Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Н. Сладкова «Домашняя бабочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект
совместной деятельности воспитателя с детьми :
«Чтение рассказа Н. Сладкова «Домашняя бабочка»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель : Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Познакомить детей с рассказом Н. Сладкова «Домашняя бабочка».
Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми „Чтение рассказа Н, Сладкова „Домашняя бабочка“» размещена в разделах
- Бабочка. Все о бабочках для детей
- Бабочка. Конспекты занятий, НОД
- Бабочка. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
2. Расширять и систематизировать знания детей о жизни насекомых осенью.
3. Закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе осенью влияют на жизнь насекомых.
Оборудование: презентация.
Словарная работа: абажур, эстамп.
Ход совместной деятельности
1. Вступительное слово воспитателя.
Идёт осень. Вы уже знаете, как деревья и травянистые растения готовятся осенью к наступлению зимы: сбрасывают листья и заканчивают жизненный цикл. У вас есть знания о жизни диких животных осенью, которые меняют шубки и запасают еду, чтобы пережить суровую зиму. Настало время поговорить о насекомых, о том, что сезонные изменения в природе осенью влияют на жизнь насекомых.
2. Рассказ воспитателя «Жизнь насекомых осенью».
Конечно, каждый из вас уже знает, что многие бабочки, жуки, мухи, кузнечики и другие насекомые откладывают яички. Их можно увидеть в щелях коры деревьев, на внутренней стороне листьев, под старыми досками. Взрослое насекомое, отложив яйца, само погибает.
Некоторые бабочки, жуки забиваются в норки, щели, под кору деревьев и там зимуют.
Другие насекомые превращаются к зиме в куколки, чтобы пережить зиму.
3. Чтение рассказа Н. Сладкова «Домашняя бабочка».
На дворе осень. Бабочки только что спрятались или отложили яички.
- А вам хочется узнать сегодня, кто и как выйдет из яичка бабочки? ( Ответы детей: хочется).
Сегодня я хочу прочитать вам удивительный по содержанию рассказ писателя Н, Сладкова «Домашняя бабочка». Думаю, что вас уже заинтересовало название рассказа : почему бабочка – домашняя?
Я немного поясню, что речь пойдёт об одном из яичек, отложенном осенью бабочкой. Сначала из яичка развивается личинка. У бабочки личинка – гусеница. Гусеница превращается в неподвижную куколку, запелёнатую сверху твёрдой оболочкой вроде скафандра. И уже куколка превратится во взрослую бабочку, которая вылезет из своего скафандра, расправит крылышки и полетит.
Ночью в коробке вдруг зашуршало. И выползло из коробки что-то усатое и мохнатое. А на спине сложенный веерок из жёлтой бумаги.
Но как я обрадовался этому уродцу!
Я посадил его на абажур, и он неподвижно повис вниз спиной. Сложенный гармошкою веерок стал отвисать и распрямляться.
У меня на глазах безобразный мохнатый червяк превращался в прекрасную бабочку. Наверное, так вот лягушка превращалась в царевну!
Всю зиму куколки пролежали мёртво и неподвижно, как камешки. Они терпеливо ждали весну, как ждут её семена в земле. Но комнатное тепло обмануло: «семена проросли» раньше срока. И вот по окну ползает бабочка. А за окном зима. А на окне ледяные цветы. Живая бабочка ползает по мёртвым цветам.
Она порхает по комнате. Садится на эстамп с маками. Развернув спиральку тоненького хоботка, пьёт из ложечки сладкую воду. Опять садится на абажур, подставив крылышки жаркому «солнцу».
Я смотрю на неё и думаю: а почему бы не держать дома бабочек, как держим мы певчих птиц? Они порадуют цветом. И если это не вредные бабочки, весной их, как птиц, можно выпустить в поле.
Есть ведь и певчие насекомые: сверчки и цикады. Цикады поют в спичечном коробке и даже в неплотно стиснутом кулаке. А сверчки пустыни поют прямо как птицы.
Завести бы дома красивых жуков : бронзовок, жужелиц, оленей и носорогов. А сколько можно приручить диких растений!
А волчье лыко, медвежье ухо, вороний глаз! А почему бы не развести в горшках прекрасные мухоморы, огромные грибы-зонтики или гроздья опят?
На дворе будет зима, а у вас на подоконнике — лето. Папоротники высунут из земли зелёные кулачки. Ландыши вывесят восковые бубенчики. Раскроется чудо- цветок белой кувшинки. И запорхает первая бабочка. И запоёт первый сверчок.
. И чего только не придумаешь, глядя на бабочку, пьющую из ложечки чай с вареньем!
4. Беседа по содержанию рассказа.
- Куда осенью исчезают бабочки? ( Ответы детей: некоторые бабочки забиваются в щели коры деревьев и там зимуют. Другие бабочки откладывают яички, а сами погибают).
- Почему эта бабочка проснулась раньше положенного срока? ( Ответы детей: обмануло комнатное тепло).
- Расскажите, как выглядела бабочка, когда выползла из коробки, в которой она зимовала? ( Ответы детей: выползло из коробки что-то усатое и мохнатое, а на спине сложенный веерок из жёлтой бумаги).
- Почему автор назвал бабочку, которая только что появилась из куколки, уродцем? ( Ответы детей: она совсем не похожа на бабочку).
- Почему он обрадовался этому уродцу? ( Ответы детей: он увидел чудо, которое свершилось не в природе, а в домашних условиях).
- Что произошло дальше с уродцем на глазах автора? ( Ответы детей: автор посадил уродца на абажур, и он неподвижно повис вниз спиной. Вдруг веерок, сложенный гармошкою, стал отвисать и распрямляться. На глазах безобразный мохнатый червяк превращался в прекрасную бабочку).
- Что делает бабочка в комнате? ( Ответы детей: бабочка порхает по комнате, садится на эстамп с маками. Развернув спиральку тоненького хоботка, пьёт из ложечки сладкую воду. Опять садится на абажур, подставив крылышки жаркому «солнцу»).
- А чем питалась зимняя бабочка? ( Ответы детей: пила из ложечки сладкую воду).
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ о зимней бабочке? ( Ответы детей: рассказ вызвал удивление, интерес, потому что вряд ли когда-нибудь в живой природе удастся увидеть чудо рождения бабочки).
- Какие желания возникли у автора, когда он глядел на бабочку, пьющую чай из ложечки? ( Ответы детей: он хотел, чтобы на подоконнике было лето).
- Почему он сказал, что такое можно только придумать? ( Ответы детей: нет ничего лучше в природе, чем естественная среда обитания).
5. Физкультминутка «Бабочка».
Утром бабочка проснулась (Плавные взмахи руками)
Потянулась, улыбнулась (Выполнять движения в соответствии с текстом)
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
6. Итог.
Пройдёт осень, зима, наступит весна, и с отложенными яичками произойдут чудесные превращения, о которых вы только что узнали. Сначала из яичка развивается личинка – гусеница. Она будет питаться листьями растений, быстро расти. Гусеница превратится в неподвижную куколку, запелёнатую сверху твёрдой оболочкой вроде скафандра. И уже куколка превратится во взрослую бабочку, которая вылезет из своего скафандра, расправит крылышки и полетит. А мы будем любоваться её красотой, помня, что появилась она из уродца!