Ольга Кряж
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звуков [Р], [Р’] «Мы — зверята, очень дружные ребята»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 станицы Ярославской
муниципального образования Мостовский район
Конспект открытого подгруппового
логопедического занятия
Тема: «Мы - зверята, очень дружные ребята».
Конспект разработала
учитель-логопед
Кряж Ольга Викторовна
Цели.
Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звуков [Р], [Р’] „Мы — зверята, очень дружные ребята“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
• закрепить слуховой и моторный образы звуков [Р], [Р’];
• автоматизировать звуки [Р], [Р’] изолированно, в слогах, словах и предложениях.
Коррекционно-развивающие:
• развивать зрительное восприятие;
• развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;
• развивать фонематический слух и восприятие;
• развивать общую моторику, используя физминутку;
• развивать пальцевую моторику, используя пальцевую гимнастику;
• развивать зрительную память, используя игру «Чего не стало?»;
• закреплять умение ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать желание говорить правильно и красиво;
• воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.
Оборудование: картинки для анализа артикуляции, карандаши, фланелеграф, графическое изображение буквы Р, элементы буквы Р; таблица моделирования и дифференциации артикуляционных укладов; шапочки (тигра, муравья, медведя, скворца, крота); картинки (тигрица с тигрятами, кенгуру с кенгурятами, рысь с рысятами); игрушки для игры «Кого или чего не стало?» (Буратино, пирамидка, шар, грузовик, барабан, Чебурашка, матрешка, зеркала, вата, ведерко с надписью буквы Р, теннисные мячики с буквами А, О, У, И, Е.
Ход занятия:
Логопед : Каждый знает свое имя. Скажет его громко или тихо. (Ответы детей).
(Дети садятся)
Игра «Подскажи словечко».
Логопед : Почему-то не до игр,
Если рядом бродит. (тигр). (Логопед выставляет игрушку тигра)
Но наш тигр не опасный,
А очень даже прекрасный.
Логопед : Назовите последний звук в слове «тигр». [Р].
- Сегодня мы будем учиться правильно и четко произносить слова со звуками [Р], [Р’]. И чтобы это получилось у вас правильно, нужно подготовиться.
Сначала сделаем дыхательную гимнастику.
Тут комарик прилетел.
На лошадку нашу сел.
Мы его прогнать хотели.
Дули-дули и вспотели.
(Один длительный вдох носом, три коротких выдоха ртом)
Логопед : А теперь пропоём гласные звуки.
Логопед : Поскакали на «Лошадке», постучим как «Дятел». Молодцы!
Логопед : Встаньте в круг, представьте, что вы звери, закройте своими «лапками» мордочки.
Не стучите в эти двери,
Спят уже, наверно, звери!
Если будете стучать -
Звери могут зарычать! (Р-Р-Р.)
(Логопед стоит в центре круга и легонько постукивает по «лапкам» «зверушек»; после слова «зарычать» дети дружно выглядывают из своих укрытий и рычат)
Логопед : На звук [Р] вы посмотрите.
Все о звуке расскажите.
(Губы в улыбке, зубы разомкнуты, язык поднят за верхние зубы, воздушная струя холодная. Когда выходит воздушная струя, кончик язычка дрожит. Голосовые складки сомкнуты, голосок «звенит»).
Логопед : Что вы можете сказать о звуке [Р] ?
(Звук [Р]- согласный (не тянется, звонкий (голосовые связки работают, твердый (обозначаем синим кружочком). Звук [Р’] - мягкий (обозначаем зеленым кружочком).
Логопед : Звуки [Р] и [Р’] обозначаются буквой Р. (Показ буквы Р)
Логопед : Из каких элементов состоит буква? (Из палочки и полукруга)
Логопед : Сколько элементов? (Два)
Логопед : На что похожа буква Р? (Ответы детей)
Букву Р писать несложно.
Справа палке осторожно
Подрисуем мы кружок,
И получится флажок.
(Конструирование буквы из элементов (использование фланелеграфа)
Логопед : Слушайте меня внимательно, если услышите звук [Р], грозно прорычите: а-р-м-н-р-е-л-с-р.
Логопед : Скажу вам, ребята, по секрету, что тигр пришел к нам не один, а со своей семьей и со своими друзьями. Они приготовили для вас много интересных заданий. Первое задание: на мячиках написаны гласные буквы, нужно бросить мячик в ведерко и произнести получившийся слог ра, ро, ру.).
Логопед : Посмотрите, ребята, на картинку, кто на ней изображен?
(Тигрица с тигрятами)
Два котенка, два тигренка
Шустренькие лапки.
Любят игры эти тигры
В цапки и царапки.
Пальчиковая игра «Коготки»
Точит кошка коготки, сидя на окошке,
Ах, какие же они острые у кошки.
Ах, какие у нее маленькие лапки.
В этих лапках до поры дремлют цап-царапки.
пальцы выпрямляют и сжимают
поглаживают ладони друг о друга.
сжимают пальцы в кулачки,
поворачивают кулачки вправо-влево.
Логопед : Наши маленькие тигрята очень любят играть с рысятами. (Выставляется картинка с изображением рысят)
- Сейчас, я вам, ребята, расскажу сказку. Жили-были два рысенка. У одного была кличка короткая - Рыж, а у другого длинная - Рыжехвостик. Интересно, что Рыж любил короткие слова, а Рыжехвостик - длинные. Много было хлопот у их мамы с приготовлением еды для них. Как вы думаете, кто любил рассольник, а кто - борщ? Кто рис, а кто макароны? Кто морс, а кто мороженное? Рысята были очень добрые, помогали старшим. И вот однажды повстречались они в лесу с добрым волшебником и помогли ему донести тяжелую сумку. За это волшебник подарил им вот эти предметы. (Логопед показывает игрушки. Дети называют их.)
Логопед : Рысята хотят проверить вас, они предлагают вам поиграть в игру «Кого или чего не стало?
(Логопед на стол выставляет соответствующие игрушки. На счет три дети закрывают глаза, а в это время, логопед забирает какую- нибудь игрушку. Дети открывают глаза и называют, кого или чего не стало).
Физминутка.
Головами покиваем,
Носиками помотаем
И зубами постучим,
И немножко помолчим.
Плечиками мы покрутим
И про локти не забудем.
Пальчиками потрясем
И немножко отдохнем.
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой подобьем.
И немножко отдохнем.
Головами покиваем,
Носиками помотаем
И зубами постучим,
И немножко помолчим.
Движения проводятся согласно тексту.
Логопед : У каждого есть свой дом,
хорошо уютно в нем.
героям нашим ты поможешь,
если к дому их проводишь.
(Выставляется картинка кенгуру с кенгурятами.)
Логопед : Посмотрите, ребята, с кем еще дружит наш тигр? (ответы детей)
Логопед : Кенгуру хочет у вас спросить, где живут вот эти животные и птицы.
(Логопед превращает детей в «зверей» - каждому ребенку дается шапочка)
( Ответы детей: муравей живет в муравейнике, скворец живет в скворечнике, медведь живет в берлоге, бобер живет в хатках, лиса живет в норе, тигр живет логове, крот живет в норе.)
Логопед : Давайте, ребята, запишем последнее предложение. Но сначала подсчитаем, сколько в этом предложении слов.
(После того, как логопед вместе с детьми подсчитает количество слов в предложении, проводится запись предложения)
Логопед : Назовите первое, второе, третье, четвертое слово. В каких словах встречаются изучаемые звуки? (Крот, норе). Сколько частей в слове «крот» (одна часть). Назовите место звук [Р] в слове «крот» (в середине слова). Каким кружочком мы этот звук обозначим? (синим). Почему? (потому что в слове «крот» звук [Р] согласный и мы его произносим твердо). Сколько частей в слове «норе» (две части). Как произносим звук [Р] в этом слове твердо или мягко? (мягко). Определите место звука [Р’] в слове и обозначьте кружочком.
Логопед : Ребята, все задания наших гостей мы выполнили.
Логопед : Вот и закончилось наше приключение, пора возвращаться назад. Давайте попрощаемся со всеми животными, которых мы сегодня встретили и еще раз их назовём (тигр, тигрица, тигрята, кенгуру, рысь, рысята, муравей, скворец, крот).