Шахова Элина
Конспект урока по математике для детей с ЗПР по теме «Литр»
Математика
Тема: Литр.
Тип урока : открытия новых знаний.
Цель: создать условия для нахождения новой величины – ёмкости и её измерением с помощью литра.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить детей с единицей измерения ёмкости - литром;
- решать задачи с новой величиной;
- измерять вместимость сосудов при помощи литра, литровой бутылки;
- учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение;
Публикация «Конспект урока по математике для детей с ЗПР по теме „Литр“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Конспекты уроков
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы.
Коррекционно-развивающая:
- развивать умение выражать своё мнение и аргументировано его отстаивать;
- умение анализировать, сравнивать и делать выводы.
Воспитывающая:
- воспитывать уважительное отношение к мнению товарищей; интерес к предмету.
Оборудование: ИКТ, тетрадь, 1 литровая банка, 3 литровая банка, 4 литровых бутылки воды, стакан с водой, мерный стаканчик.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинается урок
- Сегодня у нас необычный урок. Мы будем исследователями и познакомимся с новой величиной.
Дети садятся.
2. Актуализация знаний.
- На том уроке мы познакомились с единицей измерения массы.
- Кто мне скажет, как называется единица измерения массы? (килограмм)
- Правильно, молодцы.
- Ребята, посмотрите на экран. Девочка Оля пошла в магазин и ей надо купить 5 килограмм яблок. Вот она набрала пакет яблок. Но она не знает, как узнать, что яблок именно 5 килограмм.
- Подскажите, как узнать, что яблок 5 килограмм? (надо поставить пакет с яблоками на весы и взвесить)
- Правильно, во всех магазинах есть весы, с помощью которых можно узнать массу продуктов.
- А что еще в магазине можно взвесить с помощью весов? (конфеты, фрукты, овощи, колбасу, сыр, рыбу)
Минутка чистописания.
- Сколько килограмм яблок надо было купить девочке? (5)
- Число 5 обозначается цифрой 5. Я вам предлагаю на минутке чистописания прописать цифру 5. Посмотрите внимательно, как пишется цифра 5. Давайте попробуем прописать ее в воздухе. А теперь на ладошке.
- Сели красиво, спина ровная, тетрадь наклонена. Пропишите цифру 5 и геометрическую фигуру квадрат.
3. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы урока.
Беру стакан с водой.
-Что у меня в стакане? (вода)
- Какая она? (прозрачная, без цвета, без запаха, жидкая).
Выливаю часть воды на стол.
-Что произошло с водой? (она растеклась)
- Как вы думаете, что необходимо, чтобы она не растекалась? (ёмкости)
- Приведите примеры куда мы можем налить воду? (стакан, банка, кастрюля, ведро, бочка и т. д.)
- Может, кто – то уже знает, какую мерку используют в жизни для измерения жидкости? (Литр)
- Кто догадался и может нам назвать тему урока?
- Правильно! (открывается запись)
Тема урока : литр.
- Каковы цели урока?
- Узнать что такое ёмкость.
- Познакомится с единицей измерения ёмкости – литр.
4. Открытие новых знаний.
- Мы с вами говорили, что вода – это жидкость.
- Какие еще жидкости бывают? (Молоко, сок, кефир, бензин и т. д.)
Емкость – это предмет, в который помещена жидкость.
- Посмотрите: кастрюля, ведро, лейка, бутылка – это все емкости.
- В древние времена мерами для измерения объема были ведро и бочка, но эти меры были неудобны, т. к. в разных местностях они были разные и значительно различались друг от друга. Поэтому стала нужна одинаковая мерка для измерения объема. Такая мерка называется – литр.
- Сейчас мы с вами посмотрим, как выглядит 1 литр жидкости, а поможет нам в этом мерный стаканчик, который можно купить в магазине.
- Посмотрите, в мерном стаканчике уже есть мерка 1 литр. Нам нужно будет налить жидкость в этот стакан до этой черты. Кто мне поможет?
Опыт: 1 ученик наливает в мерный стакан 1 литр воды.
- Вот так выглядит 1 литр жидкости.
– Ребята, посмотрите на эти банки. (3 литра и 1 литр) Как вы думаете, в них уместится одинаковое количество воды или разное?
– Как узнать, правы ли мы? (Измерить вместимость банок)
измеряем
- Кто из вас ходил и ходит в магазин?
- Что можно купить в магазине?
- Кто работает в магазине?
- Кому из вас приходилось в магазине покупать: молоко, сок?
- Как выглядит упаковка, в которой продаются эти жидкости?
- А в какой упаковке продаётся квас, газированная вода, питьевая вода?
- Правильно в бутылках, на этих бутылках указанно, сколько жидкости в него помещено.
- Сокращенно литры записывают «л».
1 Литр – 1л
Давайте возьмём бутылку воды и посмотрим, сколько воды помещается в этой бутылке.
На бутылке мы видим обозначение 1л, значит в этом пакете 1 литр воды.
- Теперь давайте проверим, сколько жидкости поместится в эту банку (1л). Для этого возьмем эту бутылку воды и перельем в банку. Итак, мы с вами увидели, что в банку мы вылили всю воду. Значит, в этой банке помещается также один литр.
Вывод: ёмкость - это сосуд для наливания жидкости.
- Молодцы! А теперь посмотрите, вот 3 литровая банка. Как вы думайте, сколько литровых бутылок поместится в эту 3 литровую банку? (3 литровые бутылки)
- Давайте с вами проведем опыт, и проверим, так ли это.
Один ученик выходит и переливает воду из литровых бутылок 3 раза в 3 литровую банку.
- Итак, сколько раз мы перелили воду из литровой бутылки? (3 раза)
- Значит это действительно 3 литровая банка.
Вывод: единица вместимости литр.
В математике литр обозначается просто буквой л без точки.
5. Физминутка «Кораблик».
6. Первичная проверка усвоения знаний.
Отступите от минутки чистописания 2 клетки. Напишите слово задание.
- Я предлагаю вам решить примеры на сравнение:
2 л 3 л
7 л 5 л
4 л 4 л
7 л 3 л
6. Первичное закрепление полученных знаний.
Работа над задачей.
–В банке 3 литра молока, а в пакете 4 литра молока. Сколько всего литров молока в пакете и банке вместе?
7. Итог урока.
- Какая тема сегодняшнего урока?
- Какую цель ставили? Достигли цели?
- Что такое ёмкость? (сосуд, куда наливают жидкость)
- Что на уроке понравилось?
- Почему нам необходимо знать, как измерить количество жидкости? Где в жизни применяется эта величина?
- А в природе существуют «ёмкости» для воды? (водоёмы)
- А можно измерить, например, в реке, в озере количество воды в литрах? (нет) Почему?
- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.
Оценивание учителем.