Хайбулаева Мадинат
Конспект НОД по экспериментирование в старшей группе «Опасное-неопасное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ НОД
Познавательное развитие
на тему: «Экспериментирования в старшей группе «Опасное-неопасное электричество»
Цель: привить интерес к совместной исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по экспериментирование в старшей группе „Опасное-неопасное электричество“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество, опыты. Эксперименты с электричеством
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
-способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;
Развивающие:
-расширить представления детей о предметах, которые могут служить источником опасности в доме;
-сформировать правила безопасного поведения при пользовании электрическими приборами;
-развивать смекалку, зрительную память, воображение;
Воспитательные:
-воспитывать желание выполнять работу сообща.
Материалы и оборудование:
-конверты с разрезанными картинками;
-магниты по количеству детей;
-бабочки по количеству детей;
-пластмассовые палочки по количеству детей;
-кусочки шерстяной ткани по количеству детей;
-воздушные шары по количеству детей;
-магнитола;
-кусочки провода по количеству детей;
-иллюстрации электростанции
Предварительная работа:
Проведение опытов, разучивание стихотворений, наблюдение на прогулке за электрическими проводами, рассматривание иллюстраций по теме.
Ход ОД.
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся друг с другом!»
Станем рядышком, по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!»друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «ПРИВЕТ!»и «ДОБРЫЙ ДЕНЬ!»;
если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется. -ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: «Присаживайтесь на стульчики, ребята.»
Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам в гости пришла красивая девочка. : «Кто это?»
Воспитатель: «Правильно-это ЗОЛУШКА! Ребята послушайте стихотворение» :
Весь день хлопочет Золушка,
Делами занята.
Хлопочет дочь приемная
У мачехи в дому.
Приемная-бездомная,
Нужна ль она кому?
Белье стирает Золушка,
Детей качает Золушка,
И напевает Золушка:
"Ох, горе мое, горюшко!"
Воспитатель: «Что случилось, Золушка? Почему ты так горько плачешь?»
Золушка: «Злая мачеха работу непосильную мне дала и приказала за час все убрать. Я очень боюсь, что не справлюсь, не успею.»
Воспитатель: «Ребята, как жаль Золушку! Поможем нашей Золушке? Не переживай, Золушка, мы с ребятами постараемся помочь тебе.
Но для того, чтобы облегчить ее работу, мы должны отгадать загадки. Подумайте и скажите, какие приборы нужны Золушке в доме. Послушайте загадки.»
(После отгадывания появляются приборы на слайдах)
Он шумит, пугая кошку,
Ездит в доме с грохотом.
И ковровую дорожку
Чистит длинным хоботом. (ПЫЛЕСОС)
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг-
Имя у него… (УТЮГ)
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (ХОЛОДИЛЬНИК)
Приготовлю на обед:
Суп гороховый, омлет
И картошечку сварю –
Всю семью я накормлю.
Только ты включи меня,
Всё сготовлю для тебя! (ПЛИТА)
Крутит-вертит барабан
Мамина помощница.
В ней простынка, сарафан
Чисто прополощутся. (СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА)
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик.
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (ТЕЛЕВИЗОР)
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться. (ЧАЙНИК)
Воспитатель: Вспомним, как они работают. Что нужно сделать, чтобы они заработали?
Дети: «Включить в розетки».
Воспитатель: «Молодцы! Правильно. Для этих приборов нужен электрический ток, который находится в розетках, в каждом доме. А приборы эти называются электроприборами». (закрепляю с 4-5 детьми)
Воспитатель: «Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам. Без них человеку было бы трудно.
Что же это такое само невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?»
Дети: «Это электрический ток»
Воспитатель: «Ребята давайте мы с вами поиграем. Пальчиковая игра.
Воспитатель: «Вы знаете, откуда он приходит в ваш дом?»
Воспитатель: «Сейчас я расскажу об электрическом токе. Слушайте внимательно. Он рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или протянутым очень высоко над землёй, приходит в дома, машины, на заводы и помогает человеку. Току приходится совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Он приходит в дом по электрическому проводу. Сверху он одет резиновую рубашку, а под ней – пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. Потом ток приходит в розетку, а затем – в электроприборы. (ПОКАЗ СЛАЙДА)
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, Золушка жила совсем в другое время, когда не было электроприборов. Вот мы ее сейчас и познакомим. Помогите Золушке. А потом мы провеприм. (СЛАЙДЫ)»
Игра «Поможем Золушке собрать электроприборы»
(Дети выкладывают в парах электроприборы из разрезанных картинок.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Воспитатель: «Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено.»
Ребенок: «Золушка, послушай и запомни правила использования электричества.
- Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провод, ток может ударить тебя! Он так даёт сдачи за неуважительное обращение.
Воспитатель: «Недаром говорят: «Ударило током».
- Особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснёшься мокрой рукой к выключателю – ток пробежит через воду и ударит тебя!
- Опасно играть или подходить к провисшим или оборванным проводам.
Воспитатель: «Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное.
Оно живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно даже поиграть.
Хотите узнать, как оно появляется? Послушайте.
Жили-были маленькие-премаленькие заряды-попрыгунчики.
Красные заряды-попрыгунчики – ленивые,
синие – шустрые.
Красные – плюсы, синие – минусы. Магниты СЛАЙД
Заряды-плюсы притягиваются к зарядам-минусам, и между ними проходит электрический разряд, то есть появляется неопасное, незаметное электричество. (СЛАЙД – МАГНИТ)
С таким электричеством можно экспериментировать.
Хотите стать исследователями?»
1-й ОПЫТ. У мальчиков в руках магниты синего цвета, у девочек - красного. Дети по музыку бегают, когда музыка затихает "заряды-минусы" притягиваются к "зарядам-плюсам".
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, у меня для вас есть маленький сюрприз -воздушные шарики. Давайте мы возьмём шарики, которые лежат на полу, двумя руками и потрём его о волосы. Что произошло с нашими волосами и шариком?»
Дети: «Шарик держится на волосах, теле и не падает. Он прилип к нам.»
Воспитатель: «Правильно, молодцы! Мы с вами сейчас научились пользоваться неопасным электричеством.
Мы смогли поймать неопасное электричество в волосах. Для этого мы шарик потерли о волосы. Все шарики висят.
В ваших волосах живёт тихое электричество. Когда мы натирали шарики о волосы, заряды-«минус» начали быстро двигаться и притягиваться к зарядам-«плюсам», поэтому наши шарики прилипли.»
Воспитатель: «Когда ещё можно увидеть электричество в волосах? Дети. Когда мы расчёсываемся? Что происходит с волосами?
Дети: «Они растрепались в разные стороны.»
Воспитатель обобщает: «Это ещё раз доказывает, что в волосах «живёт» электричество.
ОПЫТ № 2
Воспитатель: «Перед вами на тарелочках лежат бумажные бабочки. Нам надо бабочек посадить на цветок. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите?»
Дети: «Бабочки лежат спокойно.»
Воспитатель: «Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными – электрическими, и они начнут к себе всё притягивать. Золушка, иди к детям.
Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите её.
Что происходит?»
Дети: «Бабочки прилипли к палочке.»
Воспитатель: «Почему? Палочки наэлектризовались, и бабочки прилипли к ним, притянулись. С помощью чего они наэлектризовались?»
Воспитатель: «Ребята, наша одежда тоже сшита из ткани, поэтому в нашей одежде тоже живёт электричество, и когда мы её снимаем, то можем услышать потрескивание и пощёлкивание.
Вывод: электричество живёт не только в волосах, но и одежде.»
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Молодец Золушка! Сегодня вы научились делать предметы волшебными с помощью неопасного электричества.
Мы повторили, какие бывают электроприборы и как нельзя себя вести с электрическим током.
Если соблюдать простые правила безопасности, то ток, живущий в электроприборах, будет вашим другом.»
Воспитатель: «А теперь, ребята, я предлагаю вам нарисовать предметы, где живет опасное электричество» (Дети рисуют бытовую технику)
Воспитатель: «Золушка, тебе понравились наши опыты? А когда вернешься в свое государство, обязательно расскажи об электроприборах и покажи, какие они бывают. Обязательно познакомь с правилами пользования электроприборами. Вот тебе рисунки наших детей для показа жителям твоего королевства».
Воспитатель: «А я, ребята, подарю Золушке утюг, который поможет ей быстро погладить бельё.»
Воспитатель: «Давайте, ребята, напомним Золушке о правилах использования электроприборов. Где живет опасное электричество, а где неопасное?»
(Мокрыми руками нельзя трогать провода, потому что ВОДА еще больше пропускает электричество и т. д.)
Золушка: «Спасибо вам, ребята, за подарки. Я многое узнала об электричестве и обязательно расскажу в своем королевстве. Но мне надо спешить, ведь скоро вернется мачеха. До свидания!»