Лариса Владимировна Петрушина
Конспект подгруппового занятия по автоматизации свистящих звуков на материале устного народного творчества.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия по автоматизации свистящих звуков на материале устного народного творчества.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 193» Ленинского района г. Саратова
подгруппового занятия
по автоматизации свистящих звуков
на материале устного народного творчества
Публикация «Конспект подгруппового занятия по автоматизации свистящих звуков на материале устного народного творчества,» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
с элементами логоритмики
с детьми старшего дошкольного возраста
Ответственный: учитель– логопед Петрушина Л. В.
Тема: «Жил был у бабушки серенький козлик».
Цель: закреплять правильное произношение свистящих звуков (С, З, Ц) в речи детей на материале произведений устного народного творчества. Развивать общую моторику, слуховое внимание и слуховую память, чувство темпа и ритма в движениях. Продолжать учить детей эмоциональной выразительности речи, прививать любовь к национальным традициям, народной культуре.
Предшествующая работа: заучивание пословиц, поговорок, скороговорок на свистящие звуки, распределение и разучивание речевого материала для инсценирования сказки, разучивание музыкальной игры «Веселый бубен», логоритмического упражнения «Жил был у бабушки», «Идет козел по лесу».
Материал и оборудование : русские народные костюмы, короб, коромысло, ведро, макет русской избы, декорация русского быта, конфеты.
Ход:
Дети водят в музыкальный зал под русскую народную музыку.
Логопед: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости. Гости званные, гости желанные, так давайте поздороваемся с гостями по-русскому обычаю – низко кланяясь.
Дети: Здравствуйте, гости дорогие! (кланяются в пояс и садятся на стулья).
Раздается стук в дверь.
Логопед: Стучат. Наверное это еще гости – запоздалые.
В зал заходят тетушка Пословица и дочка ее Поговорка.
Тетушка Пословица: Здравствуйте, детки, здравствуйте милые!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Здравствуйте, тетушка Пословица! А это ваша дочка с вами пришла?
Тетушка Пословица: Да, это дочка моя - Поговорка. Мы к вам пришли короб пословиц да поговорок принесли. А вы нас слушайте, да на ус себе мотайте.
Поговорка: Матушка, да какой же у детей ус?
Тетушка Пословица: А ты к словам не цепляйся! Из одних слов шубы не сошьешь!
Поговорка: Нет, матушка слово железные ворота отпирает. Доброе слово, что дождик в засуху.
Логопед: Ох, гости, дорогие. Подождите, не ссорьтесь. Вы лучше с ребятами познакомьтесь, о себе расскажите.
Тетушка Пословица: Оно и правда! Что ж о себе поведать не худо. Пословица – это мудрость народная. Веками русский народ сочинял и копил пословицы. А вы, ребята, пословицы знаете?
Дети: Званому гостю – первое место.
Добрый гость всегда впору.
Сломать дерево – секунда, а вырастить – годы.
Глупый осудит, а умный рассудит.
Красота приглядится, а ум всегда пригодится.
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Не в свои сани не садись.
Скатертью трясет, а за стол не несет.
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Тетушка Пословица:Молодцы, ребята, пословицы вы хорошо знаете, а поговорки знаете?
Дети: Да.
Тетушка Пословица: Поговорки от пословиц короче, но по мудрости пословице не уступает.
Поговорка: Поговорка ни кого не поучает, зато посмеяться над глупостью любит как следует.
Логопед: Нам поговорки тоже полюбились за веселый лад. Хотите послушать?
Дети: Не суй свой нос в чужой вопрос.
За все берется, да не все удается.
Кто весел, а кто и нос повесил.
Нога спотыкается, а голове достается.
Грязь не сало, потер и отстало.
Зубы есть, да нечего есть.
Свято место пусто не бывает.
Осенняя муха сильнее кусает.
Было густо – стало пусто. Свои люди, сочтемся.
Всякая птица своим носом сыта.
Остатки – сладки. Седьмая вода на киселе.
Такие чудеса, что дыбом волоса.
Тетушка Пословица и дочка Поговорка благодарят детей и предлагают поиграть в игру «Веселый бубен».
Раздается стук в дверь.
В зал заходят Тетушка Небылица и дочка ее Скороговорка.
Тетушка Пословица: Тетушка Небылица! Явилась, не запылилась. Ну разве можно так опаздывать.
Логопед: Ничего, ничего, проходите. Ведь добрый гость.
Дети: Всегда в пору.
Тетушка Небылица: Рада с вами познакомиться. Здравствуйте, ребята. Я -Тетушка Небылица родная во всех лицах. То я стишком прикинусь смешным, то сказочкой, то рассказ такой расскажу, что только за животики держитесь от смеха!
Логопед: И правда, ребята, в небылице весь мир вверх ногами переворачивается. Одно только небылице запрещено: быть нескладухой! Все слова небыличные аккуратно друг к дружке подобраны, и звучат красиво и запоминаются быстро так, что их даже петь можно
Дети: 1. Баба Света сон видала
Нам сегодня рассказала:
Заяц съел большого волка,
Доедает кость под елкой.
Все: Чепуха! Чепуха!
Это просто враки
Куры съели петуха,
Говорят собаки.
2. Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Все: Чепуха! Чепуха!
Это просто враки
Куры съели петуха,
Говорят собаки.
Тетушка Небылица: Ой, молодцы, ребята. Как вы нас порадовали.
Логопед: Тетушка Небылица, а дочку вашу как зовут?
Тетушка Небылица: А дочку мою зовут Скороговорка. Уж она говорит, говорит, всех переговорит.
Скороговорка: Кто язык сломать не боится, всегда со мной подружится. Кто много скороговорит, тот правильно и чисто говорит. В народе меня еще чистоговоркой зовут.
Логопед: А мы с ребятами много чистоговорок знаем.
Дети: Несет Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.
В лесу лиса под сосенкой
Стелила постель лисенку.
Босой Сысой
Сено косит косой.
Зойка зайкина хозяйка
Спит в тазу у Зойки зайка.
Куцая лисица в платьице из ситца
Сеет муку из пшеницы.
Спит спокойно серый слон
Видит сладкий, сладкий сон.
Из соседнего колодца
Целый день водица льется.
Цапля носатая
Весь день спит, как статуя.
Скороговорка: Ну, ребята, молодцы, все получат леденцы.
(отдает короб, в нем леденцы)
Логопед: Спасибо тебе Скороговорка и тебе Тетушка Небылица. Ну вот, ребята, одни гости ушли, а другие остались. Значит не зря мы с вами старались. Но это все присказка, а сказка будет впереди. А о ком будет сказка вы узнаете если загадку отгадаете: С бородой, а не мужик,
С рогами, а не бык,
С пухом, а не птица,
О ком говорится.
Дети: О козлике.
Под музыку в зал вбегает козлик. Дети образуют круг вокруг него. Поют песенку про козлика, сопровождая ее движениями рук.
Жил был у бабушки серенький козлик,
Вот как, вот как, серенький козлик (показывают рожки)
(к круг выходит бабушка)
Бабушка козлика очень любила,
Вот как, вот как, очень любила (обнимаются)
Отправился козлик в лес погуляти,
Вот как, вот как, в лес погуляти (подскоки)
Все дети: Идет козел по лесу (3р) (дети идут по кругу)
Искать себе принцессу (3р) (козлик противоходом внутри)
Ходил лесной дорогою, (3р) (козлик выводит козу)
Нашел Козу безрогую (3р) (прыжки)
Ме – ее!
Дети подходят к декорациям русской избы. Бабка садится за прялку, козел ходит вокруг дома.
Рассказчик: У бабусеньки козел, у Семеновны седой
Очень умный был, сам и поводу ходил
Сам и воду носил.
Попросился козлик у бабусеньки в лесок.
(козел ходит по двору с коромыслом и ведрами)
Козел: Ты, бабусенька, ты, Семеновна
Отпусти меня, козла, во лесок на часок.
Бабка: Козынка – козачок,
Серенькие ножки,
Сарафановы сапожки,
Я тебя поила, сено носила
На ноги поставила, не оставь меня
Козел: Я там волка убью, тебе шубу сошью,
А лисицу убью, воротник принесу.
Рассказчик: Старая старуха обрадовалась, отпустила козла.
Все: Идет козел по ельничку, идет седой по березничку
Рассказчик: А навстречу козлу скачет заинька.
Испугался козел, испугался седой.
Козел: Зверь лесной ты скажи свое имя
Ты не смерть моя, ты не съешь ли меня?
Заяц: Я не смерть твоя, я не съем тебя
Я ведь заинька, я ведь маленький
Я по лесу иду, я капустку ищу.
Все: Идет козел по ельничку, идет седой по березничку
Рассказчик: А навстречу козлу идет лисонька
Испугался козел, испугался седой.
Козел: Зверь лесной ты скажи свое имя
Ты не смерть моя, ты не съешь ли меня?
Лиса: Я не смерть твоя, я не съем тебя
Ведь я лисонька, я все по лесу хожу
За лисятами слежу.
Все: Идет козел по ельничку, идет седой по березничку
Рассказчик: А навстречу козлу идет серый волк.
Испугался козел, испугался седой.
Козел: Зверь лесной ты скажи свое имя
Ты не смерть моя, ты не съешь ли меня?
Волк: Да я смерть твоя, и я съем тебя!
Рассказчик: Испугался козел, испугался седой.
Что есть духу домой поскакал.
Он бородкой метет, словно веничком
Он ногами стучит словно ступочками.
Козел: Ой, бабусенька, ой, Семеновна
Отворяй ворота, запускай козла!
Бабка: Прискакал козел домой – ох, замаялся
И в лес ходить он закаялся. (гладит козла по голове)
Рассказчик: Вот и сказка вся, сказка кончилася!
Логопед:Хвалит детей за выполненные задания. Спасибо вам, гости дорогие, что пришли на нас посмотреть и себя показать.
По окончании занятия всех гостей приглашают на чаепитие.