МААМ-картинки

Конспект урока русского языка «Местоимение»

Мария Ступак
Конспект урока русского языка «Местоимение»
▼ Скачать + Заказать документы

-Здравствуйте ребята!

Прозвенел уже звонок,

Как же мы начнём урок?

На уроке мы сидим –

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

Если спросят, отвечаем.

-Для начала проверим, все ли необходимое у вас имеется для урока.

-У вас на парте должны лежать: тетрадь, учебник, ручка и пенал.

-Повторим правила работы в парах.

- Чтобы определить тему урока, прослушайте текст: слайд

Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны ласточки возвращаются из тёплых стран. У ласточек скоро появятся птенцы.

Публикация «Конспект урока русского языка „Местоимение“» размещена в разделах

- О ком этот текст? Какое слово повторяется? Можно ли его заменить? Каким словом?

-Сейчас мы заменим и посмотрим, что у нас получится?

Ласточки – перелётные птицы. С приходом весны они возвращаются из тёплых стран. У них скоро появятся птенцы.

- Слова, заменяющие другие части речи, - «герои» сегодняшнего урока.

-Предлагаю вам игру «Вопрос - ответ». Условие: не называть имен. Ответы выслушиваю по поднятой руке.

-Как ты говоришь о себе? (я)

-Как ты обращаешься к товарищу? (На ты.)

-Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? О подруге? (Он, она.)

-Какого рода слова он, она? Слова какого рода не хватает? (Оно)

-Как вы говорите о СВОЕМ КЛАССЕ, когда вы все вместе? (мы)

-Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.)

-Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они)

русском языке есть слова, которые употребляются вместо имен существительных (или других частей речи). Можно сказать по-другому: они занимают место имени. (Учитель записывает два последних слова на доске, соединяет их, добавляет в конце е.)

-Как называются такие слова?

-Часть речи, которая употребляется вместо существительного называется местоимением.

-Ребята, кто же догадался, какой будет тема нашего урока? («Местоимение»)

-Какие задачи поставим перед собой?

-Познакомимся с новой частью речи – местоимением

-Научимся различать местоимения и имена существительные

-Научимся находить местоимения в тексте

-Научимся употреблять новую часть речи

-Давайте убедимся, правильно ли мы сформулировали вывод.

-Откройте учебник на странице 101, прочитайте правило про себя. Прочитайте правило вслух (один ученик читает вслух)

- Что такое местоимение?

- Назовите несколько местоимений.

- Какую роль они выполняют?

Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

— Если местоимения заменяют имена существительные, на какие вопросы они отвечают? (на вопросы существительных)

— Для чего существуют местоимения в речи?

(Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного)

-давайте приведем примеры местоимений

-Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа. Сегодня (число).

-Не забывайте про правила посадки, спина прямая, упирается в спинку стула, ноги стоят на полу.

-Откройте учебники на странице 100, запишите упражнение 171.

-Прочитайте текст.

-Из какой сказки этот отрывок?

-Что такое диалог?

-Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет?

-На что указывает слово «он»?

-Кто называет себя словом «я»? (тот, кто в данный момент говорит)

-К кому обращаются с речью, употребляя слово «ты»?

-Вместо каких имен существительных употребляется слово «они»?

-Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова.

-Вспомните правила записи диалога.

ВЫВОД: Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

- Выпишите из правила слова, которые указывают на предметы, но не называют их

- Проверим выполнение задания. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверим.

(Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они).

ВЫВОД: слова: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они, являются местоимениями, т. е. не называют предмет, а указывают на него.

- Запишите упражнение 173.

Прочитайте задание.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты –

Если мы сорвем цветы.

(Т. Собакин)

-Определите главную мысль стихотворения (Главная мысль стихотворения в том, что мы должны беречь и заботиться о природе, как о самих себе. Ведь мы часть природы. Если мы не будем беречь природу, то и нас не будет, воздух и вода станут грязными, пища станет не экологически чистая, а разве человек может существовать без воды, воздуха и пищи, конечно, же нет. Поэтому, давайте заботиться и беречь природу).

-Какой частью речи являются выделенные слова? (Местоимением)

-Подчеркните главные члены предложения.

-Чем является подлежащее в данном случае? (Местоимением)

-Подпишите над подлежащим «мест

-Что узнали нового на уроке?

-Чему научились?

- Посмотрим на задачи, которые мы ставили в начале урока, выполнили ли мы их?

-Познакомиться с новой частью речи – местоимением

-Научиться различать местоимения и имена существительные

-Научиться находить местоимения в тексте

- С какой частью речи мы познакомились?

- Какие части речи заменяет местоимение?

- Назовите несколько местоимений.

- Ребята, обратите внимание на слайд. Вам необходимо закончить предложения.

-Вы сегодня все хорошо поработали…

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения» Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и.

Конспект урока русского языка во 2 классе «Род глаголов в прошедшем времени» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «22» апреля 2015 года. Тема. Род глаголов.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами.» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка «Местоимение»
Опубликовано: 7 июня 2023 в 01:43
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка «Местоимение»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Ступак в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД