Приложение МААМ

Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе

Исмаилова Cание Алеевна
Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Родной (русский) язык. 3 класс.

Тема: Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. Образные названия дождя.

Задачи урока : формировать представления о различных словах, называющих и характеризующих дождь; продолжить знакомство с прошлым и настоящим родного языка; развивать устную речь учащихся; воспитывать аккуратность в ведении тетради, интерес к изучению предмета.

Планируемые результаты урока :

Публикация «Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе» размещена в разделах

Личностные: Наблюдение и анализ за особенностями собственной речи, умение оценивать её.

Предметные: учащиеся научатся определять знакомые и незнакомые слова; будут понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать учебную задачу и удерживать ее; овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: уметь обращаться за помощью в решении образовательных задач; доносят свою позицию до других: оформляют свою мысль в устной форме.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Оборудование: тетрадь, карточки, презентация.

Ход урока

1) Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

Мы услышали звонок,

Он позвал нас на урок.

Мы друг к другу повернёмся,

Дружно, мило улыбнёмся,

Ведь урок сейчас начнётся!

-Успехов вам сегодня, ребята!

Чистописание: Д д Дд

Орфографическая минутка

Запишите слова.

Девочка, облако, жёлтый, дежурный, иней, картина.

Поставьте ударения. Выделите безударную гласную. Обведите первые буквы в словах.

2) Постановка цели и задач урока.

Из первых букв словарных слов составьте слово, которое у вас получилось

Запишите.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Тема нашего урока : Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

-Сформулируйте тему и задачи урока.

3) Первичное усвоение новых знаний.

Произносим д о [ ш ] [ т, ] записываем д о ж д ь

Лексическое значение слова:

1. Дождь – атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде капель воды.

2. О чём – ни будь падающем во множестве. Дождь бывает разный.

Однокоренные слова: дождь, дождик, дождинка, дождичек, дождище, дождевик, дождемер, дождливость, дождливый.

Синонимы: дождь, ливень, осадки, изморось, косохлест, ситничёк, проливень, дряпня.

Антонимы: дождь – засуха, ясность, солнце, вёдро (теплая ясная сухая погода).

Фразеологизмы: Грибной дождь, слепой дождь, затяжной дождь, золотой дождь, кислотный дождь, метеоритный дождь, проливной дождь, пелена дождя, завеса дождя, после дождичка в четверг.

Сочетаемость слова: проливной, затяжной, холодный, косой, весенний, грибной, мерзкий, летний, монотонный, ласковый, тоскливый, утренний, теплый, грозовой, обильный, освежающий, беспросветный, унылый, долгожданный, сильный, весенний, освежающий, унылый, колючий, промозглый, метеоритный, благодатный (дождь).

Пословица. Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

Загадка. Мы его просим, мы его ждем, а как он придет – мы прятаться начнём.

4) Первичная проверка понимания.

Письмо под диктовку.

Наконец пошел дождь, как приятно ощущать его теплые капли. Природа заждалась. Много дней стояла жаркая погода, которая изнуряла все живое вокруг. И вот, наконец, долгожданный дождь…

5) Первичное закрепление.

-Перед вами стихотворение Сергея Козлова «Серый дождик затяжной»

Подчеркните все «дождевые» слова, которые вы встретите в тексте.

-Прочитайте, какие слова вы подчеркнули.

-Какие дожди вам пришлось испытать на себе?

- Какие слова вам незнакомы (обложные, спорые, окатные? -Обложной: обложной дождь (разг.) -затяжной дождь, во время которого небо обложено тучами.

-Спорый:

слово «спорый» означает быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

- Окатный дождь – еще называют купальным дождем, похож в своем проявлении на ливневый. Выражение «воду в решете носили» как раз подходит к определению купального (окатного) дождя, т. е. крупные частые капли, которые стремительно падают на землю из облаков. Купальный дождь непродолжительный, после него тучки рассеиваются, небо проясняется. Такой дождь получается только летом.

-А на что похожи звуки дождя?

- Послушайте, с чем сравнивает звуки дождя Виктор Петрович Астафьев?

В. П. Астафьев. Дождик.

Шалый дождик налетел с ветром, пыль продырявил, заголил хвосты куриц, разогнал их во дворе, качнул и растрепал яблоню под окнами, убежал торопливо и без оглядки.

Всё замерло удручённо и растерянно. Налетел дождик, нашумел, но не утешил, не напоил.

Снова зной. Снова зажило всё разомлелой, заторможенной жизнью, и только листья на яблоне всё дрожали, и сама, кривая, растопорщенная, яблоня напоминала брошенного, обманутого ребёнка.

пословицы и поговорки про дождь:

Мокрый дождя не боится.

Рыбаку дождь не помеха.

Будет дождик, будут и грибки.

Либо дождь, либо снег, либо будет, либо нет.

-А как еще модно почувствовать дождь?

-Послушайте текст К. Д. Паустовского, определите, какие запахи появляются во время дождя?

Константин Георгиевич Паустовский «Какие бывают дожди»

(Из повести «Золотая роза»)

…Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – всё это приметы дождя. А незадолго перед дождём, хотя ещё и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передаёт возникновение дождя, когда ещё редкие капли оставляют тёмные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождём. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково – дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает»

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово «спорый» означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, ещё видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы – липкие маслята, жёлтые лисички, боровики, румяные рыжики, опёнки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба – плотва.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие солнечные капли этого дождя похожи на крупные слёзы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесо вой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной.

Всё это – только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде…

-Объясните, что означает слово КРАПАТЬ?

-Выпишите из текста однокоренное слово к слову КРАПИНКИ, выделите корень. Не забываем правила письма.

-Определите, к какой части речи относится каждое слово

Домашнее задание: Написать пословицы, стихотворение или загадку о доже.

6) Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке? – Какие были затруднения? -Над чем вам нужно поработать?

-Оцените свою работу. Закончите предложения:

-сегодня я узнал… -было трудно… -я понял, что… -я научился…

Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе туркменской школы «Друзья» Урок по русскому языку в 4 классе туркменской школы. 1. Тема урока:, Друзья!". 2. Цель урока: а). Обучщая -дать понятие учащимся о дружбе.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

План-конспект дистанционного урока по русскому языку в 3 классе на тему «Число имён существительных» Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе
Опубликовано: 24 октября 2023 в 17:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по родному русскому языку в 3 классе» (включая файлы) размещена пользователем Исмаилова Cание Алеевна (УИ 1788240) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД