Светлана Жабуева
Конспект урока по математике в 1 классе «Нумерация чисел от 11 до 20»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока
Класс : 1д
Тема: «Нумерация чисел от 11 до 20. Образование, название, последовательность»
Тип урока : урок «открытия» новых знаний.
УМК «Школа России».
Оборудование: карточки с числами первого десятка; карточки с заданиями для индивидуальной работы, задания для работы в паре, веер
Публикация «Конспект урока по математике в 1 классе „Нумерация чисел от 11 до 20“» размещена в разделах
- Математика, 1 класс
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Счет до 20. Цифры и числа второго десятка
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Учебник: «Математика» для 1 класса начальной школы М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. Рабочая тетрадь к учебнику, часть№2
Цели:
-формировать понятие о десятке;
-познакомить с образованием чисел второго десятка из одного десятка и нескольких единиц; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.
Задачи:
1. Образовательные:
-познакомить детей с числами второго десятка: с особенностями чтения, и записи; с десятичным составом каждого числа от 11 до 20;
-повторить сложение и вычитание чисел от 1 до 10; упражнять учащихся в решении задач.
2. Развивающие:
-продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать учебный материал;
-воспитывать культуру общения, развивать эмоциональную и образную память;
-развивать логическое мышление, воображение.
3. Воспитательные:
-воспитание активности, усидчивости, любознательности, заинтересованности в процессе учения.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся:
1) Образовывать, читать и записывать числа второго десятка, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи числа;
2) Контролировать и оценивать свою работу и её результат.
УУД:
Личностные:
- самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные:
- моделировать ситуацию, иллюстрирующую данное арифметическое действие;
- воспроизводить устные и письменные алгоритмы выполнения арифметических действий;
- прогнозировать результаты вычислений;
- контролировать свою деятельность: проверять правильность выполнения вычислений изученными способами;
- оценивать правильность предъявленных вычислений;
- сравнивать разные способы вычислений, выбирать из них наиболее удобный;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.
Познавательные:
- обработка информации, установление аналогий.
Коммуникативные:
- формулировать свои затруднения, осуществлять взаимный контроль.
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме «Нумерация чисел от 11 до 20. Образование, название, последовательность»
Эмоциональный настрой
- Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок математики.
-К нам на урок пришли гости.
- Повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь.
- Развернитесь обратно, садитесь.
НАЧНЁМ НАШ УРОК.
Друг весёлый, мячик мой!
Всюду, всюду он со мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
Хорошо мне с ним играть!
- Ребята, у меня в руках мяч.
Сейчас мы с вами посчитаем до 10 по цепочке передавая мяч из рук в руки, как прочитала раннее в стихотворении.
- Начнём с первого ряда. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
- Теперь мы сможем обратно? 10,9,8,7.6,5,4,3,2,1.
- А давайте попробуем через один? 1,3,5,7,9
МОЛОДЦЫ!
( Ответы детей: внимание, умение думать, смекалка, сообразительность)
Актуализация знаний и фиксирование
затруднений.
Цели: организовать актуализацию опорных знаний, субъективного опыта учащихся, выполнение пробного учебного действия; фиксирование затруднения.
Работа с веером, обратная связь
- ну что ж продолжим работу устного счёта, для этого вам пригодится веер.
Я читаю вам задачи в стихах, а вы поднимаете ответ.
Слон, слониха, 2 слонёнка
Шли толпой на водопой,
А на встречу три тигрёнка
С водопоя шли домой,
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось зверей. (7)
-Ваш ответ?
- А выходит у нас к доске со своим ответом?.
- все согласны?
Группа малышей-утят
Плавать и нырять хотят.
Шесть- уплыли далеко,
Два- нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду?
Сосчитать я не могу! (8)
Четыре мышки-крохотушки,
Очень дружные подружки,
Вышли в поле погулять,
Прибежали ещё пять.
Очень дружно они пели
Всех их было ровно(9)
Пять котят песок копают,
Три на солнце загорают,
Два купаются в золе.
Сколько всех? Скажите мне (10)
Яблоки в саду поспели,
мы отведать их успели.
три румяных, наливных,
две с кислинкой.
Сколько их(5)
Учитель: Посмотрите на числа, которые у нас получились.
На доске 7,8,9,10,5
-что не обычного вы заметили?
- А ещё?
- Какое из них лишнее?
Учитель: Почему вы назвали число 10?
Какие еще числа мы не назвали из числового ряда? Назовите
-Какой вывод мы можем сделать
что эти числа можно разделить на группы
7,8,9,5– однозначные
10 – двузначное
8, 10 –четные числа
7,9 – нечётные числа
10. Его можно назвать лишним. Оно не такое, как остальные. Для его записи нужно две цифры - два знака).
1,2,3,4,
Вывод: Все эти числа вам хорошо знакомы.
Целеполагание. Самоопределение к деятельности.
Цели: постановка цели учебной деятельности, выбор способа реализации.
5 мин
Фронтальная
- Ребята, есть один замечательный мультфильм, который называется «Козленок, который умел считать до 10». Сечас я вам я вам покажу фрагмент. А вы вниматльно посмотрите, т. к. я вам после чего задам вопросы.
- Что умел делать козленок?
- А что вы можете сказать о козлёнке?
- Но корабли у нас бывают разные, где оличество пассажиров может быть больше. Значит какие знания нам нужны?
-Хорошо, а давайте посчитаем.
КАКИЕ ВЫ У МЕНЯ МОЛОДЦЫ!
-Ребята, значит, о каких числах мы с вами будем говорить?
Чему мы с вами научимся? Просмотр фрагмента мультфильма «Козленок, который умел считать до 10».
(считать до 10)
то, что он ответственный. Ии то, что нам то знания ужны для того, чтобы могли помочь в любой трудной ситуации.
уметь считать после 10
считают по очереди те, кто знают.
- Числа от 11 до 20. Числа второго десятка.
Узнаем, как образуются числа второго десятка, научимся их называть
Совместное открытие новых знаний.
Цели: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации
10 мин Фронтальная
Индивидуальная
А теперь мы с вами проведем практическую работу
У вас на столах у всех счетные палочки. Давайте же поработаем с ними.
- Отсчитайте 10 палочек и свяжите их в пучок.
- Как по-другому можно назвать 10?
- У нас получился десяток или 10 отдельных палочек, а в математическом языке их называют единицами.
- Возьмите 1 десяток и положите его на стол.
- В старину десяток называли «дцать» и сейчас мы вместе рассмотрим, как же образовывались числа второго десятка, (беру свой пучок и показываю)
- Возьмем одну палочку и положим ее на дцать (один на дцать, какое число получится) т. д…
- Возьмем две палочки и положим ее на дцать (две на дцать, какое число получится т. д…Ответы детей
- Сколько десятков в руках? (2 десятка)
- Сколько отдельных палочек? (20)
- Ребята, давайте сделаем вывод:
- В ходе практической работы чему мы учились? Практическая работа с опорой на материалы учебника(1 десяток)
11
12
Мы учились образовывать и называть числа второго десятка
физминутка
1 мин
Закрепление во внешней речи.
Цель: создать для каждого
ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Индивидуальная
Проверка по эталону - Ребята, у вас у каждого есть задание на листочках.
-В левой части, какое число показано?
По-другому мы называем ДЕСЯТОК.
-А правой части, они не закрашены.
-Итак, слушаем задание. Я задумала число 13.
-Как вы думаете, сколько клеток нужно закрасить?
-А теперь каждый самостоятельно задумайте число и выполните задание. Анализ, обсуждение.
10
три
Вывод: на первом месте – десятки, на втором – единицы.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель: установить правильность и осознанность понимания нового материала; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, провести повторение. парная
Проверка по эталону А теперь поработаем в парах.
- Правило работы вы помните.
1. Работать должны оба
2. Один говорит, другой слушает.
3. Своё несогласие высказывай вежливо
4. Если не понял, переспроси
- Что вы должны сделать?
- Приступам.
Расскажите и покажите всем, что у вас получилось.
(показ на слайде) давайте проверим по образцу.
Совсем недавно на уроке окружающего мира мы много узнали об этом животном. Давайте послушаем интересные факты о них, которые вы нашли из дополнительных источников.
соединить числа по порядку
Сообщения детей
1) Африканский слон признан самым крупным млекопитающим, которое обитает на Земле.
2)Среднее количество пищи, которую слон поедает за день, составляет 300 килограммов.
3) При встрече слоны приветствуют друг друга особым ритуалом: они обвиваются хоботами.
4) Слонята, также как и люди, рождаются без зубов
5)Слоны живут около 70-80 лет.
6) 22 сентября во всем мире отмечается День защиты слонов
Рефлексия учебной деятельности. Оценивание.
Цели: организовать самооценку собственной учебной деятельности.
Фронтальная Учитель:
- Какая цель была в начале нашего урока?
- Чему мы с вами должны были научиться?
У вас на столах наши любимые смайлики.
Прикрепляем розовый смайлик, кто все понял, и может объяснить однокласснику
Те кто понял, но есть сомнения– зелёный.
Кому нужно еще раз разобрать тему – то синий смайлик.
На этом наш урок закончен, спасибо за урок. Обобщение
мы должны были научиться называть числа второго десятка. Познакомились с новым словом «дцать»
Самоанализ урока
Урок математики по теме «Числа от 10 до 20» - первый урок по данной теме, урок введения нового знания. Он был задуман как урок ознакомления с десятком, как новой единицей счёта, с названием чисел второго десятка, их записью и порядком следования при счёте. Содержание и структура урока были призваны способствовать развитию умений образовывать числа и распространять их на новую область чисел, способствовать прочному усвоению разрядного состава и последовательности чисел второго десятка.
При подготовке урока учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. Были намечены пути для реализации образовательных, воспитательных и развивающих задач; запланировано применение инновационных методов и приёмов.
Цель урока : познакомить с десятком, как новой единицей счёта, с образованием чисел второго десятка, их названием и порядком следования при счёте.
На достижение цели были направлены следующие задачи:
Образовательные: закрепить навыки счёта в пределах 20; помочь детям усвоить название, образование, разрядный состав и последовательность чисел второго десятка; познакомит детей с некоторыми историческими сведениями о появлении позиционной записи чисел.
Развивающие: способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Развивать умение формулировать учебную задачу, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Воспитывающие: воспитывать взаимопонимание, культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, адекватную самооценку, самоконтроль.
Структура урока способствовала комплексному решению задач. Осуществлялись новые педагогические идеи: проблемно-диалогическая технология введения нового знания, деятельностный метод обучения, личностно-ориентированный подход, здоровьесберегающие технологии.
Планируя урок, я постаралась достаточно полно реализовать деятельностный метод обучения, который обеспечивает обучение деятельности и прочное усвоение новых знаний.
На уроке были продемонстрированы основные этапы деятельностного метода:
На организационном этапе (этап самоопределения к учебной деятельности) посредством чтения стихотворения и пожелания успехов дети были «смотивированы» и настроены на работу. На этом же этапе обучающимся напомнили о необходимости самооценки своей деятельности в течение всего урока.
На следующем этапе, опираясь на имеющиеся понятия и вычислительный опыт детей, произошла актуализация знаний, необходимых для работы над новым материалом. Более мотивированному участию обучающихся на этом этапе способствовала подготовка к путешествию на поезде. Одновременно шла работа над развитием внимания, памяти и других мыслительных операций.
Этап актуализации плавно перешёл в проблемную ситуацию. С помощью подводящего диалога дети наглядно убедились, что им не хватает знаний, для выполнения дальнейших математических заданий. Сами сформулировали цель урока, которая помогла бы им справиться с возникшим затруднением. «Открытие» нового знания происходило с опорой на наглядность (соответствующий слайд презентации) и краткую беседу исторического характера.
Активная деятельность обучающихся по «открытию» новых знаний сменилась электронной физкультминуткой.
Далее следовало первичное закрепление с проговариванием новых понятий. Работа велась как фронтально, так и у доски с проговариванием вслух.
Поскольку для учащихся понятие разрядные слагаемые достаточно сложное, поэтому основное внимание на уроке было сконцентрировано на его отработке. Задания на повторение изученного материала не планировались.
Наконец, был подведён итог урока. Обучающиеся определили успешность своей работы по рефлексивному экрану. Дети также осмысливали свои собственные достижения и проблемы, оценивая свою деятельность на уроке в целом с помощью смайликов.
На уроке выполнялись требования по ТБ, санитарно-гигиенические и эстетические нормы. Время использовалось рационально.
Дидактическая и методическая деятельность заключалась в строгом и последовательном соблюдении всех этапов деятельностного метода обучения. Это позволило реализовать основные дидактичексие принципы развивающего обучения: принцип деятельности, принцип целостно представления о мире, принцип минимакса, принцип психологической комфортности.
Учебная деятельность на уроке была разнообразной : фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Продуктивной деятельности обучающихся на уроке способствовало целесообразное использование наглядности, в том числе электронной презентации. Обучающиеся работали активно и с интересом на протяжении всего урока. Старались быть сосредоточенными, учились проявлять самостоятельность, проводить рефлексию своей деятельности.
Анализ ответов детей и их работа у доски и в тетрадях позволяют сделать вывод о том, что материал урока усвоен, осмыслен и может активно использоваться в новых учебных ситуациях.
Я постаралась выполнить все намеченные задачи. Урок цели достиг.