Папки-передвижки

Конспект познавательного занятия для старшей группы «Удивительный мир рыб»

Ольга Мамонова
Конспект познавательного занятия для старшей группы «Удивительный мир рыб»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с интересными видами рыб планеты Земля.

Задачи:

• познакомить детей с некоторыми видами рыб;

• развивать познавательный интерес к природе;

• активизировать и обогащать словарь детей такими словами как «жабры», «плавник», «чешуя», «боковая линия», «икра»;

• развивать память, мышление, воображение, фантазию;

• побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ;

• воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: проведение бесед о жизни рыб, чтение художественной литературы о природе, разучивание стихотворений.

Публикация «Конспект познавательного занятия для старшей группы „Удивительный мир рыб“» размещена в разделах

Оборудование: иллюстрации рыб, мультимедийный проектор.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: (Слайд 2)

Плаваю под мостиком

И виляю хвостиком.

По земле не хожу,

Рот есть, да не говорю,

Г лаза есть -не мигаю,

Крылья есть - не летаю. (Рыба.)

Дети: Это - рыба.

Воспитатель: (Слайд 3) На Земле существует около 200 тысяч видов разных рыб. Это больше, чем лягушек, змей, ящериц, всех птиц и всех зверей, вместе взятых!

Размеры рыб самые разные - от одного сантиметра до двадцати метров. У каждой рыбы своя, особая форма тела, свой цвет и свой размер. Есть рыбы тонкие и длинные, толстые и круглые, крохотные - с муравья и огромные - больше слона. Есть рыбы травоядные, есть хищные.

Тело почти всех рыб покрыто чешуей, как кольчугой. Рыбья чешуя растет всю жизнь, по колечкам на чешуе можно посчитать, сколько рыбе лет.

Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Тела их обтекаемы, и это облегчает им плавание. Есть у рыб плавательный пузырь (ни у кого, кроме рыб, его нет, который помогает им нырять, всплывать и парить в воде. И даже «разговаривать»! И еще есть удивительный орган - боковая линия. Она позволяет рыбам видеть без глаз и слышать без ушей.

Рыба приспособлена к тому месту, в котором живет. Рыбы, которым приходится много и быстро плавать, - стройные, обтекаемой формы. Таковы сельди, тунцы, лососи, акулы, кефали. Те же, для которых важнее понадежнее спрятаться, быть незаметными, похожи на камни, водоросли, комья ила. Например, морские коньки, морские иглы, скаты, бычки.

Окраска рыб тоже самая разная. Бывают рыбы белые, черные, коричневые. Бывают вовсе бесцветные, почти прозрачные. Немало рыб и многоцветных: в полоску, крапинку, в пятнышках, зигзагах.

Птицы несут яйца, а рыбы мечут икру. Из икринок выклевываются мальки. Рыбы мечут икринки сотнями, тысячами, миллионами. Икринки созревают на водорослях, корягах, камнях. Но есть такие рыбы, которые устраивают для икры особые гнезда. Есть рыбы живородящие: акулы, скаты, бельдюга. Они вынашивают икринки внутри тела и мечут сразу живых рыбок.

У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Окружающая вода увлажняет и очищает их глаза. Рыбы обладают хорошим обонянием. Они чувствуют запах ноздрями, но не могут ими дышать.

Рыбы пользуются плавниками для поворотов, сохранения равновесия, торможения и управления движением. Двигаются они при помощи хвоста.

Рыбам, как и людям, необходим для дыхания кислород, но они получают его из воды. Когда рыба глотает воду, она проходит через жабры. Жабры забирают кислород из воды и затем выталкивают воду наружу.

Сегодня мы поговорим о самых удивительных рыбах планеты Земля.

2. Беседа об удивительных рыбах планеты Земля.

Воспитатель: Ребята, начнем мы нашу беседу с самой древней живой рыбы.

Латимерия (Слайд 4)

Самая древняя живая рыба.

Еще не так давно ученые считали, что этот вид рыб полностью вымер, пока в 1938 году в Южной Африке рыбаки не поймали одного из представителей этого вида. После этого ученые занялись изучением доисторической рыбы латимерии. Несмотря на это, существует еще множество загадок, которые не в состоянии разгадать специалисты и по наши дни.

Считается, что этот вид появился в пределах 350 млн. лет назад и населял большую часть земного шара. По мнению ученых, этот вид вымер еще 80 млн. лет назад, но одного из представителей удалось поймать в прошлом столетии в Индийском океане в живом виде.

Латимерии были хорошо известные специалистам из летописей окаменелостей. Специалисты, работая на островах Коморо, что расположены в промежутке между африканским континентом и Северной часть Мадагаскара, обнаружили, что местным рыболовам удалось поймать до 2-х сотен особей этого вида. Об этом стало известно совсем случайно, так как рыбаки не афишировали поимок этих особей, поскольку мясо латимерий не пригодно для употребления в пищу.

После того, как был открыт этот вид, за последующие десятилетия удалось узнать достаточно много информации об этих рыбах, благодаря использованию различной подводной техники. Стало известно, что это ночные существа, которые в дневное время отдыхают, прячась в своих укрытиях не большими группами, включающими до десятка или полтора особей. Эти рыбы предпочитают находиться на акваториях со скалистым, практически безжизненным дном, включающим скалистые пещеры, расположенные на глубинах до 250 метров, а может и больше. Охотятся рыбы в ночное время, удаляясь от своих укрытий на расстояние до 8-ми км, возвращаясь при этом обратно в свои пещеры после наступления дневного времени. Латимерии достаточно медлительные и лишь при внезапном приближении опасности проявляют мощь своего хвостового плавника, быстро удаляясь или уходя от захвата.

Китовая и гигантская акулы (Слайд 5)

Самые большие рыбы.

Акулы чрезвычайно разнообразны. Есть акулы-карлики, чуть-чуть длиннее карандаша. Весят они около 200 г. А есть акулы гиганты - они самые крупные среди всех рыб, живущих на Земле. Их длина доходит до 20 м, а вес - до 20 т!

Одна из таких акул - китовая, другая - гигантская, обе эти рыбы во многом загадочные и даже таинственные. Китовая акула живет в тропиках. Гигантская плавает в более умеренных широтах обоих полушарий, она не редкость и в Баренцевом море. В прошлом гигантских акул ловили даже в Бело море.

Не смотря на свои размеры, эти акулы очень мирные и спокойные рыбы. В отличие от других акул. Они никогда не нападают на крупных рыб, осьминогов, кальмаров, дельфинов.

Рот у китовых акул огромен, и в нем несколько тысяч зубов. Зубы эти мелкие, и нужны ей не для того, чтобы кусать, а для того, чтобы не упустить добычу, не дать ей уйти изо рта, когда она ловит ее своими «сетями»-жабрами. На боках головы у китовых акул пять больших жаберных щелей. Раскроет широко свою пасть и плывет, всасывая в себя все, что оказывается впереди: планктон, мелочь покрупнее: сардин, анчоусов, скумбрий, кальмаров. Закроет китовая акула рот с забором из зубов – вода пойдет через «сеть». А отцеженная еда попадает в желудок.

Другая великанша - гигантская акула - распахивает рот, как и китовая. Акула передвигается не спеша: за час одолевает всего три с половиной километра.

Арапаима (Слайд 6)

Самая крупная пресноводная рыба Нового Света.

Арапаима обитает в русле реки Амазонки и в бассейнах рек Гвианы.

Предельный размер арапаимы 4,5 м при массе около 200 кг. Обычно эти показатели вдвое ниже. Отличается она удлиненным, сжатым с боков телом, необычайно крупной рельефной чешуей, закругленным брюшком и безусым ртом.

Фотокоринус спиницепс (Слайд 7)

Самая мелкая рыба.

Точнее самец этой рыбы, который прикрепляется к телу крупной самки и питается ее соками. Некоторые из них проводят в таком состоянии практически всю жизнь. На одном из снимков, представленном профессором Тедом Питчем. Длина самки 46 мм, к ее спине прикрепился самец длиной 6,2 мм. По совместительству самцы фитокоринус спиницепс являются и самыми маленькими позвоночными животными на Земле.

Воспитатель: Ребята, а теперь предлагаю немного размяться.

Речь с движением (Слайд 8)

Наши руки - волны в море

Разгулялись на просторе. (Дети разводят руки в стороны, делают волнообразные движения.)

Наши руки - рыбок стая

Плывет, устали не зная. (Выпрямили руки вперед, сложили лодочкой, поворачивают соединенные ладони вправо-влево.)

Наши руки - крабик с домом

Ползают по дну морскому. (Растопырили пальчики право руки, левой ладонью их накрыли, шевелят пальчиками.)

Наши руки - как кораллы

Разрослись на дне морском. (Руки вверх, покачиваются всем телом. )

Воспитатель: Сейчас мы поговорим о самой опасной пресноводной рыбе. Вы не знаете ее? (Ответы детей.)

Пиранья (Слайд 9)

Самая опасная пресноводная рыба.

В Южной Америке обитает свыше тридцати видов пираний. Но они питаются в основном мелкой рыбешкой. Креветками, падалью и насекомыми. Лишь немногие пираньи нападают на теплокровных животных; среди них, например, красные и черные пираньи. Зато эти рыбы скоры на расправу. Если молодая цапля вывалится из гнезда в воду, ее окружит стайка пираний и секунды спустя в воде плавают лишь перья. Впрочем, самые агрессивные пираньи и те питаются обычно лишь падалью. На живых млекопитающих или людей они нападают редко. Как правило, это случается в засушливое время года, когда область обитания рыб резко сужается и добычи не хватает.

Абиссобротула и псевдолипарис (Слайд 10)

Самые глубоководные рыбы.

Рекорд по глубине поимки принадлежит абиссобротуле, выловленной в желобе Пуэрто-Рико на глубине 8 370 м, и псевдолипарису, пойманному в 7 800 м от поверхности. Данные о жизни этих рыб практически отсутствуют. Но, насколько можно судить по их внешности, эти небольшие вялые существа питаются донными ракообразными и, возможно, остатками других животных.

Вероятно, рыбы могут встречаться на дне и более глубоких впадин. Так, во время погружения батискафа «Триест» в Марианскую впадину на глубине около 10 000 м ученым удалось сфотографировать какое-то камбалоподобное существо, но дальнейший анализ снимков не подтвердил однозначной принадлежности этого объекта к рыбам.

Электрический угорь (Слайд 11)

Самый мощный разряд.

Электрические угри населяют неглубокие реки северо-восточной части Южной Америки и притоки среднего и нижнего течения Амазонки.

Электрические угри - крупные рыбы. Средняя длина взрослых особей 11,5 м, а наибольший из известных экземпляров достигал почти трехметровой длины.

Наиболее интересная особенность электрических угрей - огромные электрические органы, занимающие около 4/5 длины тела. У рыб метровой длины в среднем разряд не превышает 350 В.

Электрические органы используются угрем для защиты от врагов и для парализации добычи, которую составляют в основном некрупные рыбы.

Воспитатель: Но самая необыкновенная рыба, пожалуй, это та, которая может выполнить три ваших желания. Что же это за рыба, назовите мне ее. (Ответы детей. )

Золотая рыбка (Слайд 12)

Выполнит любые ваши три желания.

Золотая рыбка - это по праву самый узнаваемый вид декоративных рыб, который занимает почетное первое место в списке наиболее популярных аквариумных жителей.

Свое название золотая рыбка получила, прежде всего, за цвет чешуи: стандартный цвет тела - красновато-золотистый, зачастую с металлическим отливом. Также встречается версия, что рыбок прозвали золотыми за их высокую стоимость в те времена, когда они только попали в нашу страну. Сейчас золотых рыбок для аквариумистики разводят в промышленных масштабах на специальных рыбоводческих хозяйствах, поэтому нет никакой трудности завести практически любую разновидность золотой рыбки в своем аквариуме.

Человек содержит и разводит золотых рыбок уже несколько тысячелетий. За это время было выведено огромное количество разновидностей, отличающихся как по окрасу чешуи, так и по форме тела.

Воспитатель: Конечно, желание эта рыбка не выполнит, но порадует владельца своей красотой. Вспомните сказку, в которой фигурировала золотая рыбка. (Ответы детей.)

Ребята, для вас есть небольшие задания.

(Слайд 13) Сосчитайте, сколько в аквариуме красных рыбок? Сколько желтых рыбок? Сколько полосатых рыбок? Каких рыбок больше всего? (Ответы детей.)

(Слайд 14) Посмотрите, какие рыбки сидят в ведерках рыболовов. Какую рыбку нужно посадить в пустое ведерко? Почему? (Ответы детей.)

(Слайд 15) Обведите рыбок по пунктирным линиям, раскрасьте их.

3. Рефлексия.

Воспитатель: (Слайд 16) Ребята, вспомните о каких рыбах мы сегодня говорили?

-Кто из них запомнились вам больше всего и почему?

-Попробуйте дома, совместно с родителями, найти информацию про интересных рыб планеты Земля

Список использованной литературы

1. 100 великих рекордов живой природы. - М. : Вече, 2015. - С. 67-100.

2. Славина Т. Н. Мир рыб. В заданиях и играх. - Волгоград: Учитель.

3. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. - Волгоград: Учитель. - С. 106-107.

4. Рассказ про рыб для детей 6-7 лет: https://ped-kopilka. ru/vospitateljam/raskazy-dlja-doshkolnikov/raskazy-dlja-detei-6-7-let/raskaz-pro-ryb-dlja-detei-6-7-let.html

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект познавательного занятия для детей старшей группы с использованием интерактивной доски «В гости к коту Семёну» Конспект познавательного занятия для детей старшей группы с использованием интерактивной доски Elite Panaboard «В гости к коту Сёмену» Цель:.

Конспект познавательного занятия для старшей группы «10 рекордов среди беспозвоночных» Цель: познакомить детей с «рекордами» среди беспозвоночных. Задачи: • познакомить детей с понятием «беспозвоночные», дать представление.

Конспект познавательного занятия для старшей группы «10 рекордов среди птиц» Цель: познакомить детей с птицами-«рекордсменами». Задачи: • познакомить детей с птицами разных континентов и дать представление о «рекордсменах».

Конспект познавательного занятия для старшей группы «10 рекордов среди растений» Цель: познакомить детей с «рекордсменами» растительного мира. Задачи: • познакомить детей с растениями разных континентов и дать представление.

Конспект познавательного занятия для старшей группы «10 рекордов среди животных» Цель: познакомить детей с «рекордсменами» животного мира. Задачи: • познакомить детей с животными разных континентов и дать представление.

Конспект познавательного занятия для детей старшей группы «Новогодние традиции» Цели: формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других.

Конспект познавательного занятия для старшей группы «Знакомство с Красной книгой» Цель: познакомить детей с Красной книгой и ее представителями. Задачи: - закрепить знания детей о среде обитания животных, птиц, растений,.

Конспект познавательного занятия «Этот удивительный воздух» в средней группеКонспект познавательного занятия «Этот удивительный воздух» в средней группе Конспект познавательного занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в средней группе «Этот удивительный воздух».

Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшей группы «Удивительный космический мир»Конспект занятия по пластилинографии с детьми старшей группы «Удивительный космический мир» Программные задачи: 1. Уточнить и расширить знания детей о космосе. 2. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме,.

Конспект познавательного занятия «День Земли» для детей старшей группыКонспект познавательного занятия «День Земли» для детей старшей группы 21 марта День Земли,приурочили празднование ко дню весеннего равноденствия. Всемирный праздник День Земли не может пройти без внимания.

Автор публикации:
Конспект познавательного занятия для старшей группы «Удивительный мир рыб»
Опубликовано: 15 января 2022 в 16:30
+151Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательного занятия для старшей группы «Удивительный мир рыб»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мамонова (УИ 701386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 48.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД