Ксения Кузнецова
Конспект урока литературного чтения в 1 классе «Звук [ш]. Согласные буквы Ш, ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока
Литературного чтения в 1 классе
(период обучения грамоте)
Тема: «Звук [ ш ]. Согласные буквы Ш, ш»
Задачи урока :
Обучающие:
1. Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ] из потока речи.
2. Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.
Публикация «Конспект урока литературного чтения в 1 классе „Звук [ш], Согласные буквы Ш, ш“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные и согласные
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Согласные звуки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
4. Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.
Развивающие:
1. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.
2. Развитие памяти, мышления, внимания.
3. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.
4. Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.
Воспитывающие:
1. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
2. Воспитание познавательного интереса.
Оборудование: предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для
индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка, презентация из 27слайдов,
мультимедийный проектор.
Ход:
1. Организацион-ный этап
Подготовить учащихся к работе на уроке
Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.
Проверяют готовность рабочего места к уроку.
2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала
Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся
Раскрытие и определение цели урока, выбор плана урока.
1. Фонетическая разминка.
- Прочитайте задание. Лучик «Называй-ка».
- Назовите предметы, изображенные на картинках. (шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах?
Вспомните, какой звук издаёт змея?
– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.
2. Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос.
- Рассмотрите буквы на доске (А, О, ш, У, И) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам.
- Ребята, звук [ ш ] на письме обозначается буквой ш.
Все верно назвали, один лучик показался из-за тучки (самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т. д.
Фронтальная работа
- В каждом слове встречается звук [ ш].
Называют варианты ответов, правильный:
- Я думаю, что «лишняя» буква «ш». Она строчная, остальные заглавные; её мы не изучали, а с остальными уже работали. (Обращаются к ленте букв)
- Мы еще не заселяли эту букву.
Называют тему урока.
- Звук [ ш ]. Строчная буква ш.
Дети сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.
• Изучить новый звук и новую букву.
• Учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
• Учится читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.
3. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала
Лучик «Угадай-ка»
1. Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.
- Назовите отгадки к загадкам.
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют воздушные …Шары
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И намного - много лет
Оставляет чёрный след. Карандаш.
(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).
Наблюдение
2. Артикуляция при произношении звука[ ш ].
- Подберите слова, в которых встречается звук
[ ш].
-Прочитайте чистоговорки на доске, четко проговаривая все звуки.
- Произнесите звук [ ш ] еще раз и дайте ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске).
Вывод повторяют все хором.
3. Физминутка с заданием
- Определение места звука [ ш ] в словах. Познавательная игра.
- Я буду называть слова, а вы - определять где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова приседают ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд выполняет прыжки, на конце слова -3 ряд.
Шуба крыша карандаш шалаш хорошо
Ушки крошка шутка шиповник крылышки
- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет.
4. Знакомство с буквой.
- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием печатного и письменного вариантов букв, сточной и заглавной.
- На что похожа буква ш?
- Прочитайте на доске стихотворения. С чем сравнили образ буквы ш поэты?
Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш! (Е. Тарлапан)
Посмотри на букву Ш-
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев)
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)
- Молодцы, ребята!
5. Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш в блокнотах. Запись словарного слова КАРАНДАШ, с делением на слоги, постановкой ударения безударные буквы выделяют, запоминают написание.
- А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ ш ].
6. Чтение слогов, слов с доски и в азбуке.
Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу.
- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной? Верно.
Дети называют слова с буквой ш и делают вывод (совместно с учителем) :
звук [ ш ] согласный, т. к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, звук всегда твердый, глухой т. к. произносится без участия голоса, шипящий т. к. слышится свист и шипение.
Хлопки на словах: шаль, шелк, пушок, шарф, штраф, паштет.
Варианты ответов детей:
- На вилку, расческу, на перевернутую букву е и т. д.
Работа в парах - взаимопроверка.
- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Самостоятельность учащихся в добывании знаний. Показателем выполнения дидактической задачи служит правильность, полнота и осознанность ответов учащихся.
Умение читать по слогам и целыми словами, знать правописание имен собственных,
4. Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала
Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию
1. Работа по учебнику
Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы.
- Сколько букв ш нашли в тексте?
- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш?
Чтение и толкование смысла пословиц и поговорок по желанию.
- В каких случаях можно употребить в речи каждую из пословиц?
2. Рассматривание иллюстраций на с. 16-17 в «Азбуке».
- Кто изображен на рисунках? Составление рассказа по иллюстрации, анализ одного – двух предложений. - Найдите предметы на иллюстрации, в названии которых есть согласный звук [ ш ].
Значение каких слов вам не знакомо?
- Кто сможет объяснить? При затруднении находят в толковом словаре с помощью учителя. Молодцы и с этим заданием справились!
3. Физминутка «Шар»
Я с утра сегодня встал.
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я всё дую – шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок.
Лопнул шарик, мой дружок.
Разминка для глаз
• «Моргания» - моргайте на каждый вдох и выдох.
• «Вижу палец» - указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице, зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза.
• «Художник» - глазами нарисуйте 6 восьмрок, 6 по часовой стрелке и столько же кругов против часовой стрелки.
• «Часики» - двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.
- Назвать звук[ ш ].
5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
Работа с книгой
Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Фронтальная работа.
Самостоятельная работа.
- Речь идет об осени.
Читают 4 предложение.
- Краснели, алели, пылали.
-Кисти ягод (синоним- грозди, кисти для рисования, кисти рук, декоративные пучки шелковых нитей.
Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, умение распознавать и воспроизводить изученные Звук и букву Ш, алгоритмы и пользоваться ими.
6. Этап применения знаний и способов действий
«Размышляй- ка»
Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса.
1. Найди и вычеркни в строчках все буквы ш.
(Сколько из них сточных, заглавных)
ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ
СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ
7. Этап подведения итогов урока
Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Ребята, наш урок подходит к концу.
- Скажите, что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома?
Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук
[ ш ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и т. д.
Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы.
8. Этап рефлексии
Задачи урока :
Обучающие:
1. Помочь детям овладеть умением выделять звук [ ш ] из потока речи.
2. Формировать умение узнавать графический образ буквы Ш, ш.
3. Формировать умение читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
4. Учить выделять отличительные признаки изучаемого звука, способствовать формированию умения характеризовать звук, слог.
Развивающие:
1. Содействовать развитию фонематического слуха, умение анализировать звучащую речь.
2. Развитие памяти, мышления, внимания.
3. Развитие коммуникативной культуры речи, вопросно-ответной формы речи.
4. Развивать плавное послоговое осознанное чтение с изученными буквами.
Воспитывающие:
1. Создавать условия для воспитания положительного отношения к процессу чтения.
2. Воспитание познавательного интереса.
Оборудование: предметные картинки, опорная схема, карточки с дифференцированными заданиями, для
индивидуальной работы, жетоны с изображением Солнышка, презентация из 27слайдов,
мультимедийный проектор.
Ход:
1. Организацион-ный этап
Подготовить учащихся к работе на уроке
Приветствие, проверка готовности учащихся и кабинета к уроку. Организация внимания школьников, мотивация учения.
Проверяют готовность рабочего места к уроку.
2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала
Обеспечить мотивацию изучения нового материала. Актуализация субъективного опыта учащихся
Раскрытие и определение цели урока, выбор плана урока.
1. Фонетическая разминка.
- Прочитайте задание. Лучик «Называй-ка».
- Назовите предметы, изображенные на картинках. (шар, игрушка, шапка, шуба, ландыш) Какой звук повторяется в этих словах?
Вспомните, какой звук издаёт змея?
– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш.
2. Подведение к формулированию темы. Проблемный вопрос.
- Рассмотрите буквы на доске (А, О, ш, У, И) найдите «лишнюю» букву не менее чем по двум признакам.
- Ребята, звук [ ш ] на письме обозначается буквой ш.
Все верно назвали, один лучик показался из-за тучки (самый активный ученик в этой работе, прикрепляет луч к Солнышку на магнит) и т. д.
Фронтальная работа
- В каждом слове встречается звук [ ш].
Называют варианты ответов, правильный:
- Я думаю, что «лишняя» буква «ш». Она строчная, остальные заглавные; её мы не изучали, а с остальными уже работали. (Обращаются к ленте букв)
- Мы еще не заселяли эту букву.
Называют тему урока.
- Звук [ ш ]. Строчная буква ш.
Дети сопоставляя тему урока и содержание данной записи, восстанавливают ее и формулируют самостоятельно цель урока.
• Изучить новый звук и новую букву.
• Учиться отличать новый звук и букву от других звуков и букв.
• Учится читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Готовность учащихся к активной учебной деятельности, понимание учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала.
3. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися нового звука и обозначающей его буквы. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала
Лучик «Угадай-ка»
1. Слого-звуковой анализ слов шары, карандаш.
- Назовите отгадки к загадкам.
Сегодня все ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют воздушные …Шары
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И намного - много лет
Оставляет чёрный след. Карандаш.
(определение места изучаемого звука в словах, количество звуков, букв, характеристика звука в начале слова шары и на конце слова карандаш).
Наблюдение
2. Артикуляция при произношении звука[ ш ].
- Подберите слова, в которых встречается звук
[ ш].
-Прочитайте чистоговорки на доске, четко проговаривая все звуки.
- Произнесите звук [ ш ] еще раз и дайте ему характеристику по алгоритму (алгоритм на доске).
Вывод повторяют все хором.
3. Физминутка с заданием
- Определение места звука [ ш ] в словах. Познавательная игра.
- Я буду называть слова, а вы - определять где в слове новый звук спрятался. Если звук [ ш ] в начале слова приседают ребята 1ряда, остальные прыгают на носочках. Если в середине -2ряд выполняет прыжки, на конце слова -3 ряд.
Шуба крыша карандаш шалаш хорошо
Ушки крошка шутка шиповник крылышки
- Я называю слова, а вы если слышите в слове звук [ ш ] – хлопайте в ладоши. Шаль, сталь, пушок, пух, стук, шарф, шелк, лист, свист, штраф, паштет, омлет.
4. Знакомство с буквой.
- Согласный звук [ ш ] на письме обозначается согласной буквой ш. Показ картинки с написанием печатного и письменного вариантов букв, сточной и заглавной.
- На что похожа буква ш?
- Прочитайте на доске стихотворения. С чем сравнили образ буквы ш поэты?
Ах, табуретка хороша!
Перевернул –
И буква Ш! (Е. Тарлапан)
Посмотри на букву Ш-
Буква очень хороша,
Потому что из нее
Можно сделать Е и Ё. (А. Шибаев)
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)
- Молодцы, ребята!
5. Печатание строчной и заглавной букв ш, Ш в блокнотах. Запись словарного слова КАРАНДАШ, с делением на слоги, постановкой ударения безударные буквы выделяют, запоминают написание.
- А чтобы прочитать букву ш, нужно просто назвать звук [ ш ].
6. Чтение слогов, слов с доски и в азбуке.
Прочитайте слова и слоги в полголоса самостоятельно, а затем соседу.
- Почему одни слова написаны со строчной буквы, а другие, с заглавной? Верно.
Дети называют слова с буквой ш и делают вывод (совместно с учителем) :
звук [ ш ] согласный, т. к. встречаются препятствия во рту при произнесении – щеки сжаты, язык в среднем положении, звук всегда твердый, глухой т. к. произносится без участия голоса, шипящий т. к. слышится свист и шипение.
Хлопки на словах: шаль, шелк, пушок, шарф, штраф, паштет.
Варианты ответов детей:
- На вилку, расческу, на перевернутую букву е и т. д.
Работа в парах - взаимопроверка.
- Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Самостоятельность учащихся в добывании знаний. Показателем выполнения дидактической задачи служит правильность, полнота и осознанность ответов учащихся.
Умение читать по слогам и целыми словами, знать правописание имен собственных,
4. Этап первичной проверки понимания учащимися изученного материала
Установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию
1. Работа по учебнику
Чтение пословиц и нахождение в тексте новой буквы.
- Сколько букв ш нашли в тексте?
- Что нужно сделать, чтобы прочитать букву ш?
Чтение и толкование смысла пословиц и поговорок по желанию.
- В каких случаях можно употребить в речи каждую из пословиц?
2. Рассматривание иллюстраций на с. 16-17 в «Азбуке».
- Кто изображен на рисунках? Составление рассказа по иллюстрации, анализ одного – двух предложений. - Найдите предметы на иллюстрации, в названии которых есть согласный звук [ ш ].
Значение каких слов вам не знакомо?
- Кто сможет объяснить? При затруднении находят в толковом словаре с помощью учителя. Молодцы и с этим заданием справились!
3. Физминутка «Шар»
Я с утра сегодня встал.
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я всё дую – шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок.
Лопнул шарик, мой дружок.
Разминка для глаз
• «Моргания» - моргайте на каждый вдох и выдох.
• «Вижу палец» - указательный палец правой медленно удалить от себя, зафиксировать внимание на пальце в течение 4-5секунд, затем медленно приблизить к переносице, зафиксировать внимание на пальце в течение 2-3 секунд. Повторить упражнение 3-4 раза.
• «Художник» - глазами нарисуйте 6 восьмрок, 6 по часовой стрелке и столько же кругов против часовой стрелки.
• «Часики» - двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.
- Назвать звук[ ш ].
5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности
Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания
Работа с книгой
Работа над формированием умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой.
Фронтальная работа.
Самостоятельная работа.
- Речь идет об осени.
Читают 4 предложение.
- Краснели, алели, пылали.
-Кисти ягод (синоним- грозди, кисти для рисования, кисти рук, декоративные пучки шелковых нитей.
Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила, умение распознавать и воспроизводить изученные Звук и букву Ш, алгоритмы и пользоваться ими.
6. Этап применения знаний и способов действий
«Размышляй- ка»
Работа над развитием памяти, внимания и мышления. Воспитание познавательного интереса.
1. Найди и вычеркни в строчках все буквы ш.
(Сколько из них сточных, заглавных)
ОРШПМИКИшИБЮьШЭтМЧБЬсяАЫ
СЦЫФоПАвКЕНцШДИшлРПВШтЭЪХ
7. Этап подведения итогов урока
Совместно с учащимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
Ребята, наш урок подходит к концу.
- Скажите, что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Какими впечатлениями от урока вы поделитесь дома?
Выучили согласный, твердый, глухой, шипящий звук
[ ш ].Научились узнавать звук на слух в словах, писать печатную букву ш, читать с ней слоги, слова, предложения, узнавать и отличать ее среди изученных букв. Учились пересказывать текст и т. д.
Демонстрировать умение четко и кратко ответить на поставленные вопросы.
8. Этап рефлексии