Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима «Ноябрь»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект
совместной деятельности воспитателя с детьми:
«Чтение рассказа А. Ливеровского и Э. Шима
«Ноябрь»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Познакомить детей с рассказом А. Ливеровского и Э Шима «Ноябрь».
2. Продолжать закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе осенью влияют на жизнь диких животных, птиц, человека.
Оборудование: презентация.
Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми „Чтение рассказа А, Ливеровского и Э, Шима „Ноябрь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Словарная работа: полузимник, дорожку торит, первая пороша, ладные звёздочки, можжевеловый куст, хворост, обильный снег,
Ход деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Пришёл ноябрь – последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Пышный, пёстрый ковёр листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Небо затянуто свинцовыми облаками.
В народе ноябрь называют полузимник.
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей: потому что в ноябре бывают первые морозы и первый лёгкий снежок).
Главное предназначение ноября – соединить глубокую осень и устойчивую зиму. В народе это выражают образным языком: ноябрь зиме дорожку торит.
Сегодня я прочитаю вам рассказ, который называется «Ноябрь». Написали рассказ два писателя – Алексей Ливеровский и Эдуард Шим.
2. Чтение рассказа «Ноябрь».
Ноябрь – ворота зимы. Месяц молодого звонкого льда, первых порош и самых тёмных ночей.
Первая пороша! Выпадает она всегда неожиданно. Выйдешь на улицу и удивишься: под фонарём и в световых полосах автомобильных фар вертится какой-то беловатый дождь. Протянешь руку, и ладонь почувствует лёгкие уколы снежинок. Надо хорошо приглядеться к ним, чтобы увидеть, какие это чистые, ладные звёздочки.
И звери удивляются первому снегу, даже немного боятся его.
Заяц-русак больше суток пролежал в можжевеловом кусту, всё не решался выйти. На вторую ночь оголодал и побрёл раскапывать озимь.
Лосиха весь снегопад протопталась в густом ельнике, переждала погоду и пошла, озираясь и насторожив уши.
За ней потянулся лосёнок. Он часто останавливался и нюхал новый покров земли, такой странный, мягкий и холодный.
Обрадовался заяц-беляк. Встал, потянулся. Кончились прятки! Надоело под валежником да в хворосте таиться. Смотрите: раз прыжок, два прыжок, нет меня! Белая земля, белая трава, белые кусты, и я такой же, никто меня не заметит, никто не найдёт.
Не хвастай, зайчишка! Сам укрылся, а след оставил. Тянется он по свежей пороше: две лапки так, две лапки эдак. Куда бы ни ушёл, след выдаст. Вот новая забота. Принялся косой след путать – крутит, петляет, в разные стороны прыгает. Кто хочет догнать, пусть разбирается.
Обильный снег прижал ветки кустарников.
В ольшанике перепархивают снегири. Посвистывают. Взлетит красногрудый – снежное облачко на солнце вспыхнет, присядет на ветку – опять крыльями морозную пыль уронит.
Снег лежит новый, мягкий и чистый.
Тихо вокруг, и так бело, что глаза жмурятся.
И всего только на палец прикрыла землю пороша, а какая перемена! И почему так хорошо на душе? Петь хочется, побежать хочется. А ещё лучше нагнуться, набрать полную горсть и кинуть тугой снежок прямо в голубое небо.
3. Беседа по содержанию рассказа.
- Ваше впечатление от услышанного рассказа? (Ответы детей: захотелось увидеть первый снег).
- Почему авторы рассказа называют ноябрь воротами зимы? (Ответы детей: в ноябре выпадает первый снег, а снег – главный признак зимы).
- Как обычно выпадает первая пороша? (Ответы детей: всегда неожиданно).
- Как звери встречают первую порошу? (Ответы детей: удивляются, даже немного боятся).
- Как встретил заяц-русак первую порошу в лесу? (Ответы детей: больше суток пролежал в можжевеловом кусту, оголодал).
- Что делала лосиха во время снегопада? (Ответы детей: весь снегопад протопталась в глухом ельнике).
- Расскажите о поведении лосёнка, когда он вышел из ельника вслед за лосихой? (Ответы детей: останавливался и нюхал новый покров земли).
- Почему обрадовался заяц-беляк белой земле, белой траве, белым кустам? (Ответы детей: заяц – беляк – в белой шубке, решил, что его никто не заметит и не найдёт).
- Скажите, на самом деле, заяц стал незаметным для других обитателей леса? (Ответы детей: заяц сам укрылся, а след оставил).
- Как начал путать косой свой след? (Ответы детей: заяц крутит, петляет, в стороны прыгает).
- Что сделал снег с ветками кустарника? (Ответы детей: прижал ветки).
- Как ведут себя снегири после снегопада? (Ответы детей: снегири перепархивают, посвистывают).
- Как выглядит первый снег? (Ответы детей: снег лежит новый, мягкий и чистый).
- Как радуется снегу человек? (Ответы детей: петь хочется, побежать хочется, кинуть тугой снежок прямо в голубое небо).
4. Физкультминутка «В зимнем лесу».
Весь засыпан снегом лес. (Повернулись вправо, правую руку отвели назад, повернулись влево, левую руку отвели назад)
Здесь по снегу скачет зайка. (Прыгаем)
Там синичек села стайка. (Машем руками, как крыльями)
Здесь лисичка за кустом. (Приседаем, смотрим направо)
Там в дупле бельчонка дом. (Встаём, поднимаем руки вверх)
5. Итог.
В лесу в ноябре выпал первый снег. У каждого обитателя леса начинается новая жизнь, потому что, как вы уже знаете, похолодание, заморозки, снегопады изменяют жизнь растений, животных, птиц и человека.