Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Н. Сладкова «Синичий запас» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение рассказа Н. Сладкова Синичий запас
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект
совместной деятельности воспитателя с детьми
«Чтение рассказа Н. Сладкова «Синичий запас»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
Публикация «Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми „Чтение рассказа Н, Сладкова „Синичий запас“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Синички. Конспекты занятий
- Синички. Сказки, стихи, детская литература
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
воспитатель : Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Познакомить детей с рассказом Н. Сладкова «Синичий запас».
2. Учить осмысливать рассказ, находить скрытый смысл.
3. Продолжать знакомство с литературным жанром «Рассказ».
4. Расширять и систематизировать знания детей о зимующих птицах, о том, как синицы – хохлатки готовятся к зиме.
Оборудование: презентация.
Словарная работа: чёрный день, пуд, неустанно.
Ход совместной деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Предлагаю вам отгадать загадку, чтобы догадаться, о ком же пойдёт сегодня речь?
Ты с модницей этой, конечно, знаком.
Вертушке на месте никак не сидится:
Всё хвастает синим своим сюртучком
И шапочкой чёрной гордится…
(Синица).
Вы уже близко знакомы с синичками : знаете, что размером она чуть поменьше воробья; у неё верх головы – чёрный и блестящий, белые щёки и затылок, зеленоватая спина, серо-голубые крылья, сильные толстые ноги, загнутые когти.
- Какую пользу приносят синички природе? ( Ответы детей: уничтожает вредителей сада, огорода, парка, леса).
- Чем питаются синички зимой? ( Ответы детей: достают из трещин коры деревьев оцепеневших от холода насекомых).
- Сегодня я познакомлю вас с рассказом Николая Сладкова «Синичий запас», в котором главная героиня - хохлатая синичка гренадёрка.
Давайте вспомним, как она выглядит? Птичка эта очень небольшая, даже меньше воробья. Верх этого небольшого тельца окрашен в серовато-бурый оттенок, а низ – в белый, но не чистый. Вокруг шеи идет черная полоска, такой же цвет имеет горло. Но главное отличие, которым может похвастаться птица хохлатая синица, – это легко узнаваемый острый хохолок, украшенный пятнышками контрастных белого и черного цветов. Хохлатая синица очень подвижна, дерзка, весела, любит ссоры и драки.
А ещё про неё можно сказать, что она является природным санитаром хвойных лесов. Ее главное достоинство в том, что даже в холода она в первую очередь ищет зимующих насекомых, их личинки или яйца. Но ещё осенью, оказывается, что эти синички готовятся к зиме.
Вот о том, как они делают свой зимний синичий запас, и пойдет речь в рассказе.
Вы много раз слышали слово «рассказ», а что это такое? Какое определение ему дать? Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объема. В основе рассказа лежит какое-то событие, происшествие, которое происходит за короткое время. Персонажей в рассказе обычно немного.
2. Чтение рассказа Н. Сладкова «Синичий запас».
Собирать в запас — значит себя спасать. Каждый спасает себя на свой лад. Суслик зерно с полей ворует и прячет в свою нору. Даже особые кладовые роет для ворованного зерна. Водяная крыса забивает норки картошкой. До пуда, бывает, натаскает. Сыч на зиму замораживает в дупле, как в холодильнике, мышей и птичек. У одного такого запасливого сыча нашли однажды целых два килограмма лесных мышей! А один горностай сложил в норе пять водяных крыс, семь полёвок, синичку, гадюку, ящерицу, тритона, лягушку и плавунца!
Всё это — на чёрный день.
Запасают как могут, где могут. Все по-разному, но всё для себя: в своей кладовой, в своём дупле, в своей норе.
И только одни весёлые синички-хохлатки собирают запасы совсем не так. Хоть они и весёлые, но и у них бывают чёрные дни. И потому запасают они неустанно. Жучок, паучок, муха — годится. Семечко, зёрнышко, ягодка — подойдёт. Нет у них собственных кладовых: ни норок, ни дупел. Была бы удобная трещинка в коре, особенно под сучком, куда не пробьётся ни дождь, ни ветер.
В лесу деревьев — не сосчитать. И на каждом найдётся укромная трещинка. С дерева на дерево, с сучка на сучок, от трещинки к трещинке. Куда жука, куда зёрнышко; осенью еды много. А зимой и сушёному комару будешь рад.
Сотни деревьев, тысячи кладовых. Но разве все их запомнишь?
А их и не надо запоминать: кладовые-то эти для всех! Не всё ли равно, чей запас ты найдёшь : свой или чужой? Ты чей-то склевал, и твой кто-то забрал. Ты для всех, и все для тебя.
Чё рный день всем страшен: всем надо иметь запас. А собирать его можно по-разному. Можно как крыса - только себе. Или как синичка-хохлатка - для себя и
для всех.
3. Беседа по содержанию рассказа Н. Сладкова «Синичий запас».
- Что значит выражение собирать в запас? ( Ответы детей: значит себя спасать).
- Как в рассказе каждый спасает себя на свой лад? ( Ответы детей: суслик ворует с полей зерно. Водяная крыса забивает норки картошкой. Сыч замораживает в дупле, как в холодильнике, мышей и птичек).
- На какой это чёрный день готовят запас герои рассказа? ( Ответы детей: на тот день, когда совсем нечего будет есть).
- Как собирают запасы весёлые синички-хохлатки? ( Ответы детей: запасают они неустанно).
- Есть ли у них собственные кладовки? ( Ответы детей: нет ни норок, ни дупел).
- В какое место запасают синички корм на зиму? ( Ответы детей: в трещинки в коре деревьев).
- Что именно запасают синички-хохлатки? ( Ответы детей: жучков, паучков, мух, семечки, зёрнышки, ягодки).
- Могут синички запомнить, в какую трещинку и на каком дереве спрятали свой запас, ведь деревьев сотни, а кладовых тысячи? ( Ответы детей: их не надо запоминать, потому что кладовые эти для всех синичек, живущих в этом лесу).
- Уточните, для кого же собирают синички-хохлатки запас на зиму? ( Ответы детей: для себя и для всех).
- Как вы думаете, чему хотел научить нас автор этого рассказа? ( Ответы детей: вместе легче пережить трудные зимние дни, когда сделан общий запас на чёрный день).
4. Физкультминутка «Скачет шустрая синичка».
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок, (Прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок (Кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (Присели)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень, (Прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири (Прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах)
5. Дидактическая игра «Улетает – не улетает?».
Задание.
Раздели названных птиц на две группы : кукушка, синица, голубь, грач, скворец, дятел, воробей, лебедь.
1. Перелетные;
2. Зимующие.
6. Итог.
Рассказ Н. Сладкова «Синичий запас» открыл для нас ещё одну загадку окружающего мира: маленькие птицы синички – хохлатки неустанно, как сказал автор, готовятся осенью к зиме, делая запас не только для себя, но и для других синичек.
Я рада, что вы сами догадались, чему хотел научить нас автор рассказа : вместе, сообща легче преодолевать любые трудности. В данном случае – голод и холод.