Мария Россова
Влияние устного народного творчества на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние устного народного творчества на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Воспитание ребенка - это ежедневный труд, в процессе которого мы - взрослые формируем личность ребенка. Нравственно-патриотическое воспи-тание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания, как чело-веческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если сформировать у ребенка умение видеть красоту вокруг себя.
Публикация «Влияние устного народного творчества на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Устное народное творчество
- Темочки
И здесь хотелось бы отметить, что нравственно-патриотическое воспи-тание ребенка дошкольного возраста пронизывает все сферы его деятельно-сти: когда он играет и общается со сверстниками, во время приема пищи, когда участвует в беседах, праздниках, наблюдает за поведением взрослых и т. д., а так как у ребенка не накоплен жизненный опыт, то он не всегда может сориентироваться в вопросах правильного поведения и понимания «что такое хорошо» и «что такое плохо».
Поэтому нам - взрослым, необходимо при помощи различных форм, приемов, средств методов работы обогащать жизненный опыт и влиять на нравственно-патриотическое воспитание ребенка. Организуя воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста, мы должны решать следующие задачи: сформировать бережное отношения к природе и всему живому; привить любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; знакомить с городами России и символами государства (герб, флаг, гимн); развить чувства ответственности и гордости за достижения страны и её народа; интерес к русским традициям и промыслам; воспитать уважение к труду и продуктам трудовой деятельности; толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Неоценимую помощь в решении этих задач оказывает устное народное творчество, ведь его содержание – жизнь народа, человеческий опыт, про-шедший через века, духовный мир человека, его мысли, чувства, пережива-ния. Это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриоти-ческого воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказ-ках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении многих ве-ков, воспитывает в детях гордость за талант народа, любовь к родному языку.
Организуя с детьми такой вид деятельности, как восприятие художест-венной литературы и фольклора, считаю необходимым решать не только за-дачи развития речи и поэтического слуха ребенка. Поэтому устное народное творчество использую как средство развития человечности, гуманных качеств личности детей - добра и справедливости, чувства гражданственности.
Так, например, с помощью сказок показываю детям, как дружба помогает победить зло, как добрые и миролюбивые герои побеждают, как отважные богатыри сражаются с теми, кто нападает на их родину, как красива и пре-красна русская природа, каким трудом и упорством достигается конечный результат. Прелесть сказки в том, что она не дает прямых наставлений детям (типа «Люби свою Родину», «Слушайся родителей», «Уважай труд старших», но в её содержании всегда заложен урок, который малышам уда-ется уловить, а затем перенести в свой жизненный опыт. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми, сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес, на улицу одним ходить нельзя - можно попасть в беду, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» - учат дружить. Наказ слушаться родителей и старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Особо ярко моральные ценности представлены в волшебных сказках. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упор-ством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица – умница, трудолюби-вая, умеющая красиво петь и танцевать, почитающая волю своих родителей. А для мальчиков – добрый молодец – сильный, смелый, бесстрашный, защи-щающий себя, свою семью, родной город, родину. Самые популярные вол-шебные сказки, где ярко раскрыты все эти характеристики: «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Финист ясный сокол», «Царевна-лягушка», «Мертвая царевна».
Для ознакомления детей с родным краем и воспитания у них патриоти-ческих чувств, я использую русские народные сказки и сказки народов При-байкалья. Например, сборник фольклорных сказок А. М. Шастина «На море, на окияне, на острове, на буяне», сказки «Моложавые яблоки», «Иван-царевич», «Горе», «Счастье», «Про солдата», «Хитрый цыган». Эти сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как пра-вило, страдания положительного героя и его друзей являются приходящими, временными. За ними обычно приходит радость, причем эта радость – ре-зультат борьбы, результат совместных усилий.
На основе прочитанных сказок, у ребенка сформируется идеал, или да-лекая перспектива, к которой он будет стремиться с детства, сверяя с идеалом свои дела и поступки, что во многом определит его как личность со своей гражданской позицией и нравственными ценностями, в том числе и любовь к родине.
Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом — вечность вос-питания, символизирующая вечность движения человечества к своему ду-ховному и нравственному прогрессу».
Наряду со сказками в воспитании детей, я использую пословицы и по-тешки – чтобы развеселить, загадки – чтобы научить думать и рассуждать. Большинство загадок русского народа было о природных явлениях. Вот, не-которые из них:
«Синяя шубка весь мир одела».
«Один пастух тысячу овец пасет».
Пословицы говорят: «Своя земля и в горести мила», «На Родине и пас-мурный день светел», «В чужом краю и своей вороне рад». Потому что са-мым важным для человека считалась любовь к большой и малой родине, сво-ей семье и родителям.
Использование в работе с дошкольниками материалов русского народ-ного творчества показало, насколько это оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств.
Список литературы:
1. Аникин В. П., Русское устное народное творчество, Москва, Высшая шко-ла, 2001 год.
2. Козлова С. А., Куликова Т. А., Дошкольная педагогика, Москва, Просве-щение, 1998 год.
3. Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду, Москва, Просвещение, 1989 год.
4. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов, Санкт-Петербург, Детство – ПРЕСС, 2011 год.
5. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду / Т. И. Бабаева и др., Москва, Детство-Пресс, 2011 год.
6. Соловьёва Е. В., Царапенко Л. И., Наследие. И быль и сказка. Пособие по нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры, Москва, Обруч, 2011 год.
7. Подласый И. П., Педагогика, Москва, Просвещение, 1996 год.
8. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки, Ленинград, 1986 год, С. 361.
9. Свадковский И. Ф., Нравственное воспитание, Москва, Просвещение, 1972 год, 144 с.
10. Штольц Х., Рудольф Р., Как воспитать нравственное поведение, Москва, Просвещение, 1986 год.
11. Болотина Л. Р. ,Комарова Т. С., Баранов С. П., Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведе-ний. 2-е изд., Москва, Академия, 1997 год.
12. Буре Р. С., Островская Л. Ф., Воспитатель и дети, Москва, Просвещение, 1985 год.