Получи документы

Конспект для детей старшей группы «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

Кисенкова Анна Анатольевна
Конспект для детей старшей группы «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка"

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, познавательное.

Интеграция детских видов деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Форма организации коллективной деятельности: совместная работа педагога с детьми, коллективная и самостоятельная деятельность детей.

Публикация «Конспект для детей старшей группы „Чтение русской народной сказки „Хаврошечка“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: коровушка, колокольчик, яблонька, корзинка, клубочек, книга, иллюстрации.

Обогащение словаря: Хаврошечка, пуд, заморили, лихо, пригожая, рябая, распеклась на солнышке, наливное яблоко, журят.

Предшествующая работа: рассказ о видах сказок (авторские и народные).

Планируемые результаты: умеют внимательно и вдумчиво слушать сказки, пытаются определять характер героев, учатся запоминать небольшие отрезки прозаического текста, различают сказочные и реальные ситуации.

Программное содержание:

1. Вспомнить известные детям русские народные сказки.

2. Познакомить детей с русской народной сказкой «Хаврошечка».

3. Продолжать активизировать и обогащать словарный запас детей.

4. Развивать умение внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, выражать свои мысли при ответах на вопросы.

5. Формировать представления детей о трудолюбии.

6. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Ход ООД:

Звенит колокольчик. Дети собираются около воспитателя.

Орг. момент:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Д/и «Летает - не летает» для рабочего настроя.

Вводная часть (мотивация, сюрпризный момент).

Друзья, а вы любите отгадывать загадки? Сейчас мы это и проверим?

Есть копыта и рога,

Летом ходит на луга.

Чтобы были все здоровы,

Молоко дают (коровы).

- Правильно, посмотрите, в гости к нам пришла коровушка, непростая, волшебная и живет она в сказке.

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки!

А поможет нам попасть в сказку колокольчик коровушки-волшебницы.

• Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть.

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили (приседают)

А когда откроем глазки (встают)

Попадем мы с вами в сказку (поднимают руки вверх)

Посмотрите вокруг. Вот она, яблонька стоит, она помощница коровушки. Ведь она тоже волшебница.

Яблонька мне шепчет, что прежде чем, мы попадем в новую сказку, она хочет проверить, хорошо ли вы знаете другие сказки, а за это подарит нам волшебный клубок, который укажет дорогу дальше. На каждом яблоке вопрос для вас. Угадаете, яблочко получите.

Викторина по сказкам.

Воспитатель отрывает яблоко и читает вопрос. Яблочки складывает в корзину.

- Кто катился по дорожке? (Колобок.)

- Что били, били - не разбили? (Яйцо.)

- Кто разрушил теремок? (Медведь.)

- Кого Маша пирогами обхитрила? (Медведя.)

- У кого в пруду хвост примёрз? (У волка.)

- Каким зёрнышком подавился петушок? (Бобовым.)

- Какой овощ дед не мог вытянуть? (Репку.)

- Самое любимое место Иванушки – дурачка? (Печка.)

- Какая избушка была у зайчика? (Лубяная.)

- Как называют дом Бабы Яги? (Избушка на курьих ножках.)

- Какими словами начинаются русские народные сказки?

- Какими словами заканчиваются? А почему они русские народные?

Спасибо тебе, яблонька.

А клубочек нас привел к каким-то картинам. Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова. Некоторые из них мы уже не употребляем в речи своей. Поэтому нужно с ними поближе познакомиться.

Словарная работа:

пуд- старинная русская мера веса, равна 16,35 кг

прясть- скручивание (волокна делать нить)

ткать – изготавливать (ткань из материала) из нити

рябая корова – пестрая с пятнами другого цвета

заморили- замучили

распеклась на солнышке – пригрелась

лихо- зло

наливное (яблоко) – сочное, созревшее.

Побелить холсты - отбелить

А клубочек нас ведёт к названию сказки.

1.

Хаврошечка. (Иллюстрация портрета девочки).

Какую информацию мы получили из названия сказки? Эту девочку зовут ласково – Хаврошечка. Девочки назовите свои имена ласково (Машенька, Верочка, Полиночка).

2.

Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. (как понимаете эти слова) (аудиозапись).

-Что значит, своего брата не стыдятся? (Иллюстрация бабки и сестер).

К таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает.

Ребята, скажите, пожалуйста, Крошечка-Хаврошечка какая была? (маленькая, трудолюбивая, добрая, умная).

Поможем ей убраться, помоем пол.

Игра «Уборка».

3.

А были у ее хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка,

средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка.

Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала : их и обшивала, для них пряла и ткала – и слова доброго никогда не слыхала.

Восп: Ребята, тяжело жилось Хаврошечке? Какие чувства она испытывала (печаль, горе, обиду, досаду). Попробуйте изобразить, как плакала Хаврошечка.

Лексическое упражнение: «Какая?»

. Какие были дочери? (ленивыми, злыми, завистливыми, хитрыми)

4.

Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать.

– Коровушка-матушка! Меня бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят. К завтрашнему дню мне ведено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать. А коровушка ей в ответ:

– Красная девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Так и сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого – все готово: и наткано и побелено, и в трубы покатано.

Отнесет она ткани к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.

Хаврошечка опять придет к коровушке, обнимет ее, погладит, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет, принесет хозяйке. Вот хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает?

Пошла Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да забыла матушкино приказание, распеклась на солнышке, разлеглась на травушке. А Хаврошечка приговаривает : – Спи, глазок, спи, глазок!

Глазок у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка не дозналась и послала вторую дочь – Двуглазку:

– Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает.

Двуглазка пошла с Хаврошечкой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась. А Хаврошенька баюкает : – Спи, глазок, спи, другой!

Двуглазка глаза и смежила. Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала, а Двуглазка все спала.

Старуха рассердилась и на третий день послала третью дочь – Триглазку, а сироте еще больше работы задала.

Триглазка попрыгала, попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала. Хаврошечка поет : – Спи, глазок, спи, другой!

А о третьем глазке и забыла. Два глаза у Триглазки заснули, а третий глядит и все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка вернулась домой и матери все рассказала. Старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу. – Режь рябую корову! Старик и так и сяк : – Что ты, старуха, в уме ли? Корова молодая, хорошая! – Режь, да и только!

Упражнение «Скажи какая»

Восп: Мачеха какая?

- Злая, недобрая, сварливая, грубая, жестокая, некрасивая, крикливая, плохая, глупая.

Делать нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про то опознала, в поле побежала, обняла рябую коровушку и говорит: – Коровушка-матушка! Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:

– А ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай: каждое утро косточки водою поливай.

Старик зарезал коровушку. Хаврошечка все сделала, что коровушка ей завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки ее зарыла и каждый день в саду поливала.

И выросла из них яблонька, да какая! – яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – заглядывается.

Восп: Ребята, какие яблочки выросли на яблоне? В нашем саду может вырасти такая яблоня? Из косточек коровьих может вырасти?

- Нет, это только в сказке.

Восп: Из чего вырастает яблоня?

Физкультурная минутка «Яблоня»

У дороги яблоня стоит (руки вверх, потянулись)

На ветке яблочко висит (покачали вверху руками)

Сильно ветку я потряс (руки в стороны, стряхивая кистями рук)

Вот уж яблочко у нас (хлопки в ладоши над головой)

В сладко яблоко вопьюсь (руки подносят ко рту)

Ах, какой приятный вкус!

Много ли времени прошло, мало ли, – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по саду. На ту пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду наливные яблочки, стал затрагивать девушек:

– Девицы-красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры и бросились одна перед другой к яблоне. А яблочки-то висели низко, под руками были, а тут поднялись высоко, далеко над головами.

Сестры хотели их сбить – листья глаза засыпают, хотели сорвать – сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались – руки изодрали, а достать не могли.

Восп: Какие чувства испытывали сестры, когда не сумели достать яблочки (зло, зависть, недовольство, обиду,огорчение) Какое было их лицо? Изобразите их недовольство.

Подошла Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать, лиха не знать.

Восп: Вот и сказочке конец, а кто слушал - молодец. Как вы понимаете - лиха не знать? Давайте повторим эту строчку и постараемся ее тоже запомнить. (повторяют)

Сейчас, дети, мы проверим, кто внимательно слушал сказку. За каждый правильный ответ вы будете получать от меня жетон- яблочко из этой сказки. Но, давайте договоримся, что я принимаю ответ только с поднятой руки.

Восп: Ребята, вам понравилась сказка?

- Как она называется?

- Какими словами она начинается?

- К каким людям попала Крошечка - Хаврошечка"?

- Сколько было дочерей и как их звали?

- А какими они были?

- А что делала Хаврошечка?

- Кто помогал Хаврошечке?

- Что она помогала ей делать?

- Что она при этом говорила?

- Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке?

- И какая же из дочерей всё рассказала мачехе?

- Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?

- Кто проезжал мимо сада?

- А почему мачехины дочки не могли угостить барина?

- А кто угостил барина?

- Чем закончилась сказка?

-А какими словами закончилась?

Заключительная часть (рефлексия) :

Восп: Вы можете рассказать ее своим родителям. Чему нас учит сказка (быть добрыми, хорошими, ласковыми, трудолюбивыми). Добро всегда побеждает зло.

Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали.

Ну а нам пора возвращаться из нашего путешествия. А коровушка нам в этом поможет. Коровушка-матушка, где твой чудесный колокольчик.

- Звучит песня В. Шаинского «В мире много сказок»

Публикации по теме:

Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, чтение. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Развитие речи», «Физическая.

Конспект занятия «Чтение русской народной сказки «Репка». Раскрасим репку» (первая младшая группа)Конспект занятия «Чтение русской народной сказки «Репка». Раскрасим репку» (первая младшая группа) Цель: приучать детей слушать народные сказки. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы. Приобщать к рассматриванию иллюстраций.

Чтение сказки Д. Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №46» Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» «Чтение художественной.

Конспект НОД «Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Тема: Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Задачи: Материал: Игрушки Собачка, кошка, медведь, лиса, заяц, волк. Книга «Гуси – лебеди»,.

Конспект НОД по развитию речи для средней группы. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»Конспект НОД по развитию речи для средней группы. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и Серый Волк», закрепить полученную информацию. Задачи: Образовательная:.

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с художественной литературой. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» Цель. Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обработке А. Н. Толстого, помочь запомнить.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №2089» Конспект открытого.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» Конспект по образовательной области «Речевое развитие» (ознакомление с художественной литературой) в младшей группе Дата: 15.03.2018 г.

Конспект занятия «Чтение русской народной сказки «Колобок» Задачи: Коррекционная: формировать умение у детей внимательно слушать воспитателя. Развивающая: развивать умение интонационно выделять речь.

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» Интеграция образовательных областей:»Речевое развитие», «Художественное развитие», «Физическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект для детей старшей группы «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Опубликовано: 26 марта 2018 в 05:32
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект для детей старшей группы «Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»» (включая файлы) размещена пользователем Кисенкова Анна Анатольевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД