Гончарова Нина
Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Союз как часть речи. Правописание союзов»
▼ Скачать + Заказать документы
7 класс
Урок разработала Гончарова Н. И.
Тема урока : Союз как часть речи. Правописание союзов.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
А. С. Пушкин
Цель урока :
Учебная:
1. Показать роль союза в предложении и в тексте;
2. Формировать навыки постановки запятой в сложном предложении и при однородных членах
3. Повторить правописание предлогов, наречий.
Развивающая:
Публикация «Конспект урока по русскому языку в 7 классе „Союз как часть речи, Правописание союзов“» размещена в разделах
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русский язык, 7 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Части речи. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Развивать творческие способности, познавательный интерес к предмету.
Воспитательная:
1. Учить видеть красоту природы.
Методическая цель: Использование ИКТ для повышения познавательной деятельности обучающихся
Наглядность и оборудование:
учебники,, картина И. С. Остроухова «Золотая осень» (проектор, грамзапись «Времена года» П. И. Чайковского.
План урока
1. Словарная работа -5 минут
2. Фронтальный опрос – 5 минут
3. Синтаксический разбор предложений – 7 минут
4. Работа по картине И. Остроухова «Золотая осень» - 7 минут
5. Сравнительный анализ предложений – 10 минут
6. Анализ эпиграфов – 5 минут
7. Рефлексия– 3 минуты
8. Задание на дом – 3 минуты
…Союзы не что иное суть, как средства,
которыми идеи соединяются.
М. В. Ломоносов.
1. Словарная диктовка: Одет по-зимнему; идти по зимнему лесу; вследствие недосыпания;, ввиду плохой погоды; несмотря на дождь; по-прежнему стучит; нечто вроде пещеры; подъём наподобие террас; согласно желанию; вблизи дома; вспоминая впоследствии; в продолжение часа; сначала думай, а потом пиши; с начала осени; в начале лета; вначале реши это.
2. Фронтальный опрос.
1. Назвать служебные части речи.
2. Какова роль предлогов в словосочетании?
3. Синтаксический разбор предложений, данных на экране.
Осень – самое разноцветное время года, самое насыщенное красками, и поэтому многие считают его самым красивым.
В палитре осени не только жёлтые оттенки, но и оранжевый, и багровый и алый, и малиновый.
Илья Семенович Остроухов в своих полотнах также передал красоту осени, пылающую золотыми кострами клёнов.
- составить схемы предложений;
- найти союзы и определить, что они соединяют.
Остроухова современники называли «поэтом русской природы и считали его одним из лучших пейзажистов. Его полотна объединяли пейзажную поэзию, музыку и живопись как откровение души.
4. Давайте рассмотрим картину Ильи Семеновича Остроухова «Золотая осень», которая находится в Третьяковской художественной галерее.
Я читаю текст, а вы выпишите союзы.
Я всегда восхищаюсь, когда смотрю на картину Остроухова «Золотая осень».
Художник запечатлел начало осени и её быстрое приближение.
Трава ещё зелёная, но клёны уже пожелтели.
И голубое небо, просвечивающее через кроны деревьев, и зелёная трава, и жёлтые клёны – всё пронизано ясным светом.
Создается впечатление, что всё освещено солнцем.
5. Вывод: Союзы соединяют однородные члены предложения и части сложного предложения. Кроме того, четвёртое предложение присоединяется к третьему с помощью союза, благодаря чему весь текст воспринимается как единое целое.
6. Анализ предложений
Хочется, чтобы осенняя дивная пора, Что бы прочитать про осень?
продержалась как можно дольше.
Мой друг тоже очарован картиной Мы увидели в картине то же, что
Левитана «Золотая осень» и в нашем лесу осенью.
Пушкин также слагал стихи об осени. Композитора Чайковского так же,
как Пушкина и Остроухова волно-
вала красота осени.
Коротка пора солнечно-золотой осени, За то короткое время тёплой осе-
ни в природе происходят большие
зато удивительно красива. изменения.
7. Вывод: Союзы чтобы, тоже, также, зато не являются членами предложения. Они заменяются союзами. Во втором столбике слова являются членами предложения.
8. Итоги. Обобщения. Объявления оценок.
а/ Вернёмся ко второму эпиграфу.
1. Увидели ли вы роль союзов?
2. Что соединяют союзы?
3. Приведите примеры.
б/ Помог ли первый эпиграф почувствовать красоту осени?
в/ Что увидели в произведениях об осени? (осень вдохновляла поэтов,
художников, композиторов на создание истинных шедевров)
в/ К какому выводу вы пришли? (нужно уметь наблюдать природу, видеть и чувствовать её красоту и быть внимательным к слову.)
8. Домашнее задание. Мини-сочинение «Осень в моём городе» с использованием сочинительных и подчинительных союзов