Мария Ступак
Конспект урока русского языка «Местоимение»
▼ Скачать + Заказать документы
-Здравствуйте ребята!
Прозвенел уже звонок,
Как же мы начнём урок?
На уроке мы сидим –
Не шумим и не кричим,
Руку тихо поднимаем,
Если спросят, отвечаем.
-Для начала проверим, все ли необходимое у вас имеется для урока.
-У вас на парте должны лежать: тетрадь, учебник, ручка и пенал.
-Повторим правила работы в парах.
- Чтобы определить тему урока, прослушайте текст: слайд
Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из тёплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.
Публикация «Конспект урока русского языка „Местоимение“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Местоимения. Конспекты уроков
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- О ком этот текст? Какое слово повторяется? Можно ли его заменить? Каким словом?
-Сейчас мы заменим и посмотрим, что у нас получится?
Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны они возвращаются из тёплых стран. У них скоро появятся птенцы.
- Слова, заменяющие другие части речи, - «герои» сегодняшнего урока.
-Предлагаю вам игру «Вопрос - ответ». Условие: не называть имен. Ответы выслушиваю по поднятой руке.
-Как ты говоришь о себе? (я)
-Как ты обращаешься к товарищу? (На ты.)
-Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? О подруге? (Он, она.)
-Какого рода слова он, она? Слова какого рода не хватает? (Оно)
-Как вы говорите о СВОЕМ КЛАССЕ, когда вы все вместе? (мы)
-Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.)
-Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они)
-В русском языке есть слова, которые употребляются вместо имен существительных (или других частей речи). Можно сказать по-другому: они занимают место имени. (Учитель записывает два последних слова на доске, соединяет их, добавляет в конце е.)
-Как называются такие слова?
-Часть речи, которая употребляется вместо существительного называется местоимением.
-Ребята, кто же догадался, какой будет тема нашего урока? («Местоимение»)
-Какие задачи поставим перед собой?
-Познакомимся с новой частью речи – местоимением
-Научимся различать местоимения и имена существительные
-Научимся находить местоимения в тексте
-Научимся употреблять новую часть речи
-Давайте убедимся, правильно ли мы сформулировали вывод.
-Откройте учебник на странице 101, прочитайте правило про себя. Прочитайте правило вслух (один ученик читает вслух)
- Что такое местоимение?
- Назовите несколько местоимений.
- Какую роль они выполняют?
Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.
— Если местоимения заменяют имена существительные, на какие вопросы они отвечают? (на вопросы существительных)
— Для чего существуют местоимения в речи?
(Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного)
-давайте приведем примеры местоимений
-Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. Сегодня (число).
-Не забывайте про правила посадки, спина прямая, упирается в спинку стула, ноги стоят на полу.
-Откройте учебники на странице 100, запишите упражнение 171.
-Прочитайте текст.
-Из какой сказки этот отрывок?
-Что такое диалог?
-Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет?
-На что указывает слово «он»?
-Кто называет себя словом «я»? (тот, кто в данный момент говорит)
-К кому обращаются с речью, употребляя слово «ты»?
-Вместо каких имен существительных употребляется слово «они»?
-Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова.
-Вспомните правила записи диалога.
ВЫВОД: Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.
- Выпишите из правила слова, которые указывают на предметы, но не называют их
- Проверим выполнение задания. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверим.
(Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они).
ВЫВОД: слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, являются местоимениями, т. е. не называют предмет, а указывают на него.
- Запишите упражнение 173.
Прочитайте задание.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты –
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты –
Если мы сорвем цветы.
(Т. Собакин)
-Определите главную мысль стихотворения (Главная мысль стихотворения в том, что мы должны беречь и заботиться о природе, как о самих себе. Ведь мы часть природы. Если мы не будем беречь природу, то и нас не будет, воздух и вода станут грязными, пища станет не экологически чистая, а разве человек может существовать без воды, воздуха и пищи, конечно, же нет. Поэтому, давайте заботиться и беречь природу).
-Какой частью речи являются выделенные слова? (Местоимением)
-Подчеркните главные члены предложения.
-Чем является подлежащее в данном случае? (Местоимением)
-Подпишите над подлежащим «мест.»
-Что узнали нового на уроке?
-Чему научились?
- Посмотрим на задачи, которые мы ставили в начале урока, выполнили ли мы их?
-Познакомиться с новой частью речи – местоимением
-Научиться различать местоимения и имена существительные
-Научиться находить местоимения в тексте
- С какой частью речи мы познакомились?
- Какие части речи заменяет местоимение?
- Назовите несколько местоимений.
- Ребята, обратите внимание на слайд. Вам необходимо закончить предложения.
-Вы сегодня все хорошо поработали…