольствием посещают пчелы. Золотарник является необычным многолетним растением. Он может вырастать до 1 м в высоту. Как лекарство собирают не только цветки, но и его стебли и корни.
О
становка 5.
- Ребята, перед вами кошачья трава, у него много народных названий: молочай, желтый цвет, желтушки. Есть у этого растения научное название: скерда кровельная. Это растение невысокое и предпочитает расти на песчаных почвах возле жилья, в полях, лугах, у дорог. Его можно встретить на территории всей России. Кошачья трава имеет ценные целебные свойства. Как лекарство можно использовать стебли, цветки и листья.
Подвижная игра «СОБЕРИ БУКЕТ»
ХОД ИГРЫ: Выбирается «садовник». Остальные дети садятся в круг и закладывают руки за спину. В центр ставится ваза или цветочный горшочек. Выходит «садовник». У него в руках карточки с цветами. Он произносит слова: «Я цветы свои люблю, я цветы свои полью». Изображает, как он поливает цветы, и дает карточки некоторым детям в руки. «Садовник» называет эти карточки: «мак, ромашка, василек…» Затем дети произносят слова: «раз, два, три, букет собери!» Игроки, получившие карточки, должны встать, выйти за круг, оббежать круг до своего места, забежать в круг и положить свой цветок в вазу. Игрок, положивший цветок первым, становится «садовником». Он достает цветы из вазы, и игра повторяется.
-- Ребята, наша экскурсия подходит к концу, давайте вспомним и назо-вем, красотой каких цветов мы сегодня с вами любовались? Воздух бывает чистым и свежим лишь там, где растет много зеленых друзей. Деревья и цветы украшают наши улицы, дворы, детский сад. Мы встретили растения, занесенные в Красную книгу Ямала? Когда вернемся в детский сад, вы нарисуете те цветы, которые вам больше запомнились, и мы оформим выставку «Цветы нашего парка».