Наталья Шальнова
Конспект сюжетно-ролевой игры «Спасатели» в средней группе
▼ Скачать
Развитие и активизация сюжета ролевой игры «Спасатели» в средней группе.
Задачи:
1. Переводить детей к более сложному поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умении менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры
.
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры „Спасатели“ в средней группе» размещена в разделах
2. Широко и творчески использовать способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами – заместителями, соединяя усвоенные ранее игровые условия с новыми.
3. Динамично развертывать сюжет в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы.
4. Согласованно взаимодействовать с 1-2 сверстниками, моделировать ролевой диалог с партнером-игрушкой, с воображаемым партнером, т. е. устанавливать разнообразные ролевые связи в игре.
Методика руководства:
1. Совместная игра воспитателя с ребенком «Спасатели» («реальные кусты») (7-10мин.)
Врач Скорой Помощи
Полицейский
Потерпевший
Пожарный
Спасатель МЧС
Воспитатель приглашает поиграть одного ребенка.
Распределяют роли - кто кем будет.
- Маша, давай поиграем с тобой в спасателей? Я буду потерпевшим, а ты кем будешь?
- А я буду пожарным. – отвечает Маша
- Помогите, у меня горит дом! – воспитатель бегает вокруг стола, изображая панику
- Спешу на помощь! Всем отойти от дома, будем тушить! – ребенок делает вид, что взял пожарный шланг и тушит дом.
- В доме осталась собака, спасите ее! – плачет воспитатель
- Сейчас достанем! – ребенок делает вид, что достает из огня игрушку – Вот ваша собака!
- Спасибо! – воспитатель забирает игрушку, благодарит.
Воспитатель меняется ролями:
- Маша давай теперь ты потерпевший, у тебя горит стол на кухне, а я пожарный!
-Маша, ты кто? – уточняет воспитатель
- Да, у меня горит стол, я потерпевший! – отвечает Маша
- А я пожарный. - говорит воспитатель
- Ало, пожарная, приезжайте. - Маша приложила руку к уху, изображает телефон.
- Выезжаем!- воспитатель приложил руку к уху, изображает телефон
- Где у вас горит, на кухне? – воспитатель подошел к Маше
- Да горит стол на кухне! – Маша показывает в сторону стола
- Сейчас потушим - воспитатель делает вид, что тушит стол.
-Спасибо, вы спасли нас! – Маша благодарит воспитателя
Сменить роли:
- Маша давай теперь ты больной, а я врач скорой помощи! – предлагает воспитатель
- Да, я больной! – Маша соглашается
- А я врач скорой помощи. – говорит воспитатель
- Ало, скорая помощь, приезжайте, я заболела. – Ребенок прикладывает руку к уху, вызывает врача.
- Выезжаем. - Воспитатель приложил руку к уху, изображает телефон.
- Здравствуйте! Что случилось? – воспитатель подходит к Маше.
- У меня высокая температура! – Маша прикладывает руку ко лбу.
- Так вот вам микстура – пейте!- воспитатель протягивает руку, как будто держит ложку с микстурой, ко рту больного.
- Мне стало лучше, спасибо! – Маша благодарит воспитателя
Воспитатель втягивает второго ребенка, замыкает детей в ролевой связке, т. е. помогает распределить роли:
- Петя ты хотел бы поиграть с нами?
- Да я хочу! – отвечает Петя
- А кем ты будешь? – спрашивает воспитатель
- Я буду спасателем МЧС! – говорит Петя
- Хорошо, тогда Маша заблудилась в лесу! – предлагает воспитатель
Воспитатель выходит из игры, наблюдает за игрой или идет играть с другим ребенком.
2. Совместная игра воспитателя с ребенком «Спасатели» («сказочные кусты») (7-10мин)
Маршал
Гонщик Чейс
Зик Райдер
Скай
Рокки
Кейти
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Щенячий патруль»
- Давай я буду Зиком Райдером, а ты Оля кем будешь?
- А я буду Маршалом. – Отвечает Оля
- Маршал, котенок забрался на высокое дерево и не может слезть, что будем делать? – говорит воспитатель
- Можно подняться на пожарной лесенке наверх к котенку. - предлагает Оля
- Но вместе с кошкой тебе буде неудобно слазить? – говорит воспитатель
- Надо подумать!- говорит Оля
- Наверное, нужно взять с собой переноску, и посадить туда котенка!- предлагает воспитатель.
- Точно! Вперед на помощь! – Оля представляет, будто она поднимается по лесенке, сажает в воображаемую переноску котенка, спускается, протягивает руки к воспитателю.
- Вот и спасли! – говорит воспитатель
Поменяться ролями, взять другие роли:
- Оля давай я буду Гонщиком Чейс, а ты Скай!
- Да, я буду Скай! – говорит Оля
- Скай, обезьянка забрала у Зика его телефон! Ее нужно срочно найти! – воспитатель
-Хорошо, я могу поискать ее с воздуха!- предлагает Оля
- Тогда я на земле ищу! – говорит воспитатель
- Ало, Скай я нашел обезьянку! Она на высокой горе! – воспитатель приложил руку к уху, изображая телефон.
- Тогда я подлечу и заберу телефон! – Оля приложила руку к уху, изображая телефон. Бежит по группе, подбегает к подоконнику, делает вид, что берет телефон Зика. – Я нашла телефон. А где же обезьянка?
- Она испугалась и убежала, бросив телефон. – Предположила воспитатель. – Зато телефон теперь у нас!
Поменялись ролями.
- Оля, а давай теперь я буду Рокки, а ты будешь Кейти!
-Давайте! – Оля соглашается
- Кейти, я попал под завал, мне отдавило ногу! – воспитатель и держится за ногу
- Сейчас я посмотрю что произошло! Ой, у тебя она сломана, нужно наложить гипс! – Оля делает вид, что накладывает гипс.
- Спасибо Кейти! – воспитатель благодарит
Воспитатель втягивает в игру второго ребенка, замыкает детей в ролевой связке, т. е. помогает распределить роли:
- Костя, хочешь поиграть с нами!
- Да очень хочу, я буду Гонщиком! – отвечает Костя
- А я буду Маршалом! – говорит Оля
- В лесу пожар, нужно спасти животных! - Воспитатель выходит из игры, наблюдает за игрой или идет играть с другим ребенком.
3. Совместная игра воспитателя с ребенком «Спасатели» (смешенные кусты(7-10мин)
Скай
Потерпевший Спасатель МЧС
Врач Скорой Помощи
Гонщик Чейс
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Спасатели»:
- Кира давай поиграем в спасателей!
- Давайте! – Кира соглашается
- Ты кем будешь? – спрашивает воспитатель
- Я буду Скай! – отвечает Кира
- А я буду спасателем МЧС! Кукла Катя оказалась на льдине, ей нужна наша помощь. - говорит воспитатель
- Я могу найти ее на вертолете! – предлагает Кира
- А я могу ее подхватить с льдины и поднять на вертолет! – говорит воспитатель.
- Я вижу ее!- Кира показывает в сторону. Вместе с воспитателем подходят туда.
- Спускайся, я попробую достать!- воспитатель протягивает руки к кукле и берет ее на руки!- Спасли Катю! Сажаем вертолет.
Поменяться ролями, взять другие роли:
- Кира давай теперь ты врач Скорой помощи, а я Скай! – говорит воспитатель
- Я врач Скорой Помощи. – Кира соглашается
- Ало, Скорая Помощь, у нас Катя замерзла. – воспитатель прижимает руку к уху, делает вид, что говорит по телефону
- Сейчас приедем!- Кира прижала руку к уху – отвечает по телефону
Поменяться ролями:
- Кира давай теперь ты Катя, а я скорая помощь! – предлагает воспитатель
- Я Катя! – соглашается Кира
- Катя, где у вас больно? – воспитатель осматривает Киру
- Ноги замерзли! – кура показывает на ноги
- Сейчас мы их помажем и перебинтуем! - воспитатель изображает, как мажет и перебинтовывает ноги Киры.
Воспитатель втягивает в игру второго ребенка, замыкает детей в ролевой связке, т. е. помогает распределить роли:
- Петя, хочешь играть с нами?
- Да хочу! – отвечает Петя
- Петя ты будешь Гонщиком, а Кира потерпевшей, она не может найти куклу Катю! - Воспитатель выходит из игры, наблюдает за игрой или идет играть с другим ребенком.
4. Совместная игра с ребенком «Спасатели» (Кусты по функциям)
Врач Скорой Помощи
Потерпевший
Водитель Скорой Помощи
Полицейский
Воспитатель приглашает поиграть одного ребенка (диалог по равноправию):
- Маша давай поиграем в спасателей!
- Давайте! – отвечает Маша
- Ты кем хочешь быть? – спрашивает воспитатель.
- Я хочу быть врачом скорой помощи! – говорит Маша
- Тогда я буду больным! – говорит воспитатель
- Маша ты кто? – уточняет воспитатель
- Я врач скорой помощи! – отвечает Маша
- Ало, приезжайте скорее, у меня болит живот! – воспитатель подносит руку к уху – говорит по телефону
- Здравствуйте! Показывайте, где болит? - Маша подходит к воспитателю, осматривает его.
- Вот здесь! – воспитатель показывает на живот
- Так вас нужно в больницу отвести! Собирайтесь! – говорит Маша
Воспитатель меняет роли. Диалог по подчинению:
- Маша теперь я водитель скорой помощи, а ты врач!
- Маша ты кто? – уточняет воспитатель
- Я врач! – отвечает Маша
- Куда поедем? – спрашивает воспитатель
- Поедем в больницу! Повезем больного. - Отвечает Маша
- Как срочно нужно быть в больнице?- говорит воспитатель
- Как можно быстрее!- отвечает Маша
- Включаю сирену! – говорит воспитатель
Меняем роли. Диалог взаимопомощи:
- Маша давай теперь я врач скорой помощи, а ты полицейский.
- Маша ты кто? – спрашивает воспитатель
- Я полицейский! – отвечает Маша
- Ало, полиция! Вам скорая помощь звонит, помогите проехать, нас водитель грузовика не пропускает на дороге, медленно едем за ним, а у нас больной!
- Хорошо, выезжаем!- Маша изображает полицейского за рулем, водит, произносит звук автомобиля. Подходит к стулу двигает его. - Дорога свободна, можете ехать дальше!
-Спасибо за помощь! – благодарит воспитатель
Воспитатель втягивает в игру второго ребенка «замыкает детей в ролевой связке», т. е. помогает распределить роли (кто кем будет):
- Саша, хочешь поиграть с нами?
- Да, я хотел бы поиграть! – отвечает Саша.
- Саша давай ты застрял на крыше, а Петя – спасатель МЧС! – предлагает воспитатель
- Да, хорошо я потерпевший! – Саша соглашается
- А я спасатель МЧС!- говорит Петя
Сама воспитатель выходит из игры и может понаблюдать, как играют дети, или идет играть с другим ребенком (7-10мин.)