Ирина Мукминова
Конспект открытой НОД в подготовительной группе «Электричество и электроприборы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой НОД в подготовительной группе на тему :
Электричество и электроприборы
Цель: Познакомить детей с электричеством и правилами безопасного обращения с ним.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с электричеством;
Публикация «Конспект открытой НОД в подготовительной группе „Электричество и электроприборы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Закреплять знания об электроприборах, о правилах безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту;
Развивающие задачи:
Развивать у детей мыслительную активность, любознательность, речевую активность;
Развивать у детей познавательно-исследовательский интерес.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
Вызывать радость открытий, полученных из опытов;
Воспитывать умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседа об электроприборах, разгадывание загадок по теме электричество, игра «Что было раньше и сейчас.
Материалы и оборудование: проектор, картинки с правилами безопасного обращения с электричеством и электроприборами, мяч, пазл «Лампочка».
Для проведения опытов: столы, кусочки шерстяной материи по количеству детей, счетные палочки пластмассовые, полоски бумаги по количеству детей, игрушка, работающая от батарейки, батарейки, влажные салфетки, шары.
Методы и приемы:
Словесный: беседа, рассказ, художественное слово, обсуждение;
Наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ способа действия;
Практический: выполнение опытно-экспериментальной деятельности.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дорогие ребята! Я рада вас всех видеть в хорошем настроении. К нам пришли гости, давайте мы вместе с вами подарим свои улыбки нашим гостям. Сегодня нас ждет необычное путешествие, в котором мы узнаем много интересного. А для начала обратите внимание, что лежит на столе? Похоже, это разрезанные части картинки. Возьмите каждый по одной части и соберите общую картинку (дети собирают). Что получилось? (электрическая лампочка) .
Воспитатель: Как вы думаете, а всегда ли люди использовали для освещения лампочки? (ответы детей) .
Предлагаю вам окунуться в прошлое, сесть в машину времени и проследить, как люди освещали свои жилища в разное время. Для этого пройдите на свои места. (Просмотр слайдов)
Воспитатель:
Когда-то давно первобытные люди умели только добывать себе пищу и воду (Слайд 2). Источником тепла и света был живой огонь (Слайд 3). Древние люди научились разжигать костёр, трением древесины и высеканием искры, который давал людям тепло и свет. По ночам они зажигали костры (Слайд 4).
Костёр обычно горел в центре пещеры и не мог осветить все её уголки (Слайд 5). Тогда люди стали с помощью палки подносить огонь в разные места пещеры. (Слайд 6). Как вы думаете, как назвали эту палку? (факел) (Слайд 6).
- Время шло, и люди всё более совершенствовали свои жилища. И теперь освещать избу с помощью костра или факела было невозможно. Когда наступал вечер, люди брали полено и расщепляли его на щепки и так получали лучину (Слайд 7).
Лучину ставили на специальную подставку светец. Таким образом, освещали свои дома. Благодаря светцам лучины можно было переносить в любое место Под светцем ставили ведро с водой, ведь дома были деревянные и если с лучины упадёт искра, то мог произойти пожар.
Первые свечи появились около 2тысяч лет назад. Делали их просто: наливали в чашу масло, помещали в него один конец фитиля, а свободный край поджигали. (Слайд 8).
Время шло и люди научились делать твердые свечи (Слайд 9).. Этими свечами мы пользуемся и по сей день (Слайд 10).
- На смену свечке пришла керосиновая лампа. (Слайд 11).
Керосиновая - так как заливалось керосином. Эти лампы были разными: подвесную лампу использовали для освещения обеденного стола или просто как люстру. Возле настольной керосиновой лампы можно было шить, вязать и вышивать. (Слайд 12)., но керосиновые лампы не сильно освещали дома, и надо было постоянно покупать керосин, и доливать в лампу. Люди долго думали, как улучшить освещение своих домов, и наконец, придумали электрическую лампу (Слайд 13).
Изобрёл электрическую лампочку накаливания русский изобретатель — Александр Николаевич Лодыгин (Слайд 14).
Теперь наши дома, д/с, улицы, школы, больницы освещает электрическая лампочка. Самая удобная и надёжная. (Слайд 15). Для того, чтобы электрическая лампа загорелась, нужно электричество. Как же оно создается?
Электричество вырабатывается на больших электростанциях (Слайд 16).
Электрический ток бежит по толстым проводам, а потом по обычным проводам (Слайд 17,18,19)., спрятанным глубоко в земле или очень высоко над землей, приходит в дома. В домах провода помещают в специальные коробочки-кабель-каналы. (Слайд 20). Сам провод одет в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких и мелких проводов. (Слайд 21). Так через провод ток попадает в розетки, затем уже в электроприборы.
Подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете в школу. А сейчас давайте отдохнем и поиграем.
Для чего люди ещё используют электричество, кроме освещения помещения? ( предполагаемый ответ детей: для пользования электроприборами). Я предлагаю поиграть в игру с мячом “Для чего это нужно?”Давайте вспомним, какие действия совершают разными электроприборами.
Игра «Для чего это нужно»
Утюгом – гладят бельё.
Миксером – взбивают крем.
Феном – сушат волосы.
Лампой настольной – освещают книгу.
Пылесосом – пылесосят ковры.
Вентилятором – охлаждают воздух.
В холодильнике – хранят продукты.
В микроволновке – разогревают еду.
В чайнике – кипятят воду.
На электроплите – готовят еду.
По телефону – звонят.
На компьютере – слушают музыку.
Видите, как много электроприборов нас окружает вокруг. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них человеку было бы трудно. Они наши лучшие помощники, если мы будем правильно ими пользоваться. При неправильном обращении наши помощники и друзья могут принести нам вред и неприятности. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Давайте будем соблюдать правила безопасного обращения с электроприборами, которые помогут избежать беды.
1. НЕЛЬЗЯ засовывать в розетку посторонние предметы, особенно металлические!
2. НЕЛЬЗЯ прикасаться к включенным электроприборам мокрыми руками!
3. НЕЛЬЗЯ оставлять включенные электроприборы без присмотра! Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, электрообогреватель, утюг, плита и т. п.
4. НЕЛЬЗЯ перегружать работой электроприборы! Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.
5. НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными розетками и электроприборами!
6. НЕЛЬЗЯ включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие!
Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.
Вы запомнили, что электричество может быть очень опасным? (Ответы детей). Чего нельзя делать с электричеством? (ответы детей) Давайте повторим.
Воспитатель: Электричество бывает опасное и безопасное. Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество». – Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я предлагаю вам стать волшебниками и научиться ловить электричество.
Закрыть глаза. 1, 2, 3, 4, 5 хотим волшебниками стать.
Открываем глаза, попробуем сделать предметы волшебными.
Перед педагогом коробка с шариками из пенопласта, накрытая прозрачным пластиком).
– Что лежит под стеклом? (разноцветные шарики из пенопласта). Я попробую заставить их двигаться. У меня есть варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим.
(Педагог натирает пластик шерстяным лоскутком).
Накрываем коробку с шарики.
Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали).
Почему они зашевелились?
Как стекло стало волшебным?
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
– Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством. Попробуем поиграть вместе?
1. Фольга на шарике. Взять воздушный шарик, на столе лежат кусочки фольги. Шарик медленно опустить. Что мы видим? (ничего не произошло).
Теперь попробуем шарик потереть об волосы и медленно опустить на тарелочку. Что сейчас произошло (фольга притягивается к шарику потому что на нём появилось электричество из волос)
Вывод: Электричество живет в волосах.
2. Бумажные бабочки. Предложить детям взять счетные палочки и потрогать бумажных бабочек, которые лежат на столе (ничего не происходит). Затем предложить палочки потереть о шерстяные вещи, бабочки стали притягиваться. Почему?
Вывод: Электричество живет в одежде.
3. Свечи. Взять две одинаковых свечки на батарейках. Посмотреть, что одна светит, вторая нет. почему не светит вторая свеча? (т. к. нет батарейки) .
Вывод: Электричество живет в батарейке.
4. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену.
(Дети пытаются повесить их на стену.)
– Почему этот шарик висит, а другие падают? (предположения детей).
Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о стену и приложить к стене той стороной, которой натирали. Пробуйте. Вот и ваши шарики стали волшебными. Это произошло из-за того, что в стене живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о стену. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Физкультминутка
А сейчас немножко отдохнем.
Быстро встаньте, улыбнитесь!
Выше, выше потянитесь!
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите!
Влево, вправо повернитесь,
Рук коленками коснитесь!
Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте!
И на месте пробегитесь!
Все, достаточно садитесь!
Итак, мы узнали, что электричество может быть опасным и безопасным: предметы могут электризоваться и быть проводниками электричества. Ребята, подумайте и скажите, какую пользу человеку несет электричество? А есть ли вред? (ответы детей)
Существуют правила безопасного пользования электричеством и электрическими приборами.
Правила безопасного обращения при работе с электроприборами
Воспитатель читает стихотворение:
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК
Вижу розетку внизу на стене
И интересно становится мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит?
Зверя зовут электрический ток.
Очень опасно играть с ним, дружок!
Руки подальше от тока держи.
Пальцы в розетку совать не спеши!
Если попробуешь с током шутить,
Он разозлится и может убить.
Ток – для электроприборов, пойми,
Лучше его никогда не дразни!
Подведение итогов познавательного путешествия.
Вот и закончилось наше путешествие-знакомство с электричеством и электроприборами. Крепко за руки беремся: 1,2,3,4,5 в детском саду мы очутились опять. Что понравилось и запомнилось вам особенно в нашем путешествии? (ответы детей). Желаю вам помнить о важности электроприборов в нашей жизни и не забывать о коварстве электричества. Помните правила безопасности по использованию электроприборов.