Марина Цепцура
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с ТНР «Космос. Звук [Э]. Буква «Э, э»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели:
Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда взрослых. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт, корабль, ракета, станция, иллюминатор, спутник, полет, планета, звезда, орбита; первый, космический, орбитальный; осваивать, летать, запускать).
Совершенствование навыка чтения.
Коррекционно-развивающие цели:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе с ТНР „Космос, Звук [Э], Буква „Э, э“» размещена в разделах
- Буква Э и звук [Э]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия и внимания, мышления, творческого воображения, общей, тонкой и артикуля-ционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки по теме «Космос», картинка В. М. Каратая «Строительство космической станции», плоскостные изображения звезд с написанными на них словами и ракет, маленькие предметные картинки со звуком [р] в названиях, мяч.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок в любой детской энциклопедии или слайдов с изображениями звездного неба, Луны, Млечного пути, некоторых созвездий, беседа по теме «Космос» на занятии по развитию речи. Проведение игры «Космонавты» в центре сюжетно-ролевых игр. Разучивание упражнения «Ракета». Образование однокоренных слов к слову звезда на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. [Развитие навыков слогового анализа слов. Объявление темы занятия. ]
Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними и предлагает им приготовиться к занятию. На столе перед каждым ребенком лежит предметная картинка.
Логопед. Встаньте около стульчиков, посмотрите на свои картинки. Сядет тот, кто назовет свою картинку и разделит ее название на слоги.
1-й р е б е н о к. Ра-ке-та. В этом слове три слога.
2-й ребенок. Спут-ник. В этом слове два слога.
3-й ребенок. Кос-мо-навт. В этом слове три слога.
4-й ребенок. Лу-на. В этом слове два слога.
Логопед. Молодцы! Вы быстро и правильно выполнили первое задание.
1. Рассматривание картины «Строительство космической станции» и беседа по ней. [Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Космос». Развитие диалогической речи. ]
Логопед помещает на магнитную доску картину и обращает на нее внимание детей.
Логопед. Посмотрите на картину, которая называется «Строительство космической станции». Что и кого вы видите на ней?
Дети. Мы видим космическую станцию и космонавтов.
Логопед. Верно. Это действительно космическая станция. Ее называют орбитальной, потому что она находится на земной орбите и с огромной скоростью движется вокруг Земли. Космонавты вышли из орбитальной станции в открытый космос и монтируют новое оборудование. Оно необходимо им для исследования космоса. Что еще вы видите в космосе?
Дети. Мы видим Землю, Луну и много звезд.
Логопед. Что вы можете сказать о Земле? Какая Земля?
Дети. Голубая, далекая,красивая.
Логопед. А Луна какая?
Дети. Маленькая, холодная, круглая.
Логопед. Какие звезды вы видите?
Дети. Большие, блестящие, яркие.
Логопед. Как вы думаете, какая работа у космонавтов?
Дети. Трудная, интересная, важная, опасная.
Логопед. Правильно. Космонавты действительно выполняют очень важную работу. Благодаря этой работе на Земле развиваются наука и техника.
Логопед убирает картину.
3. Отгадывание загадок. [Развитие связной речи, мышления. ]
Логопед. А теперь попробуйте отгадать мои загадки. Какая станция мчится быстрее любого поезда?
Дети. Орбитальная.
Логопед. Почему вы так решили?
Д е т и. У нее очень большая скорость.
Логопед.
Угли пылают —
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днем не видать.
Что это?
Дети. Это звезды.
Логопед. Как вы догадались?
Дети. Звезды ярко горят, но днем их не видно.
Логопед. Какие же вы сообразительные! Молодцы!
4. Подвижное упражнение «Ракета». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения. ]
Логопед приглашает детей выйти на ковер и предлагает сделать знакомое упражнение.
А сейчас мы с вами, дети, (маршируют по кругу)
Улетаем на ракете.
На носки поднимись, (поднимаются на носки, тянут руки вверх, сомкнув их)
А потом руки вниз. (опускают руки)
Раз, два, потянись. (вновь тянутся вверх)
Вот летит ракета ввысь! (бегут по кругу на носочках)
В. Волина
5. Игра «Зажги звезду». (Развитие фонематического восприятия. ]
Логопед достает контейнер с плоскостными изображениями звезд.
Логопед. Послушайте стихотворение и определите, какой звук слышится в начале некоторых слов.
Логопед читает стихотворение, акцентирование произнося звук /э/.
Это Эля, Эмма, Эдик Едут на велосипеде.
Дети. Это звук [э].
Логопед. Давайте произнесем этот звук все вместе.
Дети вместе с логопедом произносят звук [э].
Логопед. Обратите внимание: когда мы произносим этот звук, у нас во рту нет преграды. Как выдумаете, звук [э] — гласный или согласный?
Дети. Гласный
Логопед. Верно. Его можно петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети. Красным.
Логопед. Правильно. Возьмите в руки по одной звездочке. Ведь сейчас мы с вами изучаем тему «Космос», а в космосе так много звезд. Вы будете поднимать звезды, как только услышите звук [э].
Э, и, а, э, у, э, о, э, а, з.
Эмма, утка, иглы, эхо, Эдик, остров, этот.
Дети слушают и поднимают звездочки, услышав звук /э/.
Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок
6. Упражнение «Кто же это?» [Уточнение словаря по теме «Профессии».]
Логопед берет в руки мяч.
Логопед. Теперь я хочу узнать, хорошо ли вы знаете, что делают представители разных профессий. Я буду говорить, что делает человек и бросать каждому по очереди мяч, а вы будете ловить мяч и называть его профессию.
Учит детей.
1-йребенок. Учитель.
Логопед. Лечит людей.
2-й ребенок. Врач.
Логопед. Водит поезд.
3-й ребенок. Машинист.
Логопед. Исследует космос.
4-й ребенок. Космонавт.
Логопед. Молодцы! Вы справились и с этим моим заданием.
7. Игра с мячом «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]
Логопед. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову звезда. Садитесь на ковер. Будем катать мяч друг другу. Как можно ласково назвать звезду?
1-й ребенок. Звездочка.
Логопед. Если на небе много звезд, какое оно?
2-й ребенок. Звездное.
Логопед. Как можно назвать корабль, который летит к звездам?
3-й ребенок. Звездолет.
Логопед. Как называют в сказках волшебника, который определяет будущее по звездам?
4-й ребенок. Звездочет.
Логопед. Великолепно! Вы меня порадовали.
8. Игра «Кто полетит в ракете». [Автоматизация произношения звука [р] в игровой деятельности. ]
Логопед убирает мяч и помещает на коврограф плоскостные изображения ракеты с вырезанными иллюминаторами и звезд, а на ковре рассыпает маленькие предметные картинки.
Логопед. Давайте отправим в космос сказочных героев. Закрепляйте в иллюминаторе картинку и рассказывайте, кто полетит в ракете на Марс и Венеру. Следите за произношением звука [р].
1 -й ребенок. На Марс и Венеру полетит Чебурашка.
2-й ребенок. Вместе с Чебурашкой на Марс и Венеру полетит Буратино.
3-й ребенок. Чебурашка и Буратино возьмут с собой на Марс и Венеру Красную Шапочку.
4-й ребенок. Вместе с Чебурашкой, Буратино и Красной Шапочкой на Марс и Венеру полетит Дед Мороз.
Логопед. Молодцы. Ракета отправилась на Марс и Венеру.
9. Чтение слов с пройденными буквами. [Совершенствование навыка чтения. ]
Логопед убирает изображение ракеты.
Логопед. Возьмите по одной звезде с коврографа и прочитайте слова, написанные на них.
1-йребенок. Космос.
2-й ребенок. Спутник.
3-й р е б е н о к. Космонавт.
4-й р е б е н о к. Космонавты.
Логопед. Молодцы! Вы отлично читаете!
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ] Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, перечислить игры и задания, а затем оценивает работу каждого ребенка.