Кисенкова Анна Анатольевна
Конспект для детей старшей группы «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка"
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное.
Интеграция детских видов деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.
Форма организации коллективной деятельности: совместная работа педагога с детьми, коллективная и самостоятельная деятельность детей.
Публикация «Конспект для детей старшей группы „Чтение русской народной сказки „Хаврошечка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- «Хаврошечка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Материалы и оборудование: коровушка, колокольчик, яблонька, корзинка, клубочек, книга, иллюстрации.
Обогащение словаря: Хаврошечка, пуд, заморили, лихо, пригожая, рябая, распеклась на солнышке, наливное яблоко, журят.
Предшествующая работа: рассказ о видах сказок (авторские и народные).
Планируемые результаты: умеют внимательно и вдумчиво слушать сказки, пытаются определять характер героев, учатся запоминать небольшие отрезки прозаического текста, различают сказочные и реальные ситуации.
Программное содержание:
1. Вспомнить известные детям русские народные сказки.
2. Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка».
3. Продолжать активизировать и обогащать словарный запас детей.
4. Развивать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, выражать свои мысли при ответах на вопросы.
5. Формировать представления детей о трудолюбии.
6. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Ход ООД:
Звенит колокольчик. Дети собираются около воспитателя.
Орг. момент:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Д/и «Летает - не летает» для рабочего настроя.
Вводная часть (мотивация, сюрпризный момент).
Друзья, а вы любите отгадывать загадки? Сейчас мы это и проверим?
Есть копыта и рога,
Летом ходит на луга.
Чтобы были все здоровы,
Молоко дают (коровы).
- Правильно, посмотрите, в гости к нам пришла коровушка, непростая, волшебная и живет она в сказке.
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки!
А поможет нам попасть в сказку колокольчик коровушки-волшебницы.
• Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть.
Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)
И головки опустили (приседают)
А когда откроем глазки (встают)
Попадем мы с вами в сказку (поднимают руки вверх)
Посмотрите вокруг. Вот она, яблонька стоит, она помощница коровушки. Ведь она тоже волшебница.
Яблонька мне шепчет, что прежде чем, мы попадем в новую сказку, она хочет проверить, хорошо ли вы знаете другие сказки, а за это подарит нам волшебный клубок, который укажет дорогу дальше. На каждом яблоке вопрос для вас. Угадаете, яблочко получите.
Викторина по сказкам.
Воспитатель отрывает яблоко и читает вопрос. Яблочки складывает в корзину.
- Кто катился по дорожке? (Колобок.)
- Что били, били - не разбили? (Яйцо.)
- Кто разрушил теремок? (Медведь.)
- Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)
- У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)
- Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)
- Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)
- Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)
- Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)
- Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)
- Какими словами начинаются русские народные сказки?
- Какими словами заканчиваются? А почему они русские народные?
Спасибо тебе, яблонька.
А клубочек нас привел к каким-то картинам. Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже не употребляем в речи своей. Поэтому нужно с ними поближе познакомиться.
Словарная работа:
пуд- старинная русская мера веса, равна 16,35 кг
прясть- скручивание (волокна делать нить)
ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити
рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета
заморили- замучили
распеклась на солнышке – пригрелась
лихо- зло
наливное (яблоко) – сочное, созревшее.
Побелить холсты - отбелить
А клубочек нас ведёт к названию сказки.
1.
Хаврошечка. (Иллюстрация портрета девочки).
Какую информацию мы получили из названия сказки? Эту девочку зовут ласково – Хаврошечка. Девочки назовите свои имена ласково (Машенька, Верочка, Полиночка).
2.
Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. (как понимаете эти слова) (аудиозапись).
-Что значит, своего брата не стыдятся? (Иллюстрация бабки и сестер).
К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.
Ребята, скажите, пожалуйста, Крошечка-Хаврошечка какая была? (маленькая, трудолюбивая, добрая, умная).
Поможем ей убраться, помоем пол.
Игра «Уборка».
3.
А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка,
средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.
Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала : их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.
Восп: Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала (печаль, горе, обиду, досаду). Попробуйте изобразить, как плакала Хаврошечка.
Лексическое упражнение: «Какая?»
. Какие были дочери? (ленивыми, злыми, завистливыми, хитрыми)
4.
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.
– Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне ведено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ:
– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.
Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано.
Отнесет она ткани к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.
Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке. Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?
Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает : – Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку:
– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.
Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает : – Спи, глазок, спи, другой!
Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.
Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте еще больше работы задала.
Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет : – Спи, глазок, спи, другой!
А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу. – Режь рябую корову! Старик и так и сяк : – Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая! – Режь, да и только!
Упражнение «Скажи какая»
Восп: Мачеха какая?
- Злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливая, плохая, глупая.
Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про то опознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: – Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:
– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.
Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.
И выросла из них яблонька, да какая! – яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.
Восп: Ребята, какие яблочки выросли на яблоне? В нашем саду может вырасти такая яблоня? Из косточек коровьих может вырасти?
- Нет, это только в сказке.
Восп: Из чего вырастает яблоня?
Физкультурная минутка «Яблоня»
У дороги яблоня стоит (руки вверх, потянулись)
На ветке яблочко висит (покачали вверху руками)
Сильно ветку я потряс (руки в стороны, стряхивая кистями рук)
Вот уж яблочко у нас (хлопки в ладоши над головой)
В сладко яблоко вопьюсь (руки подносят ко рту)
Ах, какой приятный вкус!
Много ли времени прошло, мало ли, – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:
– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.
Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.
Восп: Какие чувства испытывали сестры, когда не сумели достать яблочки (зло, зависть, недовольство, обиду,огорчение) Какое было их лицо? Изобразите их недовольство.
Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.
Восп: Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец. Как вы понимаете - лиха не знать? Давайте повторим эту строчку и постараемся ее тоже запомнить. (повторяют)
Сейчас, дети, мы проверим, кто внимательно слушал сказку. За каждый правильный ответ вы будете получать от меня жетон- яблочко из этой сказки. Но, давайте договоримся, что я принимаю ответ только с поднятой руки.
Восп: Ребята, вам понравилась сказка?
- Как она называется?
- Какими словами она начинается?
- К каким людям попала Крошечка - Хаврошечка"?
- Сколько было дочерей и как их звали?
- А какими они были?
- А что делала Хаврошечка?
- Кто помогал Хаврошечке?
- Что она помогала ей делать?
- Что она при этом говорила?
- Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке?
- И какая же из дочерей всё рассказала мачехе?
- Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?
- Кто проезжал мимо сада?
- А почему мачехины дочки не могли угостить барина?
- А кто угостил барина?
- Чем закончилась сказка?
-А какими словами закончилась?
Заключительная часть (рефлексия) :
Восп: Вы можете рассказать ее своим родителям. Чему нас учит сказка (быть добрыми, хорошими, ласковыми, трудолюбивыми). Добро всегда побеждает зло.
Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали.
Ну а нам пора возвращаться из нашего путешествия. А коровушка нам в этом поможет. Коровушка-матушка, где твой чудесный колокольчик.
- Звучит песня В. Шаинского «В мире много сказок»