Оксана Ковенко
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Свойства магнита»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжение темы:
«Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
Поговорим оМАГНИТЕ
II Практическая часть.
Прежде, чем приступить к исследованиям, вспомним правила поведения в лаборатории:
- Не шуметь – этим мы мешаем другим.
- Слушать воспитателя.
- Внимательно следить за результатом опыта.
-Закончив наблюдение, сделать вывод. Все правила помните, приступим.
Содержание организованной экспериментальной деятельности детей.
Организационный момент.
Воспитатель:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста „Свойства магнита“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.
1,2,3, волшебство скорей приди.
Воспитатель: Посмотрите, у нас на столе появилась волшебная шкатулка. А в ней что-то лежит. Посмотрим? А кто знает, что это такое? (камушки). Среди этих камней есть волшебные камни, определите их; угадайте, как они называются? Ответы детей: Магниты.
Воспитатель: Правильно, это магнит. Вот перед вами обычный магнит, много секретов в себе он хранит.
Как можно узнать, какие секреты хранит магнит?
Ответы детей: С помощью волшебства, опытов.
Чем мы будем сегодня с вами заниматься? (проводить опыты)
Воспитатель: предлагаю провести научную работу, с помощью волшебства превратимся в волшебников и будем экспериментировать, делать опыты с магнитом.
Воспитатель: Закройте глазки: 1,2,3. Волшебство скорей приди. Всех в ученых преврати.
Воспитатель: Вы стали волшебниками и вокруг нас все волшебное: и воздух, и небо за окном, и даже группа превратилась в волшебную лабораторию.
Уважаемые волшебники, может вы знаете почему этот камень назвали — магнит? Нет? Расскажу одну старинную легенду. Присядьте на коврик, чтобы вам было удобнее слушать.
Основная часть.
В давние времена поговаривали, что далеко-далеко на краю света есть огромная гора. Однажды мимо этой горы брел старик по имени Магнис. Он заметил, черные камни, которые лежали под ногами. Магнис понял, что эти странные черные камни хранят в себе волшебство. С тех пор этот необычный камень стали называть по имени старика «камнем Магниса» или просто магнитом. Так и появилось название «магнит».
- Какие загадки хранит в себе магнит, интересно узнать?
Воспитатель: Ребята, так как мы настоящие волшебники, чем сейчас займемся? Ответы детей: будем исследовать свойства магнита.
Воспитатель: Проходите в нашу волшебную лабораторию, поэкспериментируем: "Важное дело - эксперимент! В нём интересен нам каждый момент". Волшебство начинается.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов.
Задание:
- в белый поднос положите все предметы, которые магнит притягивает;
- в желтый поднос положите предметы, которые не реагирует на магнит.
Самостоятельная работа.
Опыт №1:
Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
Ответы детей: провели магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему, значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки) и т. д.
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик)
Вывод: магнит — притягивает железные предметы.
Опыт №2: А теперь закроем железные предметы листом бумаги и поднесем к нему магнит. Что произошло?
Ответы детей: Железные предметы магнитились через бумагу.
Вывод: магнит действует через бумагу.
Опыт №3: Воспитатель: Сейчас железные предметы накроем кусочком ткани и поднесем магнит. Что произошло?
Ответы детей: Магнит действует через ткань, железные предметы магнитились через ткань.
Вывод: магнит действует через ткань.
Опыт №4: Если магнитом провести под подносом. Что происходит?
Ответы детей: Предметы двигаются.
Вывод: магнит действует через тонкий пластмассовый поднос.
Опыт №5
Следующий фокус состоит в том, чтобы привести в движения «зверят».
В картонную коробку нужно поставить силуэт зверушки (картинка, на отогнутую часть положите магнитик. Вторым магнитом делаем разнообразные движения под коробкой. Какой мы можем сделать вывод?
Ответы детей: Магнит действует через картон.
Физкультурная минутка.
Устали? Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть, начинаем по порядку нашу бодрую зарядку.
Под веселую музыку разминка-зарядка.
Воспитатель: Продолжим, наши волшебные опыты?
Опыт №6:
Будем совершать следующее волшебство. Называется «магнитный фокус - рыбалка». Нужно достать рыбок из воды, не замочив рук и магнита.
Опыт№7:
В стакан с водой кладут 2 рыбок из цветной клеенки с глазиком - кнопкой, загнутой с обратной стороны. Магнитом ведут по стенке банки, который поднимает рыбку.
Воспитатель: Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать рыбки из воды, не замочив рук? (Ответы детей)
Вывод: магнит может действовать на предметы через стекло.
Волшебники, кто из вас перечислит все секреты, которые хранит в себе магнит?
Вывод: магнит притягивает железные предметы, действует сквозь бумагу, ткань, пластмасс, картон, стекло.
Воспитатель: Ребята, крепите магнит на тело человека, магнитится магнит? (на столе, на цветах) Пройдите по лаборатории, поэкспериментируйте.
Вывод: магнит притягивает только железные предметы. Магнит действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос.
Воспитатель: Молодцы, узнаем, кто из вас самый внимательный в нашей волшебной лаборатории. Есть то, о чем мы еще сегодня не разговаривали.
(Портрет Ломоносова)
Воспитатель: Ребята, перед вами портрет великого русского гения М. В. Ломоносова, он несколько веков назад исследовал свойства магнита. Благодаря экспериментам Ломоносова люди широко используют магнит. Ребята, где в группе вы сможете встретиться с магнитом и увидеть его волшебные свойства? (магнитные буквы, держатели, магнитная игра.)
А дома встречали магнит? Кто украшает свой холодильник картинками? С помощью чего держатся они на холодильнике?
Воспитатель: Теперь свойства магнита широко используют в жизни человека: магниты используют для поднятия очень большого количества железа; используют в производстве тепловозов, скоростных поездов, самолетов, электропил, дрелей, для приборов в машинах и самолетах.
- Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. Даже считают, что они обладают лечебными свойствами, успокаивают и придают силы. А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей. Вот как широко использует человек магнит в повседневной жизни.
3. Заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были настоящими учеными и открыли много нового и интересного о магните. Пришло время возвращаться в детский сад: 1,2,3, волшебство скорей приди, ученых в детей преврати.
Воспитатель: Посмотрим презентацию о магните и вспомним, что нового узнали? Дети дают ответы, рассматривая презентацию.
1 слайд: Как звали старичка, который брел возле горы? (Магнис)
Почему волшебные камни назвали - магнит? (В честь старика Магниса)
2 слайд: Это большие магниты. Их используют для поднятия очень большого количества железа.
3 слайд: В производстве каких инструментов используют магнит?
Магниты используют в производстве тепловозов, скоростных поездов, самолетов, электропил, дрелей, для приборов в машинах и самолетах.
4 слайд: Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы. Даже считают, что они обладают лечебными свойствами, успокаивают и придают силы.
5 слайд: А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей. Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми заданиями.
Понравилось проводить эксперименты?
Какие задания были интересными, и понравились больше?
Что вызвало трудности?
Рефлексия.
Воспитатель: В корзине лежат смайлики, но они разные. Посмотрим, чем они отличаются? (настроением: радость, грусть)
Если вам было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если трудно – грустного.
Спасибо, за отличную работу на занятии.