Юлия Погор
Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст характеризуется интенсивностью развития творческих возможностей. Яркость чувств и воображения ребёнка, непосредственность восприятия окружающего мира, активное познание мира — всё это создаёт предпосылки для формирования творческой деятельности детей-дошкольников.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста предполагает новое решение, новое видение, новый подход, то есть готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия, мышления.
Творческие способности рассматриваются как комплекс многих качеств личности. Вопрос о компонентах творческого потенциала человека остаётся открытым, хотя в настоящий момент существует немало исследований, касающихся этой проблемы.
Психологи (Б. П. Никитин, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев и другие) называют различные сроки начала развития способностей — от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с раннего возраста. Таким образом, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, а также сензитивным периодом для развития творческого воображения.
Процесс развития у дошкольников творческих способностей, а вместе с тем и активности в ходе приобщения к продуктивной деятельности обеспечивает у них формирование таких важных качеств, как воображение, любознательность, интерес, целеустремлённость. Начиная с 5 лет дети начинают активно интересоваться продуктивным творчеством, изучают и осваивают разнообразные методы и приёмы художественно-творческой деятельности.
Обратимся к толкованию понятия «творческая активность». Многие исследователи по-разному определяют значение данного качества человека. Г. С. Арефьева, например, понимает под «творческой активностью» самую высокую степень человеческой самостоятельности.
Согласно исследованиям В. Ф. Овчинникова, «творческую деятельность необходимо рассматривать с позиции специфического проявления субъектности, которое свидетельствует об уникальности, индивидуальности и возможности решать нестандартные вопросы».
Результаты исследований А. И. Крупнова позволили прийти к выводу, что «активность — это своего рода мера деятельности или степень осуществления того или иного процесса деятельности, с одной стороны, и комплекс действий человека, которые проявляются через его инициативу, обусловленный его специфическими признаками».
Д. Б. Эльконин отмечает следующее: «если принять во внимание, что в раннем возрасте предметное восприятие ребёнка является ещё недостаточно расчленённым и что цвет, форма, величина и другие свойства не существуют для ребёнка изолированно от обладающих ими предметов, то становится ясным особое значение этих видов деятельности для развития восприятия и мышления ребёнка».
В связи с этим стоит утверждать, что эффективность и качественный положительный результат развития творческой активности старших дошкольников напрямую является следствием грамотно подобранных педагогических методов работы с детьми.
В развитии, формировании и становлении активной, а самое главное творческой личности особую роль играют вопросы, раскрывающие источники активности субъекта, особенностей их проявления в самых разнообразных жизненных ситуациях и видах деятельности. Изучению этих вопросов посвящается большое количество научных работ, а особое внимание заслуживают исследования таких педагогов, как П. П. Болонского, Е. Т. Руднева, С. Т. Шацкого и других.
Исходя из многочисленных исследований С. Т. Шацкого, следует, что дети дошкольного возраста больше чувствуют потребность в проявлении своих духовных переживаний и в непосредственном выражении своих чувств, впечатлений и настроения.
Как утверждает учёный, основной задачей воспитателя является организация и обеспечение таких условий, которые бы соответствовали раскрытию творческого потенциала.
Не менее важными исследованиями являются работы Л. С. Выготского, Н. Н. Волкова, Ц. И. Киреенко, П. М. Якобсона и других, в которых представлен анализ психологической составляющей творческой и продуктивной деятельности дошкольника, характер её развития и совершенствования через знакомство и активное взаимодействие детей с искусством.
Творческая активность формируется в процессе осуществления той или иной творческой деятельности, поэтому одним из основных условий её развития у детей дошкольного возраста является их приобщение к продуктивной работе, итоговым результатом которой является творческий продукт, выполненный ребёнком самостоятельно. Такой результат творческой деятельности, по мнению Л. С. Выготского, является одним из мотивационных средств для вступления ребёнка на «творческий путь».
Таким образом, специфичность творческого развития заключается в том, что оно формирует у подрастающего поколения понимание красоты, изящества мировосприятия духовной потребности и интересов, эмоционального отношения к искусству и продуктивной работе, развивает творческую активность и способность.
Многие исследователи едины во мнении, что художественно-изобразительное развитие может быть успешным только при условии выхода из врождённых задатков ребёнка, развивая их и создавая атмосферу успешного формирования личности.