Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Н. Павловой «Жёлтый, белый, лиловый»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект
совместной деятельности воспитателя с детьми :
«Чтение рассказа Н Павловой «Жёлтый, белый, лиловый»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель : Кириллова Т. Н
2018 г
Цель:
1. Познакомить детей с рассказом Н. Павловой «Жёлтый, белый, лиловый».
Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми „Чтение рассказа Н, Павловой „Жёлтый, белый, лиловый“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
2. Расширять и уточнять представления детей о природе.
3. Продолжать знакомить с понятием «луг», с растущими на нём растениями.
4. Учить бережному отношению к растениям луга.
Оборудование: презентация.
Словарная работа: лиловый, чернила.
Ход совместной деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Сегодня мы опять гуляем по лугу. Только луг предстанет перед нами совсем другим: мы увидим его жёлтым, белым и лиловым. Дело в том, что я прочитаю вам рассказ Н. Павловой, который так и называется «Жёлтый, белый и лиловый», а вы догадаетесь, почему луг меняет свою окраску.
2. Чтение рассказа.
Был такой хороший весенний день, что даже навозному жуку захотелось приподнять свои пыльные крылья и полетать, посмотреть, есть ли что-нибудь на свете лучше родной широкой, залитой солнцем дороги. И, увидев попрыгунью-кобылку, он спросил, где она живёт.
- На весёлом жёлтом лугу - сказала кобылка. - Там цветут свербига, одуванчики и лютики. Как блестят лепестки у лютика! В них видишь мордочку другой кобылки. Знаешь, как это бывает, когда глядишь в воду.
- Я прилечу к тебе и посмотрю - сказал навозный жук.
И он стал собираться. Но, по привычке, всё копался и копался. И прокопался очень долго. А когда полетел, то не нашёл жёлтого луга. И при встрече пожаловался кобылке.
- Ах, - сказала кобылка - да ведь луг-то теперь не жёлтый, а белый! Там цветут купырь, ромашка, дрёма и подмаренник. Какие мелкие цветочки у подмаренника! Заберёшься между ними - и точно облако вокруг тебя. А как пахнет!
- Я прилечу к тебе и понюхаю, - сказал навозный жук.
И он стал собираться. Но, по привычке, всё копался и копался. И прокопался очень долго. А когда полетел, то не нашел белого луга. И при встрече пожаловался кобылке.
- Ах, - сказала кобылка, - да ведь луг-то теперь не белый, а лиловый! Там цветут колокольчики и короставник, полевая герань и мышиный горошек. Какие забавные усики у мышиного горошка! Он цепляется ими за травинки. И на нём так славно качаться!
- Качайся на здоровье! - сказал навозный жук. - А я больше туда не полечу. Уж не расцветут ли там завтра чёрные цветы? Нет, я предпочитаю свою родную дорогу. Навоз - всегда навоз, и пыль - всегда пыль. А серый цвет для глаза всего приятнее.
3. Беседа по содержанию рассказа.
- Вы обратили внимание, в какое время года происходит первая встреча жука и кобылки? ( Ответы детей: весной).
- Где живёт кобылка? ( Ответы детей: на весёлом жёлтом лугу).
- Какие цветы цветут на жёлтом лугу? ( Ответы детей: свербига, одуванчики и лютики).
- Вы догадались, почему весной луг жёлтый? ( Ответы детей: все эти цветы – свербига, одуванчики и лютики – жёлтого цвета, поэтому и луг становится жёлтым).
- Почему жук не нашёл жёлтого луга? ( Ответы детей: жук долго собирался, и цветы жёлтого цвета отцвели).
- Каким назвала луг кобылка в следующую встречу с жуком? ( Ответы детей: белым).
- Как вы думаете, почему луг стал белым? ( Ответы детей: зацвели цветы белого цвета – купырь, ромашка, дрёма, подмаренник).
- Чем ещё интересен, по мнению кобылки, подмаренник? ( Ответы детей: у него мелкие цветочки, которые хорошо пахнут).
- Почему и белый луг жук так и не увидел и не понюхал подмаренник? ( Ответы детей: прокопался очень долго, и эти цветы успели отцвести).
- Какого цвета стал луг после того, как отцвели цветы белого цвета? ( Ответы детей: лиловый).
- Какие же цветы расцвели на лиловом лугу? ( Ответы детей: колокольчики и короставник, полевая герань и мышиный горошек).
- Что рассказала жуку кобылка про мышиный горошек? ( Ответы детей: какие забавные усики у мышиного горошка! Он цепляется ими за травинки, и на нём так славно качаться)
- Почему жук отказался прилететь на лиловый луг? ( Ответы детей: подумал, что луг опять изменит свою окраску, и он его снова не найдёт).
- А удавалось ли вам видеть луг жёлтым, белым, лиловым? ( Ответы детей: удавалось).
- Какой луг, по вашему мнению, самый красивый? ( Ответы детей: и жёлтый, и белый, и лиловый – каждый красив по- своему).
4. Физкультминутка «На лугу».
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идем по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек. (Садятся дети на места).
5. Рассказ воспитателя о лиловом луге.
А теперь приглашаю вас погулять по лиловому лугу.
Идёт последний месяц лета. Луг уже сменил окраску. Один за другим гаснут яркие головки цветов, на желтеющей зелени появились спокойные синие и фиолетовые цветы. Колокольчики, герани, цикорий, васильки цвели и раньше, в разгар лета, но сейчас они настоящие хозяева луга.
Полюбуйтесь сине-фиолетовой геранью, она цветёт всего два дня. Один за другим распускаются цветки герани, создавая впечатление длительного цветения. Пыльцой герани любят полакомиться много непрошеных гостей – мелких ползающих жучков. Но свою пыльцу герань отдаёт опыляющим её пчёлам и бабочкам. Для защиты от непрошеных гостей стебелёк около цветка покрывается липким выделением растения. Попробуй проползти через такую пограничную полосу.
Догадайтесь, о каком цветке я буду рассказывать дальше.
Кто-то, наверное, в поле разлил
Капли лиловых и синих чернил…
Что за цветочки – дайте ответ –
Все с язычками, а звона нет?
(Колокольчики)
В августе на лугах цветёт много колокольчиков. Выше всех луговых цветов, всех веселее - лиловые колокольчики. От летнего ветерка они колышутся, кланяются, неслышно звенят и приветствуют гостей луга.
У одних колокольчиков цветки крупные голубые, у других – мелкие тёмно- или светло-фиолетовые. Есть одиночные цветки, а есть растущие букетиком по 15 – 20 цветков вместе.
Вряд ли кто из вас знает, что это растение помогло людям изобрести колокол. Известно, что в 1500 году в Италии решили сделать цветок колокольчика из меди. Так появился первый колокол.
Просто невозможно не залюбоваться красотой синего василька, яркие лужайки которого – настоящее украшение луга. Цветки синего василька очень необычной и красивой формы. Словно маленькие воронки-кулёчки с зазубренными краями, расположились вокруг головки цветка. Основание головки напоминает зелёную шишку. Из лепестков василька получают стойкую голубую и синюю краску. И, конечно, издавна красивый рисунок цветка используют вышивальщицы.
6. Дидактическая игра «Продолжи моё предложение»
Луг бывает жёлтым потому, что…
Луг становится белым потому, что…
В августе луг сменяет окраску потому, что.
Вышивальщицы используют рисунок цветка василька потому, что…
7. Итог.
Сказочно красивы луга в любом цвете – жёлтом, белом, лиловом. Они радуют человека своей красотой, используются в сельском хозяйстве, служа пастбищами для
домашних животных и для заготовки сена. Чтобы растения не исчезли с лугов, работники сельского хозяйства подсевают их семена или не скашивают часть трав.
А вы, придя на луг, не рвите цветы, ради забавы не ловите бабочек, не разоряйте гнёзд луговых птиц, которые устраивают свои гнёзда на земле среди травы.
Пусть луга украшают нашу землю!