Ксения Ивановна Смирнова
Конспект подгрупповой ОД по формированию фонетико-фонематических процессов Дифференциация звуков [С] — [Ш] в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш] (старшая группа).
Цели:
1. Учить различать звуки [с] - [ш] на слух и в произношении.
2. Закреплять умение различать звуки [с] - [ш] в слогах, словах, фразах.
3. Учить определять позицию звука в слове.
4. Закрепить навыки словообразования существительных.
Оборудование:
1. Картинки змеи и насоса.
2. Мячик.
3. Рабочие тетради
Лексический материал:
Публикация «Конспект подгрупповой ОД по формированию фонетико-фонематических процессов Дифференциация звуков [С] — [Ш] в старшей группе» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
1. Слова, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш]; слоги, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш].
2. Слова – паронимы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Я сегодня к нам пришли два гостя (на доске картинки змеи и насоса). Как шипит змея? (шшшш, какой звук слышится, когда воздух выходит из насоса? (ссссс).
А сейчас отгадайте загадки и скажите, какой первый звук у отгадки.
Отгадывание загадок.
Когда апрель берет свое
И ручейки бегут, звенят
Я прыгаю через нее,
А она через меня
- Скакалка.
- Правильно, это скакалка. Назовите первый звук в отгадке.
- Звук [с].
Сижу верхом
Не ведая на ком.
- Шапка.
- Правильно, шапка. Назовите первый звук в слове - отгадке.
- Звук [ш].
У него большие уши,
Длинный хобот носит он.
Хоть силен, но добродушен,
Потому что это ….
- Слон.
Правильно, слон. А какой первый звук в этом слове.
- Звук [с].
Твой хвостик я в руке держу,
Ты полетишь – я побегу.
- Шарик, шар.
- Правильно, шар. А какой первый звук вы слышите в этом слове.
- Звук [ш].
- Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки.
2. Основная часть
- Какие звуки вы выделяли в своих словах отгадках?
- Звук [с] и звук [ш].
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] - [ш] на слух и учиться правильно их произносить.
3. Актуализация имеющихся знаний у детей (акустико-артикуляционный образ звуков).
- Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?
- Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.
- А при произнесении звука [ш]?
- Губы вытягиваются вперед в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» а небу.
- Что мы можем сказать про эти звуки?
- Они согласные, глухие, твердые.
- Правильно, звуки [с] - [ш] – согласные, так как их нельзя пропеть, воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Когда мы произносим звуки [с] и [ш] наш голосок не включается, горлышко отдыхает.
4. Дидактическая игра «Поймай звук».
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить вам слоги, а вы, когда услышите звук [с] один раз хлопните в ладоши, а когда услышите звук [ш] – два раза хлопните в ладоши.
ША, СА, СО, ШО, АШ, АС.
- А теперь давайте также поиграем, только со словами.
ВИШНЯ, ЛЯГУШКА, САЛЮТ, ОСА, ОВЕС, ШУБА.
5. Дидактическая игра «Скажи наоборот».
- Ребята, я буду называть слоги, а вы будете мне их называть наоборот. Я подарю вам слог со звуком [с], а тот кто получит мяч, должен вернуть мне его со звуком [ш].
СА – ША СО – ШО АС – АШ ОС – ОШ
СА–СА–ША – ША–ША–СА
ША-ША-СА – СА-СА-ША
6. Пальчиковая гимнастика.
- Вы наверное устали. Давайте с вами поиграем. Игра называется «Две сороконожки».
Две сороконожки
Бежали по дорожке
Бежали, бежали
Друг друга повстречали
Так друг друга обнимали,
Что мы еле их разняли.
7. Дидактическое упражнение «Отгадай слово».
- Ребята, вчера вечером, к нам в кабинет забрался «звукоешка» и съел первый звук в словах. Давайте все исправим. В начало слова нужно вставить либо звук [с], либо звук [ш].
…амолет …ляпа
…анки …апог
…уба …апка
…обака …алаш
…ина …амокат
8. Отработка графомоторных навыков.
Рабочие тетради.
9. Итог занятия.
Какие звуки мы сегодня учились сравнивать? ….Чем они похожи? (Оба согласные, твердые). Чем они отличаются? (При произнесении звука Ш кончик языка поднят вверх, воздушная струя слабая и теплая. При произнесении звук С кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя сильная, холодная).