Получи документы

Игра как развивающая форма ролевого поведения ребенка

Дарья Лебедева
Игра как развивающая форма ролевого поведения ребенка

Игра как развивающая форма ролевого поведения ребенка.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития в детстве она приобретает особое значение.

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания.

В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. То, что ребенку впервые удалось сделать, будь то открытие двери, поворачивание ручки, какая-то удача, приобретает значимость, привлекательность. В силу этого действие переходит в игровой план: ребенок начинает раз за разом открывать и закрывать дверь, снова и снова повертывать ручку не потому, что сейчас практически нужно открыть дверь, а потому, что это действие бессознательно радует его, как выражение его достижений, его успехов, его развития. Действия уже привычные, повседневные утрачивают интерес и перестают быть темой игры. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.

Игра – форма активного психического отражения ребёнком окружающей действительности. В игре происходит физическое и психическое развитие ребенка.

Именно в игре происходит развитие психических процессов, и появляются важные психические новообразования, такие как воображение ориентация в мотивах деятельности других людей, способность к взаимодействию со сверстниками.

Мотив игры не в результате, а в самом процессе. Ребенок играет, потому что ему интересен сам этот процесс. Сущность игры в том, что дети отражают в игре различные стороны повседневной жизни, уточняют свои знания и осваивают различные субъектные позиции.

Но игра подразумевает не только выдуманные отношения (дочки-матери, продавец и покупатель и др., но и реальные отношения друг к другу. Именно в игре появляются первые симпатии, чувство коллективизма, потребность в общении ос сверстниками. В игре развиваются психические процессы.

Игра оказывает постоянное влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с предметами-заместителями, ребенок наделяет его новым названием и действует с ним в соответствии с названием, а не по прямому назначению. Предмет-заместитель является опорой для мыслительной деятельности. Действия с заместителями служат основой для познания реальных предметов

Ролевые игры интерпретируются в принятии на себя роли соответствия ей. Поведение ребенка, его действия и речь должны соответствовать роли.

Чем больше развито воображение, тем интереснее и сложнее становятся образы, создаваемые ребенком. При этом сверстники часто дают друг другу независимую оценку, распределяя роли так, чтобы всем было интересно играть.

Это означает одно: проявление воображение приветствуется, а, значит, происходит его развитие.

Бывает так, что из игры вырастает конфликт, поэтому ребятам приходится учиться распределять и сменять роли, помогать друг другу, делиться, доказывать свою правоту.

На этом этапе ведущая деятельность в дошкольном возрасте формирует деловые качества человека, ведь надо суметь договориться с другими, уступить или настоять на своем.

Необходимость кем-то быть, играть определенные роли, является неотъемлемой частью человеческого бытия. Без этого не может функционировать общественный организм, без этого невозможна самореализация индивида.

В 60-х годах отечественные социальные психологи начали активно разрабатывать основанную на Западе ролевую теорию. Это было обусловлено тем, что понятие «роль», по Е. С. Кузьмину, является «центральным для социально-психологической науки, т. к. роль является звеном связи социальных явлений с психологическими особенностями».

Существует также определение, что ролевое поведение – это поведение ребенка в соответствии с задачами роли и ожиданиями окружающих. Необходимыми условиями ролевого поведения являются ясность и приемлемость роли.

Ясность роли предполагает, что ребенку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, но и связь его деятельности с другими детьми.

Приемлемость роли состоит в том, что ребенок готов ее выполнять осознанно, поскольку поведение в соответствии с данной ролью будет приносить ему определенное удовлетворение.

При этом А. Л. Свенцицкий указывал на то, что любая роль не является чистой моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного ребенка не укладывается в чистую схему. Оно является продуктом уникального, свойственного только ему способа интерпретации и истолкования ролей.

Поведение ребёнка начинается с выполнения определенной социальной роли. Человек познает себя, оценивает свою роль и свое место в социальной среде и в соответствии с этим направляет, контролирует и корректирует свое поведение.

Процесс вхождения в роль и обладание ею у каждого человека протекает по-разному. Качество ролевого поведения зависит от состояния психических параметров личности, которые подвержены влиянию социальной и производственной среды.

В структуре сюжетно-ролевой игры центральным компонентом выступает роль – общественно принятый способ поведения людей в различных ситуациях. В игре дети выполняют различные роли, количество которых с возрастом увеличивается примерно до 10. Не все роли даются дошкольнику одинаково хорошо, 2-3 из них выделяются как любимые. Ролевое поведение регулируется правилами, которые составляют ядро роли. Поэтому усвоение ролевого поведения ребенком выступает мощным средством развития произвольности, как ведущей личностного качества. Ребенок учится выстраивать свое поведение, подчиняясь требованиям к роли, как общественно одобряемого образца поведения. Исполняя роль, ребенок сдерживает свои непосредственные побуждения, уступает личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает этические оценки. Хотя и хочется попробовать конфету продавцу, но он этого не делает. Выступая в разных ролевых позициях, ребенок воспринимает ситуацию с разных точек зрения: если водитель автобуса вдруг захочет изменить маршрут «пассажиры» будут протестовать. Это способствует развитию у ребенка понимание других людей на основе усвоения механизма децентрации. Вместе глубоким становится и понимание своих обязательств относительно других людей. Ранее девочка капризничала, была упрямой, маме с ней было трудно. Исполняя роль мамы в игре, она поняла, как важно, чтобы дочь была послушной. Итак, сюжетно-ролевая игра формирует у ребенка навыки социальной перцепции и взаимодействия, учит ребенка ценить положительные взаимоотношения между людьми, раскрывает взаимозависимость между ними.

Таким образом, отношение ребенка к правилам на протяжении дошкольного возраста претерпевает глубокие изменения. На первых этапах развития сюжетно-ролевой игры правила носят неустойчивый характер, часто нарушаются, не вызывая замечаний игроков; ролевое поведение ребенка переплетается с импульсивным поведением. На следующем этапе игроки не согласны с нарушением правил товарищами и требуют реалистического отражения в игре ролевого поведения взрослых: продавец не ест конфет; учительница не играется куклами подобное. К концу дошкольного возраста ребенок сознательно выполняет правила, аргументируя их необходимость: если учительница будет играться куклами, то некому будет провести урок.

Реализация замысла игры, развертывания ее сюжетных линий происходит путем выполнения участниками игры игровых действий. В соответствии с выбранными ими ролями.

Способность ребенка действовать в игре в мысленном плане знаменует собой значительные психические изменения. Как отмечал А. В. Запорожец, на основе внешней игровой деятельности у ребенка формируется умственный план: способность создавать системы обобщенных, типичных образов предметов и явлений и умение осуществлять различные их мысленные преобразования, подобные тем, которые ребенок выполнял реально с материальными объектами.

Особую роль выполняет игра в переработке любых эмоциональных напряжений. Играя в маленького зайчонка, который боится лисы, но успешно от неё удирает, малыш проживает свои реальные страхи (например, страх темноты) и, преодолевая их в игре, учится справляться с ними и в «реальной» жизни. Ведь хотя все события разыгрываются «понарошку», эмоциональный опыт, который накапливает при этом ребёнок, вполне реален.

Ролевое поведение ребенка в игре нельзя считать полноценным, если оно не будет отражать социальные отношения между людьми. В играх детей эта сторона жизни взрослых выражается в форме ролевого взаимодействия. В основе такого взаимодействия лежит ролевой диалог, т. е. специфическое ролевое общение, которое развертывается, когда дети играют вдвоем, приняв разные, но взаимосвязанные роли.

Таким образом, ролевое поведение закрепляется посредством установления правил игры. Неспособность ребенка исполнять роль одновременно означает невыполнение правил игры, которые осуждаются сверстниками, они отказываются продолжать такую игру. Отлучение ребенка от игры служит ориентирующим фактором: ребенок пытается выполнить требования сверстника, чтобы быть принятым в игру. А чтобы быть принятым в игру, необходимо действовать по правилам, то есть ребенок вынужден подчинять свои желания, непосредственные импульсы требованиям окружающих.

Заключение

Важным средством формирования отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения.

Сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей дошкольного возраста со сверстниками при системном и косвенном взаимодействии педагога.

Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом.

Публикации по теме:

Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенкаЛэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка В условиях реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встала необходимость поиска новых современных средств.

Бизиборд — занимательная развивающая доска для ребенкаБизиборд — занимательная развивающая доска для ребенка Бизиборд – занимательная развивающая доска для ребенка Цель: формирование представлений о том, какие умения и навыки развиваются у детей.

Бизиборд — занимательная развивающая доска для ребенка «Мир вокруг нас»Бизиборд — занимательная развивающая доска для ребенка «Мир вокруг нас» Любопытство ребенка не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игра как развивающая форма ролевого поведения ребенка
Опубликовано: 23 апреля 2025 в 02:36
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как развивающая форма ролевого поведения ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Лебедева (УИ 1197852) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД