Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми. Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Декабрь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект
совместной деятельности воспитателя с детьми:
«Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Декабрь»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Познакомить детей с рассказом А. Ливеровского и Э. Шима «Декабрь».
2. Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.
3. Продолжать закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе зимой влияют на жизнь диких животных, птиц, человека.
Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми, Чтение рассказа А, Ливеровского и Э, Шима „Декабрь“» размещена в разделах
- Зима
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Оборудование: презентация.
Словарная работа: предзимок, капканы насторожить, зоб, полынья, чернильная вода, день зимнего солнцестояния.
Ход совместной деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Тихо пришла зима. Одна из главных примет зимы - с неба падает снег. За одну ночь покрыла зима снегом дома и деревья, замостила лужи, озёра и реки. Белеют заснеженные улицы. Деревья и кусты погрузились в глубокий сон. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
Наступило время морозов и метелей, коротких дней и длинных вечеров.
Сегодня у нас знакомство с рассказом уже знакомых нам авторов А. Ливеровского и Э. Шима «Декабрь». Авторы рассказа приглашают нас полюбоваться зимней природой, познакомиться с жизнью лесных жителей и понаблюдать за секретами декабрьского снега.
2. Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Декабрь».
Декабрь – месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах.
Декабрь – полночь года.
Кончился тёмный и скучный предзимок. Весело звенят коньки на льду, знакомо и радостно шуршат лыжи, проминая первый след.
Когда окончились сельские работы и люди ушли с полей в дома, укрылись от морозов за зимние рамы, за двойные двери, у тёплых печек, казалось, что и вокруг замерла жизнь.
Не видно и не слышно никого в голых полях, в уснувшем лесу.
Выпала первая пороша – и всё изменилось, открылись многие секреты.
Колхозный сторож узнал, почему накануне ночью Полкан рвался с цепи и лаял на огород.
Чёткий след зайца протянулся от одной капустной кочерыжки к другой.
У крайнего к лесу дома, где таинственно пропадали куры, обнаружился след хоря.
Чуть подальше в поле, вокруг соломенных скирд, весь снег измят, протоптан до чёрной земли. Здесь и смешные следки мышей – точечки, где наступали лапы, и
бороздка, где волочился хвост, - и бесчисленные крестики от босых ног птиц – овсянок, воробьёв, синиц.
А вот и покрупнее лунки – это горностай промчался. Ещё крупнее – лисица кралась, насторожив уши, слушая попискивание мышей.
Кормное место! Птицы и мыши за зерном прибежали, за сорным семечком; горностай и лисица – за мышами. Человек увидит – за лисицей придёт, капканы насторожит у соломенных скирд.
Засыпал снег последние ягоды и семена на земле, черничные почки, листву брусничную. Перешла лесная птица на древесную пищу.
Покачиваясь на тонких ветках, склёвывают рябчики ольховые серёжки, тетерева – берёзовую почку, глухари – колкие сосновые иглы.
Ну что ж – по сезону и пища.
Правда, столовые довольно прохладные, особенно в ветреные дни, зато спальни теперь хорошие.
Набил зоб и – бух! – в снежную перину; тепло, уютно и тихо.
В речной полынье, в чернильной воде, в морозном пару кувыркаются нырковые утки.
Смотреть на них и то холодно. А на самом деле теплее в воде, чем на воздухе.
22 декабря – день зимнего солнцестояния, и повернёт «солнце на лето, зима на мороз».
Очень тёмное, очень холодное время, и всё же это начало весны.
3. Беседа по содержанию рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Декабрь».
- Как называется наступивший первый месяц зимы? (Ответы детей: декабрь).
- Как характеризуют авторы рассказа месяц декабрь? (Ответы детей: декабрь – месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах).
- Кто особенно рад наступившей зиме? (Ответы детей: дети, потому что можно кататься на коньках и лыжах).
- Как люди приготовились к зиме? (Ответы детей: люди закончили сельские работы, утеплили жильё - укрылись от морозов за зимние рамы, за двойные двери).
- Какие секреты открылись, когда выпал снег? (Ответы детей: заяц приходил на огород и оставил следы от одной капустной кочерыжки к другой, около крайнего дома, где пропадали куры, обнаружился след хоря).
- Кем измят весь снег и протоптан до земли вокруг соломенных скирд? (Ответы детей: мышами, овсянками, воробьями, синицами, горностаем, лисицей).
- Почему это место возле соломенных скирд авторы называют кормным местом? (Ответы детей: птицы и мыши прибежали за зерном к скирдам, горностай и лисица за мышами, человек за лисицей придёт).
- Почему лесная птица перешла на древесную пищу? (Ответы детей: снег засыпал последние ягоды и семена на земле).
- Какую же пищу теперь клюёт лесная птица? (Ответы детей: рябчики склёвывают ольховые серёжки, тетерева – берёзовую почку, глухари – колкие сосновые иголки).
- Про какие снежные перины идёт речь в рассказе? (Ответы детей: рябчики, глухари, тетерева ныряют в снег с головой, где им тепло).
- Кто плавает в речной полынье в морозном пару? (Ответы детей: нырковые утки).
- Когда повернёт «солнце на лето, зима на мороз»? (Ответы детей: 22 декабря, в день зимнего солнцестояния).
- Что нового вы узнали из этого рассказа? (Ответы детей: лесные птицы – рябчики, тетерева, глухари живут в снегу).
4. Физкультминутка «Зима».
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда. (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
5. Дидактическая игра «О чём можно сказать: зимний, зимняя, зимнее?»
1). Зимний (день, лес, вечер, сад, каток).
2). Зимняя (погода, туча, метель, вьюга, пурга).
3). Зимнее (солнцестояние, солнце, небо, утро, окно).
6. Итог.
Рассказ «Декабрь» познакомил нас с жизнью лесных жителей, к которым пришла настоящая зима, кругом бело, и снег глубок.
Зимний снег одним помогает – мыши, полёвки, землеройки – все зверюшки - норушки, что не спят зимой, бегают по дну снежного моря. Другим даёт жильё - рябчики, тетерева, глухари, белые куропатки живут в снегу, потому что под снегом куда теплее, чем на его поверхности. Сюда не достаёт леденящий ветер, а толстый слой снега не пропускает к земле большого мороза.
Легкий и пушистый декабрьский снег раскрывает секреты обитателей зимнего леса, потому что кто бы ни прошёл, пробежал, проскакал по нему, каждый оставляет свой след, также как в рассказе – мыши, горностай, лисица, птицы.