Скроботова Ирина
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе «Дифференциация звуков [Л] — [Л’]»
▼ Скачать
Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе
Тема занятия : Дифференциация звуков [л] - [л’]
Тема занятия :
Дифференциация звуков [л] - [л’].
Цель:
Ознакомление со звуками [л] - [л’].
Задачи:
Публикация «Конспект подгруппового занятия по логопедии в 1 классе „Дифференциация звуков [Л] — [Л’]“» размещена в разделах
- Буквы М, Л и звуки [М], [Л]. Конспекты уроков
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Учить вырабатывать определённые положения органов артикуляционного аппарата. Учиться воспроизводить слоговые ряды, подбирать слова на заданный звук, опознавать заданный звук в слогах, словах, предложениях.
Ход занятия:
Организационный момент
Погладим глазки? (поглаживаем веки глаз)
Да!
Погладим ушки?
Да! (погладили, пощипали ушки)
А наши ручки готовы к работе?
Да! (растираем ладошки, чтоб стали горячими)
1. СЕГОДНЯ МЫ ПОГОВОРИМ О ЗВУКАХ, которые при произнесении слов, (запись на доске) будут звучать громче остальных:
Ложка, пила, лыжи, лес
Люди, видите слона?
Хобот есть. Нога видна. (Демонстрация буквы)
Назовем первый звук в слове «ложка», [л]
В слове «ложка» слышим звук [л], а в слове «лес» — звук [л’].
[л] и [л’] — эти звуки одинаковые или разные? (Разные.)
Это звуки разные, звук [л] — звучит твердо, а звук [л’], — мягко.
2. АРТИКУЛЕМА ЗВУКА
Закройте глаза и произнесите звук [л’], [л]. Послушайте свой язычок. Поднесите ладошку к губам. Открываем глаза. Смотрим в зеркало (индивидуальные зеркала на каждой парте). Где живет звук [л] и [л’]?
Итак, кончик языка поднят «чашечкой». Края язычка плотно прилегают к коренным зубкам. Рот приоткрыт. Воздух выдыхается тонкой струйкой; на ладошку, ощущается теплый ветерок.
Какую букву надо записать в слове «ложка» после твердого [л]?
Какую букву надо записать в слове «лес» после мягкого [л’]?
После мягкого звука [л’] запишем гласную второго ряда букву «е».
3. ХЛОПНИТЕ, КОГДА УСЛЫШИТЕ ЗВУК [Л]
Топните, когда услышите [л’] в стихотворении:
Будто солнцу улыбаясь.
На соломке молодой
Дремлет, медленно качаясь,
Ржиколосик золотой.
Какие слова со звуком [л] вы услышали, назовите?
Какие слова со звуком [л’] вы услышали, назовите?
4. ДОПИШИ БУКВЫ, у которых не хватает элементов (самостоятельная работа с карточками)
5. ЗАПИСЫВАЕМ ПОД ДИКТОВКУ
Ала,оло, аля, оля, оле, ыля, ыле.
И звук [л] и звук [л’] обозначается на письме буквой «Л».
Гласные какого ряда пишутся после мягкого [л’]?
После мягкого [л’] всегда пишутся гласные буквы второго ряда: «я», «ё», «ю», «е», «и».
6. ФИЗМИНУТКА (РЕЧЬ С ДВИЖЕНИЕМ)
Буквой Л расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки,
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу!
7. ЗАПИШЕМ В ТЕТРАДЬ ТОЛЬКО ТЕ СЛОГИ, В КОТОРЫХ ЗВУК [Л’] МЯГКИЙ
Док, люк, лук, лоб, лён, лон, плу, для, кля, клее, пло, плу, пли, плё, шло, ела, сля, еле, млу, ели, слё, тля, длё, длы, дле, длю, дло.
8. ПРОИЗНОСИМ СЛОГОВЫЕ ЦЕПОЧКИ, ДРУГ ЗА ДРУГОМ
ла -ло-лы-лу
ло-лу-ла-лы
лу-ла-лы-ло
лы-лу-лу-ла
лы-ла-ло-лэ
9. НАЗОВИ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТСЯ НА СЛОГ
ла (лампа, лавка, лак, лапа);
ло (лошадь,локоть, ложка,лом, лодка);
10. ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СЛОВЕ «БУЛАВКА»
Назовите гласные, которые вы записали.
Сколько гласных? (Три.)
Сколько слогов? (Три.)
Сколько раз будем хлопать? (Три.)
Произнесите слово по слогам и прохлопайте. (Бу-лав-ка.)
А теперь запишем гласные из слов: платок, клумба, колючка, тюльпаны, лютики.
11. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО СО ЗВУКАМИ [Л] И [Л’]
Тихо – тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе. (лопатой).
Поэт нашел в себе слова
И написал их строчкой,
И вырос (лес)
Шумит листва.
И гриб сидит под кочкой.
Ведь это чудо из чудес-
Когда из слов вдруг вырос…. (лес)
В зоопарке разные звери: рыжая (лиса, сильный (лев, красивый (лось, белокрылый (лебедь). Я положила в стакан кислый (лимон). Мы любим ходить в (лес).
12. ИГРА «ДОМИК ДИНА И ДОНА» - ДВЕ КОМАНДЫ
Разложить картинки со звуками [л] и [л’]. Команды проверят задания друг друга.
13. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ЗАНЯТИЯ. (САМООЦЕНКА)
Если вы считаете, что хорошо работали в тетрадях и отвечали, то возьмите
желтые камешки, а если нет, то синие. Проверьте задания друг друга, правильно ли вы оценили себя?
- Чему мы учились сегодня?