Елена Бондарчук
Конспект познавательного занятия «Любимый Иркутск — середина земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия на тему
«Любимый Иркутск – середина земли»
Цель: формирование патриотических чувств, воспитание любви к родному городу.
Задачи:
• Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего города;
• Формировать у детей понятие «малая Родина»;
• Воспитывать нравственно – патриотические качества: гуманизм, гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше;
Публикация «Конспект познавательного занятия „Любимый Иркутск — середина земли“» размещена в разделах
- Иркутская область, Иркутск
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Активизировать словарь (дремучий лес, казаки, острог, рубленая изба, бревенчатая изба, сторожевая башня, старина, кров, купец, новостройки).
• Развивать интерес к изучению родного города, умение делать выводы.
Оборудование:
Глобус, карта, иллюстрации с изображением Иркутского острога, фотографии города.
Ход занятия:
Воспитатель: Мы живем с вами на планете?
Дети: Земля.
Воспитатель: Как мы с вами знаем на нашей планете шесть частей света (перечисляет вместе с детьми) – Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка и Евразия. Мы живем в Евразии (показывает). Страна наша называется?
Дети: Россия.
Воспитатель: Раз мы родились и живем в России, то мы кто?
Дети: Россияне.
У каждой страны есть главный город – столица. Как называется столица России?
Дети: Москва.
А мы живем далеко от Москвы, в городе Иркутске. Как нас можно назвать?
Дети: Иркутяне.
Воспитатель, подойдя к карте – схеме: Это карта нашего города. У Иркутска есть свой флаг и герб. Герб – это отличительный знак города. На гербе Иркутска, изображен бабр, несущий в зубах соболя. Бабр – это тигр, обитавший в иркутских лесах давным-давно, в XVI-XVII веках. Он олицетворял мудрость, могущество и великодушие, а соболь – символ богатства Сибири.
Город наш старинный. Много лет назад на месте Иркутска шумел дремучий лес, где водились звери и птицы, в реках было много рыбы.
И вот летом 1661г. казак Яков Похабов с дружиной казаков поставили на берегу Ангары острог.
Острог – это деревянная крепость, обнесенная со всех сторон высокой стеной. Избы в нем были деревянные, рубленные. По углам острога возвышались сторожевые башни, на которые поднимались его защитники. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей) Верно, чтобы наблюдать за окрестностями, сторожить: не идет ли неприятель?
А еще у русских людей был обычай: там, где заложен острог, строить церкви. В Иркутском остроге тоже срубили церковь и назвали ее Спасской.
Так, более трехсот лет назад, родился наш город. Как и полагается, новорожденный острог быстро рос. Ведь Иркутск, стоял на развилке дорог. Здесь останавливались и пешие и конные: землепроходцы и купцы, дипломаты и путешественники.
В 1686 г. Иркутск получил статус города, ему присвоили герб и выдали городскую печать. С этого времени начинается развитие нашего города, как промышленного и торгового центра. На речке Кая ставится государева мельница. На берегах Ангары плотники строят лодки, варят смолу, а на берегу Иркута каменщики вытесывают из песчаника жернова для мельниц и каменные плиты для фундамента первых кирпичных сооружений. Для строительства, как мы знаем, нужен кирпич, и под острожной стеной ставится кирпичный заводик.
Так постепенно город рос и развивался. В XVIII веке в городе появляются каменные особняки купцов Солдатовых, Трапезниковых, Сибиряковых. До этого времени все дома в Иркутске были деревянными. Главным строительным материалом были сосна и лиственница. А так как все строения были деревянные, то часто случались пожары. Самый страшный и беспощадный пожар случился 22 июня 1879 года. За несколько часов тысячи людей остались без крова, в огне погибли исторические ценности и редкие книги.
Город долго и тяжело поднимался после пожара. Жить людям было негде, они копали временные землянки. Многих приютили у себя крестьяне из соседних деревень. Срочно закупали лес для новостроек. На базаре были установлены котлы, где готовили горячую пищу для бедняков.
В помощь погорельцам иркутские купцы жертвовали деньги. Помогали Иркутску и другие города. Город восстановили, он стал больше и краше.
Так появился, жил и рос наш Иркутск. Сейчас облик вид нашего города неузнаваемо изменился. Он вырос не только в ширь, но и в высь. В Иркутске много зеленых скверов и улиц, в жилых микрорайонах выросли многоэтажные дома. На реке Ангаре построена ГЭС. Для связи отдельных частей города разделенных реками Ангарой и Иркутом, построены мосты.
Иркутск сегодня – это важный транспортный узел. В городе несколько железнодорожных станций, речной порт на Ангаре. От нашего города расходятся во всех направлениях автодороги, а иркутский аэропорт – один из крупнейших в России.
В конце занятия проводится викторина.
Дети делятся на две команды, воспитатель задает вопросы. За правильный ответ команде вручается фишка, выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Вопросы викторины:
1. Как называют жителей нашей страны?
2. Как называют жителей нашего города?
3. Назови улицу, на которой находится наш детский сад.
4. Назови остановку автобуса рядом с твоим домом.
5. Назови номер своего дома.
6. Сколько этажей в твоем доме?
7. Как зовут твоих родителей?
8. Назови ближайший крупный магазин около твоего дома.
9. Какое дерево всегда зеленое?
10. Сколько лет нашему городу?