Елена Александрова
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «В мире животных» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема «В мире животных»
Программное содержание:
- дать представление о диких животных, об их образе жизни, повадках, питании
и жилищах;
- расширять словарь за счет имен существительных (повадки, дупло, гнездо, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный и др.); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.);
- формировать умение менять силу голоса, говорить шепотом;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию „В мире животных“ в средней группе» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- учить употреблять в речи имена существительные в винительном падеже, образовывать множественное число существительных;
- активизировать употребление в речи предлогов (в – из, за – из-за, под – из-под);
- развивать связную речь – учить составлять описательные рассказы о диких животных;
- учить сочетать речь с движением;
- учить передавать характерные движения животных;
- развивать слуховое внимание, умение вслушиваться в речь педагога, подбирать рифмы в двустишиях;
- развивать зрительное внимание, наблюдательность;
- учить проводить карандашом прямые наклонные линии, соединяя ими рисунки по смыслу;
- развивать логическое мышление – отгадывать и придумывать загадки, анализировать
и находить лишний предмет среди группы однородных предметов.
Оснащение:
- два оранжевых карандаша (для раскрашивания белки и лисы, два серых карандаша (желательно разных оттенков – для раскрашивания зайца и волка, два коричневых карандаша разных оттенков (для раскрашивания медведя и ежа);
- контурные рисунки диких животных;
- рисунки «Жилища диких животных» и «Кто что ест?»;
- простые карандаши по количеству детей;
- пособие «Телевизор», заставка и картинки с дикими животными к нему;
- картинка «В лесу».
Предварительная работа.
- Раздать детям контурные изображения зайца, ежа, белки, лисы, волка и медведя.
Спросить, узнают ли они, кто это такие.
- Обратить внимание детей, что картинки не раскрашены. Предложить выбрать подходящие по цвету карандаши и раскрасить изображения всех животных.
- Когда работа будет закончена, предложить каждому из детей сказать, кого он раскрасил, произнося следующие фразы: «Я раскрасил лису. Лиса рыжая» или «Я раскрасил зайца. Летом заяц серый».
- Затем рассказать детям, что все эти животные дикие – они живут в лесу. Дикие животные сами себе добывают пищу и устраивают жилища. Дикие животные боятся человека и стараются не попадаться людям на глаза.
- Показать картинку «Жилища диких животных» и рассказать, что дикие животные устраивают себе разные жилища.
- Спросить детей, узнают ли они, кто это такие.
- Рассказать: «Белка живет в дупле на дереве. Лиса роет нору. Волк устраивает логово в буреломе (под корнями вывернутого из земли дерева). Медведь еще с осени начинает искать себе берлогу, где будет спать всю зиму до весны. Еж тоже зимой спит, спрятавшись в укромное местечко и зарывшись в траву и опавшие листья. Только заяц не устраивает себе специального жилища, прячась от дождя и снега в лесу под кустами».
- Предложить детям подобрать картинки с изображением жилищ для всех диких животных, которых они раскрасили. Для этого показать картинки с изображенными жилищами и спросить : «У кого нора?» Ребенок, у которого находится картинка с лисой, должен ответить: «У лисы» – и забрать себе картинку с норой.
- Обсудить с детьми, чем питаются дикие животные. Белка грызет орехи, шишки, грибы. Заяц ест травку, грызет кору и молодые ветки на кустах, особенно любит овощи: морковь, капусту. Еж ищет на земле жуков, червяков, гусениц. Волк и лиса едят мясо, поэтому они охотятся на мышей, птиц, зайцев. А медведь может есть самую разнообразную пищу – ягоды, мед, корни растений, кроме того, он ловит жуков, мышей, зайцев, оленей.
- Дать детям карандаши и предложить выполнить задание: соединить линиями на рисунке животное и ту пищу, которую оно ест.
- Когда дети соединят картинки, предложить им рассказать, чем питается каждое из животных, произнося фразу по образцу : «Белка грызет орехи. Еж ест жуков и червяков. Волк ловит мышей, птиц, зайцев т. д.».
Ход занятия
Организационный момент «Мы знаем много названий диких животных».
Предлагаю детям: «Встаньте на дорожку, подровняйте ножки и выставьте ладошки». Прохожу вдоль детей и, хлопая по их ладоням, по одному слову проговариваю фразу: «Мы знаем много названий диких животных». (Хлопая по ладоням одного ребенка, говорю одно слово.) Затем возвращаюсь к ребенку, стоящему первым, подставляю ему свои ладони и прошу назвать дикое животное. Ребенок должен хлопнуть по моим ладоням и одновременно произнести название животного. Подхожу к каждому ребенку, подставляя свои ладони для хлопка и слушаю ответ.
«Сейчас девочки будут изображать лисичек. Они побегут к своим стульчикам красивой легкой походкой». Когда девочки сядут, предлагаю мальчикам изобразить медведей и пройти к стульчикам не спеша, вперевалочку.
I часть. 1. Игра «Волшебный телевизор».
Показываю детям пособие «Телевизор» с установленной в нем на месте экрана яркой заставкой. (Позади экрана одна за другой стоят картинки с изображением диких животных. Картинки поставлены в той последовательности, в которой будут звучать загадки: еж, медведь, белка, заяц, лиса и волк.)
«Сегодня мы будем смотреть по волшебному телевизору передачу «В мире животных». Предупреждаю детей: «Телевизор включается только тогда, когда правильно отгаданы загадки про диких животных наших лесов».
Загадываю детям загадки в следующем порядке.
1. В клубок свернется,
А в руки не дается. (Еж)
2. Косолапые ноги
Зиму спят в берлоге. (Медведь)
3. По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая,
Да не лисица. (Белка)
4. Быстрый прыжок,
Теплый пушок,
Мчится с горушки,
Прижав ушки. (Заяц)
5. Рыжая, с пушистым хвостом
Живет в норе под кустом. (Лиса)
6. Серый, зубастый, по полю рыщет,
Телят, ягнят ищет. (Волк)
Когда дети отгадают первую загадку, убираю цветную заставку с экрана, и на нем появляется отгадка – еж. Затем вновь ставлю заставку, а когда будет отгадана следующая загадка – про медведя, заставка убирается вновь, но вместе с ней незаметно забираю и ближайшую к заставке картинку ежа. В результате на экране оказывается вторая по счету картинка с медведем. После этого заставка возвращается на прежнее место, и читаю очередную загадку про белку. Таким образом, картинки с отгадками сменяют одна другую на экране «волшебного» телевизора.
2. Упражнение «Один и много».
«В наших лесах много диких животных. Расскажите о них, продолжая фразу:
В лесу живет не одна белка, а много белок.
В лесу живет не один волк, а много. (волков).
Не одна лиса, а много. (лис).
Не один заяц, а много. (зайцев).
Не один еж, а много. (ежей).
Не один медведь, а много. (медведей)».
3. Игра «Кто где?»
«Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей. Посмотрите на картинку «В лесу» и постарайтесь отыскать на ней притаившихся повсюду диких животных.
Говорить надо шепотом, так как иначе животные могут услышать, испугаться и убежать. (Начинаю шепотом рассказ.) Я вижу птицу. Она сидит в гнезде».
Предполагаемые ответы детей: «Я вижу лису. Лиса выглядывает из норы»,
«Я вижу зайца. Заяц спрятался под кустом», «Я вижу белку. Белка спряталась в дупле», «Я вижу медведя. Медведь спит в берлоге», «Я вижу ежа. Еж спрятался около дерева», «Я вижу волка. Волк спрятался за деревом».
Уточняю у детей, откуда выглядывают животные : «Птица выглядывает из гнезда.
Лиса выглядывает из норы. Белка выглядывает из дупла. Медведь не выглядывает из берлоги, он спит. Заяц выглядывает из-под куста. Волк выглядывает из-под упавшего дерева. Еж выглядывает из-за дерева».
Физминутка «Звериный хоровод».
«Вышли все на лужок и сделали кружок. Сейчас мы будем водить звериный хоровод, изображая животных по моей команде. Зайцы прыгают, держа руки перед грудью, как лапочки; лисы бегут на цыпочках, держа руки перед грудью, как лапочки; медведи идут вперевалочку, держа руки в стороны и вниз». (Чередовать движения в разной последовательности через каждые 10-15 секунд.)
После окончания игры предлагаю детям снова сесть на стульчики.
II часть. Составление описательных рассказов.
Вновь ставлю на мольберт пособие «Телевизор» с заставкой на экране. Предлагаю детям еще раз поиграть с «волшебным» телевизором. «Теперь вы сами будете загадывать загадки о животных, а телевизор покажет вам отгадки. Каждому из вас надо рассказать о каком-то диком животном, но не называть его. После того как прозвучит ваш рассказ, на экране появится изображение этого животного».
В качестве примера привожу детям следующий рассказ: «У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом. Любит грызть морковку и капусту». В результате на экране появляется картинка с изображением зайца.
Возможные варианты рассказов детей о диких животных : «Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков». (Еж.)
«Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мед и малину». (Медведь.)
«Она рыжая и хитрая. У нее пушистый хвост. Живет в норе. Ловит мышей и зайцев». (Лиса.)
«Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живет в логове». (Волк.) «Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живет в дупле. Грызет шишки и орехи». (Белка.)
Если у детей будут возникать затруднения с описанием животных, задаю им наводящие вопросы: «Как выглядит животное? (Размер, окраска.) Какие у него повадки? (Хитрый, трусливый, злой и т. п.) Какое у него жилище? Чем питается?».
III часть. Лесные песенки.
«Сегодня мы не только видели животных по телевизору, но и сами научились показывать и рассказывать о них. А теперь пришла пора спеть маленькие лесные песенки. Я начну петь песенку, а вам надо догадаться, о ком из диких животных эта песенка, и закончить ее. (Напеваю на любые простые мелодии следующие рифмовки. При пении голосом и интонацией стараюсь выражать характер каждого животного.)
Побывали мы в лесу, повстречали там. (лису).
Слышу топот чьих-то ножек – по тропинке ходит. (ежик).
Возле этой елки бродят злые. (волки).
Беленький да маленький под кусточком. (заинька).
Глубоко дупло – не мелко, в нем в тепле ночует. (белка).
Начал громко он реветь: «Узнаете? Я –. (медведь)».
Передача «В мире животных» закончилась. Спасибо вам за то, что вы помогли мне ее провести – рассказали и показали так много интересного из жизни диких животных наших лесов». Затем подвожу итоги и даю оценку работы детей на занятии.
Игра «Четвертый лишний» (для закрепления материала).
Показать детям картинки с тремя дикими и одним домашним животным, например:
волк, лиса, кошка и заяц, и спросить, какое из этих животных здесь лишнее. Объяснить, что лишней является кошка, так как все остальные животные дикие, а кошка домашняя. Выставить другую четверку картинок: медведь, собака, еж и белка; определить здесь лишнюю картинку (собака).
В следующий раз предложить вниманию детей другие картинки: корова, лошадь, свинья и лиса. Здесь лишней окажется лиса, так как это животное дикое, а остальные три – животные домашние.
Аналогично провести игру, но без наглядности. Называть животных, не показывая их на картинках, например: «Овца, белка, лошадь, корова. Кто из них лишний?» (Лишняя белка.) «Коза, волк, медведь, заяц». (Лишняя коза.) «Лиса, корова, еж, заяц». (Лишняя корова.) «Кошка, лошадь, собака, медведь». (Лишний медведь.)