Ольга Гришина
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Корень слова с чередованием согласных»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить учащихся с чередованием согласных звуков в корне слова
Задачи:
1. Обучающая: познакомить с понятием чередование согласных в корне слова; научить учащихся находить слова с чередованием согласных, правильно выделять корень слова, формировать умение составлять предложения, различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова; грамотно записывать слова с изученными орфограммами;
2. Развивающая: : развивать речевые навыки, память, внимание, восприятие, графические умения, пространственные представления.
Публикация «Конспект урока по русскому языку во 2 классе „Корень слова с чередованием согласных“» размещена в разделах
- Гласные и согласные
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Русский язык, 2 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Согласные звуки
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, стремление преодолевать трудности, желание заниматься русским языком, формировать готовность и способность к саморазвитию.
Оборудование: учебник, тетрадь
Ход урока
Организационная часть.
-Ребята, приготовили ладошки, сделали глубокий вдох, мысленно пожелали удачи друг другу. Все тихо сядьте.
-Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать очень интересную тему. А как она называется, вы скажете мне сами.
Актуализация знаний.
-Отгадайте загадку
Опустел наш дивный сад,
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Всё мрачней лицо природы.
Угадайте время года.
-Молодцы. Это осень.
- Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число, классная работа.
-Запишите гласную букву
О о// Оо//Оо//
ос-нь
-Как вы думаете, почему в слове ос-нь я пропустила гласную букву?
-Подберите однокоренное проверочное слово для проверки безударной гласной в корне.
-Запишем:
осенний - осень
- Поставьте знак ударения, подчеркните безударную гласную.
Ребята, посмотрите на доске.
Украсили, берёзы, листья, золотые
-Все слова в предложении перепутались.
Составьте красивое предложение.
-Запишем первое предложение под диктовку (проверка)
Золотые листья украсили берёзы.
-Следующее предложение:
Облако, по, плывёт, небу, голубое
-Запишем второе предложение по памяти (проверка)
По небу плывёт голубое облако.
Формулирование темы урока.
-Ребята, а как мы назовём маленькое облако? (облачко).
А дорогу? (дорожка)
Реку? (речка)
-Запишите
облако-облачко
дорога-дорожка
река-речка
-Что вы можете сказать о записанных парах слов? (однокоренные)
-Назовите корни в парах слов. Чем различаются корни? (согласными буквами)
-Почему возникло разногласие? Может, это не родственные слова?
-Назовите признаки однокоренных слов.
- -Что вы заметили?
-Это родственные слова. Однако, согласные звуки в корне слов поменялись. Такая замена звуков в корнях слов называется чередованием.
-Итак, какую же тему мы будем сегодня изучать? (ответы)
-Сегодня мы будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень в этих словах, повторим орфограммы корня.
ФИЗМИНУТКА
Мы пришли сегодня в лес,
Полный сказок и чудес,
Чтобы быть в порядке,
Проведём зарядку.
Руки поднимем и покачаем-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем-
К югу летят журавли.
И на носочки поднимемся выше-
Солнышко видим вдали.
Также тихо приседаем
И работу продолжаем.
Изучение нового материала
-Давайте откроем учебник и посмотрим, как чередуются согласные в корне.
-Откройте учебники на стр. 102. Найдите рубрику «Давай подумаем». Прочитайте.
-Являются ли слова однокоренными?
-Назовите корни слов.
-Прочитайте правило на стр. 102.
-В какой части слова происходит чередование согласных звуков? (на конце корня)
-Прочитайте таблицу на стр. 103. Какие согласные звуки могут чередоваться?
м//мл’
б//бл’
в//вл’
п//пл’
г//ж
к//ч’
х//ш
д//ж
ц//ч’
Закрепление изученного материала
-Продолжим работу по учебнику. Найдите упр. 2 на стр. 103.
-Какое задание дано? Прочитайте.
-Запишем это упр. в тетрадь. К доске пойдёт (разбор упр. на доске)
Упр. 3 с. 104 – устно
Работа в группах
Учащиеся выходят к доске, составляют однокоренные слова по следующей схеме
Упр. 4 с. 104
1 вариант : Имя сущ. Имя прилаг.
Нога - ножной
Тишина - тихий
Рука - ручной
2 вариант : Глагол Глагол
Будить- бужу
Мазать - мажу
Пахать- пашу
Доп. :Имя сущ. Имя сущ.
Каблук - каблучок
Заяц - зайчонок
Орех - орешек
Подведение итога урока.
- Итак, чему же мы сегодня научились?
-Домашнее задание: стр. 104, упр. 5