Ольга Марьясова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Школа магии и волшебства: Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Задачи:
1. Образовательные:
• Познакомить с понятием "Воздух", его свойствами
• Дать понять, что при выдохе, образуется поток воздуха.
• Учить исследовать и воспринимать природу с помощью всех органов чувств.
2. Развивающие:
• Развивать коммуникативные умения дошкольников
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников „Школа магии и волшебства: Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
• Развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям
• Развивать познавательный интерес.
3. Воспитательные:
• Воспитывать интерес к природным явлениям, экспериментальной деятельности.
Оборудование: целлофановые пакеты, трубочки для коктейля, свистульки и дудочки на каждого ребенка, миски с мыльным раствором, аудиозапись, коробка с игрушками «диких животные».
Используемая литература: Н. В. Нищева «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры» - Санкт-Петербург 2013 г.
Ход занятия:
Деятельность воспитателя Деятельность дошкольников
- Ребята, сегодня я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Научно-исследовательская лаборатория». Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно- это помещение, где проводят разные опыты и исследования, и изучаем природу и делаем удивительные открытия.
В лаборатории на столах находится оборудование, которое необходимо для проведения опытов и исследований.
Можно я как старшая по возрасту возьму на себя роль заведующей лабораторией?
(одевает халат, шапочку, очки). А вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил.
Ребята может вы мне подскажите эти правила?
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал- убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Что мы сегодня будем исследовать вы узнаете отгадав загадку:
Он нам нужен чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас. (Воздух)
Что это?
Правильно ребята, воздух. Сегодня я как руководитель научно-исследовательской лаборатории, предлагаю, чтобы сотрудники лаборатории изучили свойства воздуха и сделали вывод, нужен ли воздух людям, животным. И если нужен, то какой.
Уважаемые сотрудники предлагаю пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.
А как вы думаете, для чего нужен воздух?
Чем мы дышим?
Как вы думаете, можно ли жить без воздуха?
А может можно жить без воздуха? Может быть можно жить и не дышать?
Давайте попробуем не дышать.
Ребята, а оказывается воздух можно поймать. Как сделать это? При помощи наших волшебных ловушек. Попробуем? (воспитатель показывает).
А вы знаете, ребята, что еще воздух можно
потрогать? ( воспитатель показывает: дует на ладошку через нос, рот, трубочку)
Ребята, а вы знаете, что воздух может петь?
Давайте еще раз подуем на ладошку, сначала - спокойно, а затем сильнее.
Когда дуем сильно, что нам это напоминает?
Да, как будто дует ветер.
А вы слышали, как ветер иногда "поет"?
Говорят, что он "завывает".
Но воздух может петь не только, как ветер, но и совсем по-другому.
Давайте возьмем дудочки, свистульки и попробуем подуть в них воздух.
Вот мы и услышали, как поет воздух.
Ребята, мы говорили, что воздух нужен, чтобы дышать, чтобы жить. А каким воздухом полезнее дышать?
Да, чистым. А где самый чистый, самый полезный воздух и почему?
Он в лесу густой, душистый,
Как целительный настой.
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Ребята, а сейчас мы с вами немного отдохнем, подышим воздухом и поиграем.
Физминутка. (Релаксация)
Воспитатель включает аудиозапись
Игра с «Воздушный шариком и соломинкой».
Посмотрите ребята, что же это у меня в руках (рассматривают два надутых воздушных шара Красный и синий).
- Кто знает какого они цвета?
- А как называются эти шарики?
- А вы знаете, почему они так называются?
-Давайте ребята немного поиграем с воздушными шарами. Дети играют со слабо надутым воздушным шаром и сильно надутым воздушным шаром, и выясняют, с каким из них удобнее было играть и почему?
Давайте обсудим причину различия,один шар упругий, потому что сильно надут, а второй-мягкий, потому что надут слабо.
А что же ребята нужно сделать со вторым шаром, чтобы с ним тоже можно было хорошо играть
- А откуда воздух появился в шариках?
- Значит в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим. Дети надувают воздушные шары.
Ребята, а вы знаете, где находится воздух?
Воздух находится вокруг нас. Вы хотите его увидеть?
Я предлагаю вам взять трубочки и баночки с водой. Подуйте через трубочку в воду.
Ребята, что мы видим?
Как вы думаете, что внутри пузырьков?
Да, правильно, там воздух.
Но оказывается в воздух ещё можно и поиграть, а помогут нам в этом мыльные пузыри.
Воспитатель включает аудиозапись
Игры с мыльными пузырями.
-Ребята вам понравились опыты про воздух? А кому, какой опыт понравился больше всего?
Подведение итога занятия
- На этом наши исследования на сегоднишний день заканчиваются.
Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали, что интересного мы с вами узнали про воздух.
Да, сегодня мы с вами смогли поймать воздух, потрогать, услышать и увидеть его.
И поняли, что без воздуха люди жить не могут.
Дети под музыку входят в группу.
Предполагаемые ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Опыт 1:
Дети зажимают поочередно нос и рот, пытаясь подышать; делают вывод: жить без воздуха нельзя.
Ответы детей
Опыт 2
Дети "ловят" воздух полиэтиленовыми пакетами.
Опыт 3
Дети дуют на ладошки через рот, через нос, через трубочку.
Вывод - все мы чувствуем воздух на ладошке.
Дети дуют на ладонь.
Ответы детей.
Ответы детей.
Опыт 4
Дети дуют в дудочки и свистульки. Вывод- они звучат, "играют"
Ответы детей
Ответы детей
Дети садятся на коврик. Закрывают глаза, представляют, что находятся в лесу, расслабляются, делают
несколько спокойных вдохов через нос и выдохов через рот. Открывают глаза.
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей (Потому что внутри шарика есть воздух)
Ответы детей:
Дети делают вывод: что удобнее было играть с тем, который больше надут, так как он легко отбивается, летает, плавно опускается и др.
Ответы детей (побольше надуть).
Ответы детей:
Он там появился, когда шарик надували.
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Ответы дететей
Дети возвращаются в мини-лабораторию.
Ответы детей
Ответы детей