Баталова Ирина Николаевна
Конспект познавательного занятия «Путешествие по морю профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по морю профессий.
Цель:
1 Познакомить детей с основными особенностями мужских и женских профессий (мужские и женские профессии имеют одинаковую ценность в обществе, выполнение мужского и женского труда требует проявление разных качеств)
2 Продолжать формировать у детей системные представления об основных компонентах трудовой деятельности (название профессий, цель, трудовые действия, орудия труда, результат)
3 Способствовать становлению интереса к труду взрослых, уважение к ним.
4 Развивать кругозор и любознательность детей.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Путешествие по морю профессий“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Материал: Аудиозаписи «Шум моря», русской народной песни «Во-ку-во-кузнице», книга А. Новоруцкого «О кузнецах и кузницах», иллюстрации с изображением кованых изделий, схематичные изображения мужчин и женщин, фишки.
Ход занятия.
Воспитатель: -Проходите, усаживайтесь. Сядем рядком, поговорим ладком. Дорогие ребята, поговорим с вами о профессиях.
-Что такое профессия?
Дети:-Это то, чем занимается человек, где трудится. Это работа.
Воспитатель: -А еще труд которому человек посвящает песни, стихи, пословицы и поговорки.
-А знаете ли вы пословицы о труде?
Ответы детей:
«Делу время, а потехе час»
«Труд человека кормит, а лень портит»
«Долог день до вечера, коли делать нечего»
«Не спеши языком, а спеши делом»
Воспитатель: -Какие замечательные слова о труде придумал народ. Давайте вместе вспомним, какие есть профессии.
Ответы детей: Врач, учитель, воспитатель, кузнец, швея.
Воспитатель:- Верно. Учитель, продавец, водитель, воспитатель, милиционер. Профессий много. О некоторых мы с вами поговорим.
Но беседа наша будет необычная. Мы сегодня отправимся на корабле в путешествие по морю профессий. Проходите на корабль, занимайте свои места (включается грамзапись «Шум моря»). Дети вместе с воспитателем плывут на корабле, слушают шум моря, воды. Подплывают к первому острову. Высаживаются на берег.
Воспитатель: -Ребята наш корабль приплыл к острову, высаживаемся на берег. (Слышится музыка «Во-ку-во-кузнице»).-Ой, ребята, слышите какая музыка играет веселая.
-Про кого это песня? (про кузнеца). Совершенно верно. А вот и наш кузнец-удалец. Веселый хозяин острова встречает нас.
Хозяин острова: -Здравствуйте, гости дорогие. Проходите, пожалуйста. (Дети здороваются).
Воспитатель: - Дети, а тут поляна, какая чудесная, рассаживайтесь. Хозяин нам что-то хочет рассказать.
Хозяин острова: -Загадывает загадки.
1 Не кует железо молот, а кует. (кузнец).
Воспитатель: -Кто такой кузнец? Что делает? Кузнец кует изделия из железа (кузнец показывает как он кует косу). Вот какой кузнец-удалец. А что еще может выковать кузнец?
2 Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет (молоток, гвоздь)
Воспитатель: -Правильно ребята отгадали твою загадку, кузнец?
Хозяин острова: -Правильно, молодцы.
3 Какая обувь в огне изготавливается, и с ног не снимается? (подкова)
Воспитатель: -Верно, кузнец?
Хозяин острова: -Верно.
4 Кланяется, кланяется, а придет домой — растянется? (топор)
Воспитатель: -Верно, кузнец?
Хозяин острова: -Правильно, молодцы.
5 Принялась она за дело, завизжала и запела. Ела-ела, дуб-дуб, поломался зуб,зуб (пила)
Воспитатель: -Верно?
Хозяин острова: -Молодцы, опять все верно отгадали.
Воспитатель:- А теперь давайте поиграем вместе с нашим кузнецом-молодцом. ( Имитация движений: топором рубят, пилой пилят, молотком стучат)
Воспитатель: -Ребята, я расскажу вам о работе кузнеца. Кузнецами издавна работали сильные и смелые мужчины. Потому что эта работа требует силы, ловкости, смелости. Поэтому эта профессия именно мужская.
Воспитатель ставит картину с изображением кузницы. Рассматривает с детьми.
-Где работает кузнец? Ответы детей (в кузнице)
Воспитатель: -Совершенно верно. В кузнице большая печь, раньше эта печь называлась горном. В горне много горячих угольков. Сбоку приделан большой мех. Помощник кузнеца раздувает мехом уголь, чтоб жарче горел.
Кузнец берет полосу железа и кладет ее в горн, железо раскаляется, краснеет, потом белеет и делается мягким. Кузнец берет железо из горна большими щипцами, кладет на наковальню и начинает ковать тяжелым молотом, что кому нужно! Подкову, гвоздь, топор, косу.
-Дети, а кто знает, во что одет кузнец? (кожаный передник до самых кончиков ног). Потому что от раскаленного железа сыпятся искры.
Воспитатель: -Ребята, а в каких сказках вы встречали кузнеца?
Ответы детей: («Волк и семеро козлят», «Золотой гвоздь», «Петушок и бобовое зернышко» и т. д)
Воспитатель: -Верно, молодцы!
Сейчас работа кузнеца немного изменилась, кузнецы куют металл уже не ручным молотом, а механическим молотом. Но все равно для работы нужно иметь много силы, внимательности, ловкости.
В наше время ручная ковка используется для изготовления заборов, скамеек, оград, различных украшений. Кузнецы работают в наше время на заводах.
Воспитатель:- Посмотрите, какие красивые изделия куют кузнецы из обыкновенного железа.
(Педагог показывает различные иллюстрации, на которых изображены кованые изделия из железа (ограды, скамейки, вазы и др, рассматривает их вместе с детьми).
Воспитатель: Благодарит за внимание и правильные ответы.
Ребята, а какие еще мужские профессии вы знаете?
Ответы детей: Плотник. Столяр, пограничник, пожарный, спасатель, сталевар, доменщик)
Воспитатель: -А почему они мужские?
Дети: Требуют смелости, силы, ловкости.
Воспитатель: - Совершенно верно, эти профессии требуют силы, ловкости, сноровки. Поэтому это мужские профессии.
(Дети прощаются с хозяином острова — кузнецом, отплывают дальше)
Воспитатель: - А теперь проходите, рассаживайтесь в нашем корабле, поплывем дальше на следующий остров (плывут под грамзапись «Шум моря»)
Вот мы и подплываем к следующему острову. (детей встречает хозяйка острова — девочка, одетая в фартук и косынку)
Воспитатель:- Посмотрите, а вот и хозяйка острова. Сейчас хозяйка острова загадает ам загадку, а вы отгадаете, кто она такая.
Загадка: На пальце одно ведерко вверх дном? (наперсток)
Дети: Наперсток.
Воспитатель: -Правильно.
Хозяйка: -Да, правильно.
Воспитатель: -А теперь я загадаю загадки.
1 Я одинокая старуха, я прыгаю по полотну и нитку длинную из уха, как паутину я тяну (иголка с ниткой)
2 Железный жучок, на хвостике червячок (Булавка).
(Хозяюшка показывает отгадку, если дети правильно отгадали, достает из шкатулки предметы)
Воспитатель: -Верно, хозяюшка, дети отгадали загадки?
Хозяюшка: -Да.
Воспитатель: - А что еще у тебя осталось? Доставай, хозяюшка. Дети рассматривают и называют предметы.
Воспитатель: -А теперь наша хозяюшка расскажет стихотворение о швее.
Стихотворение «Швея»
Я швея умелая,
Знаю свое дело:
Ткани выбрала для нас -
Хлопок, ситец и атлас.
А потом снимала мерку
Делала выкройку, примерку.
Белой ниткой ткань сметала,
На машинке все сшивала.
А на праздник у ребят
Новый был всегда наряд.
Воспитатель: -Спасибо, хозяюшка. А теперь я, ребята, расскажу вам немного о швейной машине.
Для того, чтобы шить быстрее, люди изобрели швейную машинку. Сначала швейные машинки были ручные (педагог показывает ручную детскую машинку, а потом дял удобства стали ножными, даже работают от электричества. Есть швейные машинки, которые пришивают пуговицы, обметывают одежду, шьют обувь.
Воспитатель: - А теперь, ребята, немного отдохнем, поиграем в игру.
Дидактическая игра «Что шьет швея»
(Дети по кругу передают большую шпульку ниток и перечисляют, что шьет швея)
Воспитатель: - Дети, как вы думаете, чтобы все это швея сшила, какая она должна быть? (внимательная, ловкая, аккуратная, терпеливая, добросовестная)
Воспитатель: подводит итог. Профессия швеи — это женская профессия.
Воспитатель :- А какие женские профессии вы еще знаете? (воспитатель, медсестра, библиотекарь и т. д)
Верно, хозяюшка?
Хозяюшка: -Да, верно.
Воспитатель: А теперь давайте попрощаемся с нашей хозяюшкой. Спасибо тебе за гостеприимство.
Воспитатель: -Дети, давайте сядем на корабль, нам пора возвращаться домой.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие пдошло к концу, вот мы и приплыли домой.
Игра «Мужские, женские и смешанные профессии»
Воспитатель объясняет правило игры. Ребята, вы сейчас подумайте, какие профессии вы запомнили. Если вы хотите назвать женскую профессию, возьмите красную карточку, если мужскую, то фиолетовую. Если и мужскую, и женскую, то желтую. Назовите профессию и положите к соответствующей карточке.
Воспитатель проверяет ответы, поощряет за правильные.
Итог занятия :
Воспитатель:- Ребята, вам понравилось путешествовать сегодня? Мы узнали много нового о профессиях. Профессий много, они все нужны и важны. Ребята, мы будем продолжать знакомиться с новыми профессиями, и вы будете выбирать свою будущую профессию.